Цели:
- Учебная: Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.
- Развивающая: Прививать навыки ведения диспута.
- Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Тексты, читательские дневники.
- Выставка иллюстраций детей к повести.
- Пряники в виде коня с глазурью, испеченные родителями и детьми.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, дома вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители?
Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет семья.
2. Проверка домашнего задания.
Давайте обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.
Как воспитывали Витьку
Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”. | Учит зарабатывать своим трудом. |
“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”. | Дисциплинирует внука. |
“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”. | Не жить одним днем, а думать о будущем. |
“Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”. | Неравнодушие, желание помочь. |
Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”. | Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться. |
“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”. | Сочувствие, жалость к соседке. |
Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска. | Доверие к внуку. |
“Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”. | Самокритичен. Есть понятие о добре и зле. |
“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”. | Испытывает угрызения совести. |
Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать. | Проявляет здоровый альтруизм. |
“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”. | Скромность, трудолюбие, основательность. |
“Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..” | Доброта. |
На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!” | Умение противостоять дурному влиянию. |
“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”. | Видит раскаянье внука. |
“Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”. | Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки. |
“По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“” | Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Воспитание любовью. |
Как воспитывали детей в семье Левонтия
“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”. | Норовят цапнуть побольше. |
“Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”. | Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего. |
“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”. | Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил. |
“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”. | Ленивые, не любят работать, нет основательности. |
“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”. | Неопрятность, неуважение к себе и окружающим. |
Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”. | Сочувствует, помнит “добро”. |
“Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”. | Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей — не прозевать бы. |
“Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал. | Недовольство своей жизнью. |
“По пути за ягодами левонтьевские орлы
бросали друг в друга посудой, барахтались,
дрались, плакали, дразнились”. “Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”. |
Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо. |
Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили. | Или все, или ничего… Так похожи на отца. |
Дразнят друга: “Бабушки испугался!”
Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!” Подбивают украсть у бабушки калач. |
Искушают, сбивают с пути истинного. |
Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа. | Нет гуманного отношения ко всему живому. |
Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”. | Похоже, что делится своим жизненным опытом. |
Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!” | Причиняет душевную боль другу. |
“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”. | Школа выживания. |
3. Диспут.
В обсуждении вопросов принимают активное участие не только ученики, но и родители, пришедшие на собрание.
- Приходилось ли вам в жизни кого-то обманывать? Что вы при этом испытывали?
- Раз есть проступок, значит должно быть и наказание. Что есть наказание?
- Какие виды наказания вы знаете? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее действенны?
- Обязательно ли наказывать провинившегося?
- За что человека можно наказывать, а за что нельзя?
- Иногда возникает конфликт между “хочу” и “надо”. Что помогает избежать этого конфликта?
- Если человек делает только то, что хочет… Что из этого может получиться?
- Кого можно назвать надежным человеком?
- Как случилось, что бабушка, такая строгая, такая принципиальная, не стала наказывать внука за обман?
- Наказание и прощение — это две стороны одной медали или принципиально разные явления?
4. Выводы.
Главные открытия ребят.
Наказание — это вовсе не действие со стороны наказующего, а то, что происходит в наказываемом человеке. Это неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.
Наказание имеет тройное значение:
- Оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением.
- Оно способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.
- Снятие вины. “Провинность” — отчуждение, преграда, неуверенность во взаимоотношениях. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.
Главные открытия родителей.
- Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.
- Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
- Поощрение и наказание — основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого — прощение.
- Прощение — это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю.
5. Заключительная часть.
Родители угощают детей пряниками, испеченными своими руками. Рассматривают выставку детских работ. Обмениваются впечатлениями.