Цели урока:
выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»;
показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.
Ход урока:
Урок наш необычный: на уроке обществознания мы будем говорить о рассказе «Кукла», автор которого Евгений Носов, талантливейший писатель 60-х годов. С этим произведением вы уже познакомились на уроке литературы.
Чем же привлекает к себе творчество писателя? «Прежде всего: умение рассказать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, живописно».
Вы уже не первый раз перечитываете этот рассказ, и всегда он заставляет задуматься наc о нашей жизни, что с нами происходит?
- люди перестали по-настоящему любить землю;
- перестали быть умными, заботливыми хозяевами на ней;
- плохо помним историю, какого рода-племени, и как, следствие, духовно вырождается человек.
- Давайте и мы с вами подумаем вместе, в чем сила рассказа. В чем его суть?
Ответить на этот вопрос значит, попытаться ответить на многие вопросы, волнующие нас: что надо сделать, чтобы люди были добры друг к другу, чтобы наша жизнь стала радостнее. Ведь каждый сам делает свой выбор.
- А теперь давайте попробуем найти ответы на эти вопросы в рассказе «Кукла».
Свой рассказ автор начинает с описания природы, реки. Найдите и зачитайте эти отрывки.
(зачитать отрывок в учебнике Литература, авт. Коровина 7 класс, с. 273-274).
«Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омута…»
«В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом».
- Какой же была река? Какими эпитетами, красками описывает ее автор?
- Но прошло несколько лет…
Что произошло? Какой он увидел реку? (зачитать отрывок из текста с. 274).
«… Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубных тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи…
Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимым дождями с полей…
…там, где когда-то крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый метляк, похожий на большую околевшую рыбину…
Глядя на зараставшую реку, едва сочившуюся присмиревшей водицей, Акимыч горестно отмахнулся:
- И даже удочек не разматывай! Не трави душу…»
- О чем думаем мы, читая эти строки, сравнивая прежнее и нынешнее реки?
К чему это может привести? (зачитать отрывок из текста).
«Вскоре не стало на Сейме и самого Акимыча, избыл его старый речной перевоз…»
- А кто такой Акимыч? ( зачитать отрывок из текста с. 275).
«…мы с Акимычем воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он – в Углич.
Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: дальнобойным фугасом завалило в окопе и контузило так, что и теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращено глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».
- Как передается душевное состояние Акимыча?
«Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. …его вывело что-то из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило.»
«…Все еще не приходя в себя, Акимыч кивнул головой в сторону школы…
в пригороде было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают последние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархотные шмели. А воздух уже остер и крепок, и дали ясны и открыты до беспредельности… эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия…
В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.
…не сразу ответил Акимыч, все еще сокрушенно глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился. – Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются…»
- Какие черты характера Акимыча оказались главными? (доброта, отзывчивый человек, неравнодушный).
«С куклой это не первый случай… то и дело вижу: то там, то тут – под забором ли, в мусорной куче – выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или обеих ног…
Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется… Колотит меня всего. А люди идут мимо – каждый по своим делам, и ничего… проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотайству.
Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх…»
- Этот рассказ сначала был назван «Акимыч», а потом «Кукла». Почему автор решил изменить название рассказа? (брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьезному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках).
Работа в группах.
Задание:
У вас на партах листы, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите самый страшный порок, на ваш взгляд, который вызывает проявление и всех других.
жестокость |
безответственность |
злость |
зависть |
легкомыслие |
трусость |
равнодушие |
жадность |
предательство |
лицемерие |
( после работы – записать все выбранные слова на доске).
А теперь посмотрите еще раз на перечисленные качества – какое самое страшное? (равнодушие).
К чему может привести равнодушие? (проявление зла, жестокости, и, в конце, к преступлению).
онец рассказа печальный – это не прихоть автора, а развитие самой жизни, где жестокость сочетается с лаской, черствость – с щедростью души.
- Какие страшные слова произносит Акимыч: «Многие притерпелись друг к другу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются».
- Против каких явлений жизни, по мнению автора, нужно протестовать?
(Равнодушия, зла, жестокости. Протест писателя против равнодушия и безразличного отношения ко всему, что окружает).
- Итак, мы поговорили только об одном рассказе Е.Носова. Пусть мудрость этого рассказа станет и вашей мудростью, поможет вам стать лучше, сделать правильно свой выбор.
- Почему этот рассказ мы анализируем на уроке обществознания?
- Мы изучали причины преступлений, черты характера людей, которые вступают на преступный путь. Давайте с этой точки зрения проанализируем поступки героев рассказа.
- Какое преступление произошло? (Описано преступление против личности, нанесение телесных повреждений, так как кукла олицетворяет человека, она его маленькое неживое подобие, циничное надругательство).
- А кто мог совершать это деяние? (Человек, который бродил без дела, или компания без конкретных занятий).
- Что их объединяет? (Нежелание учиться, страсть к в/фильмам, которые побуждают к агрессивным действиям, дракам, насилию).
- Естественно то, что произошло с куклой? (В какой-то мере да, потому что сейчас много фильмов, где показывают насилие, убийства. Многие подростки пытаются подражать, собираются в группы для проведения свободного времени).
- В тексте мы читаем: «Кукла валялась под школьным забором…» Наверное, были очевидцы этих действий. Какую ответственность несут те, кто видел, что происходило, и не остановил? (Это бездействие. Уголовным Кодексом предусмотрено наказание – лишение свободы. Но самое главное - это очень жестокие люди).
- Почему люди остались безучастными к преступлению? (Такое время, стало очень много равнодушных людей, главное – свои заботы, не хотят видеть боль других, равнодушные, ссылаются на сложную жизнь).
- Почему такое преступление стало возможным? (Проходившие мимо люди побоялись остановить группу ребят, потому что ребята могли поступить с ними также, позволяли творить зло).
- Кукла валялась под забором школы истерзанная, одинокая, никому не нужная, хотя еще недавно кто-то с ней играл. Почему никто не убрал ее?
(Люди редко задумываются над своими поступками. Все, кто проходил мимо, оказались неспособными увидеть чужую боль, пусть неживого существа. Раз прошли мимо, то эти люди сами могут поиздеваться над животными, сломать дерево, испортить парту в школе, обидеть младших).
- Почему такое стало возможным? (Из-за безнаказанности. У людей, которые совершили преступление и не получили наказание, развивается чувство безнаказанности. У тех, кто проходил, своя формула жизни: «Моя хата с краю». Это очень равнодушные люди к чужому горю.)
- Давайте поразмышляем. Сегодня истерзана кукла, и все прошло безнаказанно, а завтра… (Не помогут больному, старому, пройдут мимо человека, которому стало плохо на улице).
Задание:
1 минуту подумайте, может, кто-то из вас был в такой ситуации? И, если возникнет желание, можете рассказать нам.
- Акимыч несет куклу закапывать. Почему он это делает? (с.278)
«Он сутуло, сгорблено перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив её продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешено сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки, сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.
И вдруг он шумно вздохнул,.. и проговорил с болью:
- Всего не закопать…»
- Не хочет, чтобы люди видели зло, которое совершили другие. Но он сам говорит: «Всего не закопать …» Как вы понимаете слова Акимыча?
- Мы должны быть готовы отвечать за свои поступки, зло не уходит совсем, надо противостоять злу, уметь сострадать, чувствовать чужую боль.
- А может, зло не стоит закапывать, а, наоборот, вытащить его на свет, осудить его. Нечто закопанное может опять прорасти и дать свои всходы, а если мы будем осуждать его, учиться противостоять ему, сострадать чужому горю, то оно не будет множиться.
- И наш урок я хочу закончить словами польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Литература:
Литература, авт. Коровина 7 класс, Е. Носов «Кукла», с. 273.