ТЕХНОЛОГИЯ развития критического мышления через чтение и письмо. (Учебная дискуссия.)
ЦЕЛИ:
- Анализ и интерпретация поступков главной героини драмы А.Н.Островского “Гроза”.
- Развитие общих умений коммуникации: соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному; владеть культурой диалога: отстаивать свою точку зрения, сопоставлять свое мнение с мнением участников дискуссии.
- Формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, свое мнение, воспитание культуры толерантности и уважения к человеческому достоинству.
ОБОРУДОВАНИЕ: маркеры, карточки с вопросами, карточки “да”, “нет”, “может быть”, мяч.
ХОД УРОКА
Погружение в проблему.
- Сегодня, в ходе нашего разговора, мы попытаемся обсудить проблему: “Был ли иной путь у Катерины?”, героини драмы А.Н.Островского “Гроза”. Вы можете высказывать свое мнение независимо от того, совпадает ли ваше мнение с мнением большинства либо нет.
Соорганизация смыслов при работе в паре.
Составление Кластера.
- Начнем работу по обсуждению общей проблемы с совместного обсуждения в паре. Постарайтесь выразить свое мнение:
- Почему Катерина решилась на такой страшный грех – расстаться с жизнью?
(Обучающиеся работают в паре – результат обсуждения записывают на листе бумаги, фиксируют на доске).
- Зачитываются версии.
- Есть ли совпадения мнений малых групп?
(Объединяются, группируются версии).
Составление карты –смыслов о причинах гибели Катерины.
Таблица заполняется совместно в процессе обсуждения.
Обращение к карте – смыслов личного отношения обучающихся к поступку Катерины.
Анализ творческих работ.
-На предыдущем уроке вы при написании эссе размышляли над вопросом: “Оправдываю или осуждаю я поступок Катерины?”
Озвучивается с представлением авторства цитат из эссе. (Записано заранее).
Оправдываю.
Автор | Цитата |
Записываются фамилии учеников, высказавших сходные либо индивидуальные мнения. | …от безысходности, не смогла смириться
с обстоятельствами, не было человеческих прав. …не нашла другого выхода, устала жить по “уставу свекрови”, никто ее не понимал… …не могла больше жить с этим грехом, освободила от боли и обиды Тихона, не могла жить, зная, что Тихон страдает… …ей было стыдно перед обществом. Два выхода: умереть или убежать далеко, но от себя не убежишь… |
Осуждаю.
Автор | Цитата |
Аналогично предыдущей таблице. | …большой грех… …должен жить и исправлять свои ошибки, а Катерина нашла легкий путь, как избавиться от своих проблем… жизнь дается один раз… …жизнь должна быть прожита не зря. Нужно радоваться жизни, каждой минуте, каждому мгновению, прожитому на земле… нужно прожить достойно… |
- Может быть, у кого-то есть дополнения по данным
Высказываниям, может быть, вы хотите что-то оспорить?
- У нас есть группа ребят, которые работали со статьями литературных критиков, высказавших свое мнение о произведении А.Н.Островского.
- Как критики относятся к этой проблеме: осуждают или
оправдывают поступок Катерины?
Дискуссия.
-У вас после анализа произведения А.Н.Островского остались вопросы, на которые вы хотели получить ответы. Давайте вместе их обсудим, а, может, и поспорим. Одновременно мы будем вести “регистрационный журнал”.
(Вопросы были заданы в письменной форме, фиксируются на доске, озвучивается авторство).
Аргументы “за” | Аргументы “против” |
- Почему Катерина изменяет мужу?
- Почему не нашла другого способа решения проблемы? Почему не стала бороться за свое счастье?
- Как вы считаете, не страшно ли было Катерине встать на край обрыва и броситься с него?
- Умрешь, и будет легче? Кому?
- Почему Катерина, а не Тихон или Борис? Они не любили? Не страдали?
- Почему А.Н.Островский заканчивает произведение на такой трагической ноте? Мне бы очень интересно было узнать, что стало с Тихоном после смерти Катерины?
Рефлексия. Упражнение Джеффа.
Три позиции “да”, “нет”, “может быть”.
(Карточки развешаны в разных местах кабинета. Отвечая на вопросы обучающиеся переходят по классу в зависимости от выбора. Кому учитель бросает мяч, тот высказывает свое мнение. При ответе на последний вопрос учителю лучше занять позицию “нет”).
- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе?
- Случайна ли гибель Катерины?
- Можно ли было ее избежать?
- Был ли иной путь у Катерины?
- Я был честен и откровенен, отвечая на каждый вопрос?
Домашнее задание.
Эссе “Был ли иной путь у Катерины?”