Литература
-
Урок литературы И.С. Шмелев "Масленица". 5-й класс 2007
По тематическому планированию время изучения совпало с Масленицей, поэтому урок был проведен в виде театрализованного представления. В проведении урока оказали помощь учащиеся 7-го класса (они выступили в роли ведущих) и родители, приготовившие кондитерские изделия для праздничного стола. Использование фольклорных традиций воспитывает у учащихся интерес к историческому прошлому своей Родины.
-
Открытый урок для родителей по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" 2007
Часто родители мечтают побывать на уроке и понаблюдать со стороны, как обучаются их дети, как они развиваются и общаются с одноклассниками. А дети, в свою очередь, сгорают от любопытства, что же обсуждают родители на своих собраниях. И вот родители получают приглашение на открытый урок, а дети – на родительское собрание. Совместное обсуждение актуальных проблем сближает взрослых и детей, приводит к взаимопониманию.
-
Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака "Звук и цвет" 2007
Слово – великое чудо. Это не только единица, наполненная лексическим смыслом, – слово способно вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства. Постигая тайны поэзии, слово рассматривается на различных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом. Данная статья предлагает еще одну интересную теорию – о цветовой символике, изложенную в книге А.П. Журавлева "Звук и смысл". Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака призвана активизировать учебную деятельность посредством применения теории цветовой символики звука, способствовать развитию ассоциативного восприятия и совершенствованию эстетического вкуса учащихся. Практический материал содержит примеры анализа стихотворений, формы работы, варианты перспективных заданий исследовательского характера.
-
Литературная игра "Вьется по ветру веселый Роджер" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ" ) 2007
Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. "Остров сокровищ" – кто не читал это произведение? Морская стихия, парусники, романтика путешествий, таинственный остров, где зарыты сокровища. Стивенсон был уверен, что ребятам понравится его книга, ведь мальчишки любят играть в пиратов. А.Грин и К.Паустовский, Л.Кассиль и М.Горький испытывали в детстве влияние этой книги. И кто знает, может быть, именно эта книга послужила толчком к развитию их страстного, яркого и горячего воображения, которое и сделало их великими писателями. На уроке ожидает путешествие в удивительный мир "Острова сокровищ" и встреча с героями этой книги.
-
Урок – презентация книги "Подснежник" 2007
Предоставлена стенограмма открытого урока – презентация книги "Подснежник". Урок познакомит с содержанием книги "Подснежник", повысит интерес учащихся к творческой деятельности, научит детей делать фото, видеозаписи.
-
"Учимся разгадывать и сочинять загадки" 2007
Урок проводился в 1-м классе, обучаемом по системе Л.В. Занкова (развивающее обучение). Урок построен в форме игры. Но для того, чтобы начать играть в загадки, нужно вспомнить, что мы знаем о них, зачем они необходимы человеку, т.е. обобщить наши знания. Урок соответствует содержанию программы. Подобные занятия можно проводить в любое время, так как они полностью отвечают цели развивающего обучения – развивать. Именно поэтому в учебнике "Литературное чтение" Виктории Юрьевны Свиридовой так часто и неожиданно возникают странички с загадками.
-
Урок-размышление "Есть ли чудо в рассказе А.Куприна "Чудесный доктор"?. 5-й класс 2007
Урок позволяет закрепить понятие "милосердие", дает оценку таким нравственным понятиям, как сочувствие, сострадание, вера, долг, понимание которых искажено в наше время. Чудо может исходить от участия обыкновенного человека в судьбе обездоленных. Дети приходят к пониманию того, в чем состоит святость.
-
Урок анализа поэтического текста "Тайна поэтического слова" 2007
Урок исследования поэтического текста стихотворения И.А. Бунина "Без имени" был проведён в 7-м классе. Он представляет собой обобщение знаний учащихся об анализе поэтического текста, попытку проникнуть в тайну поэзии, читать не только глазами, но и сердцем и душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.
-
Урок риторики на тему "Отзыв". 5-й класс 2007
Урок научит давать отзыв по прочитанному произведению, просмотренному фильму, телепередаче, кинофильму и т.д. Поможет научить умело, искусно, успешно говорить и писать.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Был ли иной путь у Катерины?" 2007
Урок развивает общие умений коммуникации, воспитывает культуру толерантности и уважения к человеческому достоинству.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Судьба человека в годы Великой Отечественной войны" 2007
Урок разработан с использованием технологии диалога. Существует множество подходов к оценке уроков-диалогов. Мною представлен один из вариантов урока-диалога.
-
Интегрированный урок по музыке и изобразительному искусству на тему "Урок Мужества. 9 мая – День Победы". 7-й класс 2007
Музыкально-литературная композиция – особая разновидность театрализованного представления, даёт неисчерпаемые возможности для выбора любой темы. Урок посвящён знаменательной дате – 9 Мая, проведен в 7-х классах. Музыка наравне с литературным текстом несёт большие возможности эмоционального воздействия на слушателя. Использование живописи, слайдов, видео усиливает эмоциональное восприятие, рождает зримые образы, впечатления и ассоциации, оказывает неизгладимое впечатление.
-
Тема урока: "Солнце русской поэзии" 2007
Урок в форме заочной экскурсии по пушкинским местам нацелен на углубление и расширение знаний учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, о пушкинских местах; развитие интереса к личности и творчеству Пушкина; развитие устной речи учащихся; творческого воображения; воспитание эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся, формирование высоких патриотических и нравственных качеств. Целесообразно использование энциклопедий по литературе, фотографий, репродукций картин, портретов, иллюстраций к произведениям, выставки книг поэта, презентацию "А.С. Пушкин".
-
Тема урока: "Александр Грин. Штрихи к портрету" 2007
Современная образовательная ситуация требует новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения. Технология критического мышления всецело отвечает этим требованиям, так как в основе данной технологии лежит интерактив (работа в парах и группах). Интерактив позволяет организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, способствует активизации ученика в процессе учебной деятельности, дает осознание включенности в общую работу, побуждает школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи, формирует коммуникативные навыки.
-
Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы 2007
На уроке литературы на счету каждая минута. Устный фронтальный опрос не всегда возможен, а письменный требует времени на проверку. Я использую эффективный метод опроса – тест по тексту произведения. В тесте используются вопросы разного уровня, тест можно с разными целями проводить до и после изучения произведения, он экономит время учителя, т.к. занимает 5–10 минут проведения и 10 минут на проверку, а также повышает накопляемость оценок. За время преподавания мной разработано 26 тестов по 12 произведения. Один привожу в качестве примера.
-
Тема урока: "Решающие поступки Катерины" (по драме А.Н. Островского "Гроза") 2007
Урок-конспект по литературе в 10-м классе вызвает у учащихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях "темного царства", углубляет понимание оценочных слов, необходимых для характеристики морально-значимых действий человека (поступок, совесть, моральный облик), помогает освоить ключевую лексику художественного текста.
-
Повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" на уроке-ринге 2007
Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя", и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. В июне 1989 года на съезде народных депутатов СССР прозвучало вновь имя человека, который первым осмелился сказать правду о сталинизме, который первый призвал и себя, и нас не лгать, прозвучал призыв вернуть советское гражданство русскому писателю, ошельмованному и высланному за пределы нашей страны вопреки здравому смыслу и справедливости.
-
Открытый урок "Какая у вас улыбка?" (вводный урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") и приложение к нему 2007
Вводный урок литературы в 10-м классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет неограниченные возможности в преподавании любого предмета. Новые интерактивные приемы обучения помогут словеснику в проверке знаний учащихся, коррекции первичного представления о героях, ведении электронной тетради по литературе, сопоставлении авторской и режиссерской трактовок персонажей.
-
Игровые технологии на уроках литературы на тему "История басни: от Эзопа до Крылова". 5-й класс 2007
За последние годы у учащихся снизился интерес к литературе, сложнее складываются отношения школьников с родной речью. Увлечь их, заставить полюбить свой предмет порой бывает очень трудно. На помощь приходят игровые технологии. Считаю необходимым повышение творческой активности и познавательной самостоятельности школьников в сочетании с четкой организацией урока.
-
Использование тетради с печатной основой при изучении творчества Н.М. Карамзина 2007
Предложен фрагмент рабочей тетради по литературе по теме "Н.М. Карамзин". Возможно использовать как раздаточный материал при изучении творчества Карамзина или в качестве разработки системы уроков по творчеству Н.М. Карамзина в 8-м или в 9-м классе.
-
Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой 2007
М.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.
-
"Обыкновенная история": Вечер-спектакль по рассказам И.А. Бунина 2007
Предлагается сценарий спектакля по рассказам И.Бунина.
-
Обобщающее занятие по литературе в 5-м классе на тему "Художественные особенности литературных сказок" (на примере сказок А.С. Пушкина) 2007
Первая часть занятия (семинар) походит в виде беседы с учениками о сказках Пушкина с анализом эпизодов, приведением конкретных примеров из текстов сказок. Вторая часть занятия, игра, может быть использована как внеклассное мероприятие, она даёт школьникам возможность продемонстрировать не только свои познания, но и смекалку, находчивость, ощутить радость и азарт командного соревнования.
-
Урок-игра по литературе "Скоро сказка сказывается" 2007
Урок-игра обобщает знания учащихся 5-го класса по теме "Волшебная сказка", знакомит школьников с малыми жанрами фольклора - загадками, пословицами и дразнилками, пробуждает интерес к предметам русской старины.
-
"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс 2007
Данный материал представляет собой разработку урока литературы в 11-м классе по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой". В ходе урока предлагается анализ стихотворений и дополнительный материал, которые позволят раскрыть характер героини любовной лирики А.А. Ахматовой, помогут почувствовать самобытность её поэтического мира.
-
Интегрированный урок (история + литература + английский язык) на тему: "Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества У.Шекспира" . 9-й класс 2007
В уроке ставятся проблемные вопросы, на которые учащиеся находят ответы в процессе работы. Урок построен таким образом, что учащиеся могут продемонстрировать свои знания по истории, английскому языку, артистические и декламаторские способности. Постоянная смена видов деятельности делает его интересным и запоминающимся.
-
Открытый урок литературы по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Тема урока: "Понимаешь ли ты, что с тобой происходит". 6-й класс 2007
Урок проблемно-сопоставительного анализа повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" и притчи "О блудном сыне".
-
Гуманитарная культура и учитель словесности 2007
Я перелистываю страницы учебников, планов, конспектов, трепетно перечитываю произведения русских классиков. Я размышляю, обдумываю, готовлюсь к новой встрече со своими учениками. Всякий раз, когда приходит сентябрь, я спрашиваю себя: "Что такое урок литературы для человека? Что такое гуманитарное образование? Какова роль учителя словесности в жизни юного гражданина? Каким требованиям должен отвечать урок литературы? Что же такое он для меня?"
-
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2007
Урок построен на работе с художественным текстом в группах с разными и общими заданиями по нему. Для повышения мотивации учащихся используется технология РКМЧП. Приёмы: кластер, синквейн, таблица З-У-Х.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему "Л.Н. Толстой о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг" (на примере рассказа "После бала") 2007
Урок литературы для 8-го класса.