Цели урока:
1. Обучающие:
? ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; познакомить с главными персонажами;
- учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей;
- закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении;
2. Развивающие:
- развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного;
- развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь;
3. Воспитывающие:
- воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого;
- прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач;
Оборудование, оформление:
1. Технические средства: компьютеры, соединенные в локальную сеть, компьютер для учителя, экран, видеопроектор.
2. Дидактический материал: видеоряд, подготовленный учителем заранее, фрагмент из художественного фильма “Война и мир”, тест, оформленная учителем страница в электронной тетради по литературе. В помощь учителю привлекается ученик – сетевой администратор для обработки результатов теста.
Опережающее задание к уроку:
- Прочитать 1-6 главы 1 части 1 тома романа “Война и мир” Л. Н. Толстого;
- Отметить портретные детали улыбок персонажей, сделать закладки.
Ход урока
I этап. Организационный.
1. Постановка задач урока: Ребята, сегодня мы с вами войдем в огромный, удивительный мир романа Л. Н. Толстого. Постичь сразу художественный гений Толстого нам вряд ли удастся, но постепенно приблизиться к нему, познакомиться с его героями, узнать отношение автора к высшему обществу Петербурга начала ХIХ века мы попробуем. Помогут нам в этом приемы речевой характеристики и портретной детали. Давайте уточним эти понятия. Кто знает, что такое речевая характеристика? А портретная деталь? (Ребята дают понятия терминов).
Речевая характеристика - это прием изображения характера героя через его речь. Что мы говорим? Как мы говорим? На каком языке мы разговариваем – все это помогает окружающим понять нас лучше.
Портретная деталь - это прием выделения во внешнем виде персонажа какой-то отдельной черты, которая подчеркивает характер персонажа: глаза – зеркало души, походка, жест. Мы же будем изучать улыбки, мы будем работать с улыбкой. Обращали ли вы внимание на то, что люди улыбаются по-разному? Знаете ли вы свою улыбку? Улыбку мамы? Близкого человека? Что несет людям ваша улыбка? Чтобы верно ответить на наши вопросы, обратимся за помощью к гениальному психологу – Л. Н. Толстому.
2. Организация мотивации на урок
200 лет отделяет нас с вами от событий, описанных в романе. С каким настроением вы читали начало романа? Что вам понравилось? Что не понравилось? (Ребята высказывают свое мнение) Казалось бы, какое нам дело до какой – то фрейлины А. П. Шерер, жившей так давно? Но нам есть дело до самих себя. Сможем ли мы найти в романе то общечеловеческое, что важно для всех поколений и для каждого из нас? Давайте попробуем увидеть гостей фрейлины.
3. С помощью видеопроектора учитель включает видеоряд с портретами героев. Ребята смотрят, слушают. Перед ними под звуки вальса “проплывают” лица героев романа, автора, комнаты под сводами, где создавался роман. (Приложение 1) (1мин. 25 сек. ) Видеоряд служит также для создания особого настроения на уроке.
4. Беседа:
1. Кто знает, какая музыка прозвучала? (Свиридов, вальс к “Метели” А. С. Пушкина)
2. Кто узнал лица, изображенные в видеоряде? (Л. Н. Толстой – портреты кисти Репина, Крамского, Н. Ге) Кого вы еще можете назвать? (Ребята называют имена героев романа, видна их подготовка к уроку) Учитель дополняет сведения о художниках Шмаринове и Николаеве, нарисовавших портреты героев.
3. Увидев лицо, мы уже можем немного понять, какой это человек. Но не менее важно узнать, как он говорит. Давайте вспомним речь героев.
II этап: Проверка первого впечатления от прочитанного, заполнение электронного теста, фронтальная беседа
I. Учитель просит ребят включить компьютеры, найти на рабочем столе файл “Тест” (Приложение 2), войти в него и выполнить небольшую проверочную работу. На желтом поле ребята должны поставить цифру 1 или 2 (выбрать ответ “да” или “нет”) и сохранить свой тест.
Работа групповая, частично-поисковая, рекомендуется использовать текст романа “Война и мир”, особенно помогут закладки, сделанные заранее дома при подготовке к уроку. Учитель дает индивидуальное задание-протокол сетевому помощнику-администратору (одному из ребят) для обработки результатов тестирования. Тот заполнит протокол и объявит результат в конце урока. Коррекция первичного знания – очень важный момент урока.
2. Беседа:
Не показались ли вам вопросы тестов странными? Что необычно? Вопросы теста кажутся детям простоватыми. Но это только кажущаяся простота. Каждый ответ приводит к новому вопросу: “А почему герои говорят именно так?”
1. Понравилось ли вам читать первые строки романа? А почему – нет? (Авторский замысел – погрузить читателя в речевую атмосферу светского салона и вызвать к ней отвращение)
2. А. П. Шерер всячески выражает свою неприязнь к Наполеону, расхваливает российского императора. По логике вещей, в своем салоне она должна была бы установить правила приличия: говорить не по-французски, а по-русски. Почему же она этого не сделала? У ребят возникает много вариантов ответов. Сходимся на том, что герои невежественны, не знают своего языка. Их патриотизм ложный.
3. Какие фразы постоянно повторяет Лиза за А. П. Шерер?
- Отчего я думаю?
- Шарман…
Почему она так говорит? Прием повтора усиливает первое впечатление о героине. Что подчеркивается в характере Лизы? (Нет своего мнения, она послушная ученица в школе светского воспитания). Кто еще постоянно оборачивается на А. П. Шерер, проверяя, правильно ли она себя ведет? (Элен).
4. Есть в салоне непослушные дети? Почему А. П. Шерер тревожно следит за разговором Пьера? (Он говорит, что думает) Но в этом салоне не принято открыто выражать свои мысли. Поэтому таким чужим и неуклюжим кажется здесь Пьер. “Образуйте мне этого медведя”, - скажет князь Василий. “Нельзя, мой друг, говорить только то, что думаешь”, - предупреждает его князь Андрей.
5. Ипполит Курагин вдруг решил рассказать анекдот на русском языке. Получилось ли это у него? Почему – нет? (Сплошные грамматические ошибки, смешение русских и французских слов). Однако глупость Ипполита как встречена в свете? (Благосклонно) Почему? (Он послушный ученик в школе светского воспитания)
Давайте сделаем первые выводы: Речь героев помогла нам понять гостей А. П. Шерер? Какая там царит атмосфера? (Ложного патриотизма, притворства) Какие люди там принимаются с энтузиазмом? Каким людям неуютно в светском салоне Шерер?
III этап: Частично-поисковый метод, практическая работа в электронной тетради
1. Слово учителя: В романе сказано: “В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо был молодой князь Андрей Болконский”.
Опять прием лексического повтора, который что-то подчеркивает. Что важно сказать Л. Н. Толстому? (У Андрея есть свое лицо, т. е. свое мнение; важно обратить внимание не только на его речь, но и на выражение лица).
В общении людей друг с другом очень важно уметь уловить состояние души человека по выражению его лица. Существует, на первый взгляд, такая незаметная деталь, как улыбка. Когда люди улыбаются? Улыбки могут быть разные? Давайте понаблюдаем, как улыбки персонажей в романе Л. Н. Толстого раскрывают их характеры.
2. Учитель просит ребят открыть на рабочем столе файл “Страница” (Рисунок 1). Ребята читают тему, эпиграф, разбирают диаграмму и знакомятся с метафорическим рядом улыбок.
Задание: соотнести метафору улыбки с ее носителем, заполнив таблицу.
Работа требует погружения в текст романа с использованием закладок, заполнения электронной таблицы, коллективного обсуждения ответа по заданной проблеме. Каждой группе предложен “лист подготовки” к ответу. Дается время на подготовку.
Пример листа подготовки:
Князь Ипполит Курагин
1. Заполните таблицу, соотнеся метафоры улыбок с персонажами, носителями этих улыбок.
2. Докажите, что подобранная вами метафора к улыбке Ипполита соответствует тексту романа.
3. Какие черты характера призвана раскрыть такая улыбка?
7 персонажей – 7 групп – 7 листов подготовки.
IV этап: Обсуждение итогов заполнения таблицы, отчет групп по своей улыбке - метафоре.
Правильный вариант ответов возникает после того, как представители групп докладывают результаты своей работы:
- А. П. Шерер и князь Василий – улыбка - ширма.
- Князь Ипполит – антиулыбка, улыбка идиота.
- Элен – неизменяющаяся маска.
- Маленькая княгиня Лиза – улыбка белочки с усиками.
- Княгиня Друбецкая - оружие кокетки.
- Князь Андрей Болконский – гримаса, усмешка.
- Граф Пьер Безухов – душа, улыбка ребенка.
2. Может быть, у кого-то не так? На уроке должны прозвучать характеристики улыбок А. П. Шерер и князя Василия, Элен, Андрея, Пьера, а также зачитаны примеры из текста. В ходе обсуждения несовпадений (на моем уроке у ребят не совпали детали улыбки Элен и княгини Друбецкой) происходит углубление первичного представления о герое. Учитель предлагает внести исправления ошибок в электронную тетрадь.
Подведение итогов: Портретная деталь улыбки персонажей помогает нам более полно узнать гостей салона и войти в мир взаимоотношений героев романа. Одни из них принадлежат миру неестественному, фальшивому, другие – миру живому, естественному.
Так почему же нам так важно было побывать в салоне Анны Павловны Шерер?
После высказанных мнений ребят слово берет учитель:
Эпизод в гостиной А. П. Шерер очень важен для дальнейшего знакомства с произведением Л. Н. Толстого. Здесь завязываются все нити будущего романа. Здесь Пьер впервые испуганно и восторженно глядит на голые плечи Элен, здесь рождается помолвка Анатолия Курагина и Марьи Болконской, здесь мы узнаем, что Андрей не любит свою милую, но такую пустую жену.
Здесь мы чувствуем атмосферу лжи и равнодушия, и эта атмосфера нам не нравится.
Наконец, с помощью художественного слова автора мы учимся разбираться в людях. И невольно некоторые задумываются: “А какая улыбка у меня? Что она несет людям? Умею ли я общаться с людьми?”
Чтобы еще лучше разобраться в героях романа и в самих себе, я рекомендую вам книгу Н. Долининой “По страницам “Войны и мира” (изд. “Детская литература”, 1989)
V этап: Сопоставление полученной модели знаний с трактовкой героев режиссером С. Бондарчуком в кинофильме “Война и мир”.
1. Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент начала 1 серии фильма (5мин. 39 сек. ) (Приложение 3) и сравнить свои первые впечатления о героях с трактовкой режиссера и актеров (если позволит время урока). Обратить внимание на первую фразу А. П. Шерер по-французски и на речь повествователя за кадром. В ней присутствуют такие авторские приемы, как метафора, сравнения: “градус политического термометра, на котором стояло настроение петербургского общества” (эта метафора несет ассоциации с механизмами, измерительными приборами); “цвет интеллектуальной эссенции общества” (ирония автора); “умственные верхи общества” (опять ирония). Как улыбались гости фрейлины? Почему в постановке С. Бондарчука в салоне улыбок гостей почти нет?
2. Какое изображение (словесное или кинематографическое) показалось вам более полным? Почему?
3. Подведение итогов
- Домашнее задание: 1) найти развернутые сравнения в описании вечера А. П. Шерер, попытаться определить их роль в образной системе первых глав романа; 2) прочитать: т. 1 ч. 1 гл. 6, 17; т. 2 ч. 1 гл. 2,16; т. 3 ч. 3 гл. 16, 20 (закладки о семье Ростовых).
- Предоставление слова сетевому помощнику - администратору для информации об итогах тестирования знаний речевой характеристики персонажей. Коррекция ошибок еще раз убедила ребят в том, как много сказано автором в первом эпизоде и как важно читать произведение вдумчиво. Исправления вносятся ребятами в электронный вариант теста.
- Выставление оценок. Прощание.