Урок литературы в любом классе отличается высокой плотностью, насыщенностью, поэтому учителя для плодотворного использования каждой минуты применяют различные технологии индивидуального и фронтального опроса.
Устный фронтальный опрос занимает много времени на уроке, а письменный фронтальный опрос требует значительных временных затрат на проведение.
За годы преподавания я перепробовала множество способов рационального использования урочного времени, отведённого на опрос. Путем проб и ошибок я пришла к убеждению, что наиболее продуктивным методом является контроль знания текста произведения. На уроках изучения художественного произведения я предлагаю учащимся ответить на 10 вопросов, связанных с текстом. Во-первых, вопросы сформулированы так, что требуют сжатого, лаконичного ответа, что уменьшает время проведения и проверки. Во-вторых, вопросы предполагают 3 уровня знакомства с текстом. Есть вопросы, на которые ответит слабый ученик, есть вопросы для среднего ученика и есть 1-2 вопроса для сильного читателя. Таким образом реализуется принцип доступности и дифференциации подхода к учащимся. Каждому школьнику создаётся ситуация успешности, и только самый ленивый не использует её. В-третьих, различное использование текстового теста предоставляет учителю широкие возможности для обобщения! Если тест дать до изучения произведения, то сложится реалистическая подготовленности класса к уроку. Если тест предложить после изучения произведения, то учитель узнает степень усвоения материала. А результаты проведения теста и до и после работы над произведением наглядно покажут ученикам, на что они способны(после) и каково их усердие и прилежание(до). Кроме того, тест позволяет повысить накопляемость весьма объективных оценок.
Производить тест лучше всего в урока, темп от среднего до высокого, это зависит от уровня класса и сложности вопроса. Проверяя тест, нужно учитывать, что ученики могут дать неполные, или синонимические ответы. За точный, полный ответ ставится на полях один обычный плюс, за полный синонимичный ответ ставится на полях тоже положен обычный плюс; за неполный или неточный ответ ставим смещенный плюс, за неверный ответ ставится или при его отсутствии ставим минус.
Считаем плюсы, два смещенных плюса равны одному полному.
Один плюс – один балл.
1. “5” ставим за 9,5 –10 баллов,
2. “4” – за 7,5 – 9 баллов,
3, “3” – за 5,5 – 7 баллов.
Если класс сильный, нормы можно ужесточить. Особенно эффективна данная форма работы в старших классах, когда учащиеся ленятся искать и читать произведения, а также при изучении произведений большого объема. Однако в этом году я попробовала провести этот тест в 6-ом классе, и этот вид работы понравился ребятам.
За то время, что я применяю этот вид контроля, у меня собрались тесты по повести А.С. Пушкина “Дубровский”, поэме М.Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”, повести Н.В Гоголя “Тарас Бульба” , роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, роману- эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир”, повести А.А. Фадеева “Разгром”, роману – эпопее ЛМ.А. Шолохова “Тихий Дон” , произведениям А.И. Куприна, М.А. Булгакова и Б.Н. Полевого, по теме “Фольклор”.
Этот метод работы я использую на уроках внеклассного чтения, в качестве контроля летнего чтения, кроме читательских дневников. Этими тестами я готова поделится.