Интегрированный урок (история + литература + английский язык) на тему: "Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества У.Шекспира" . 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература, Иностранные языки

Класс: 9


“Душа нашего века, чудо нашей сцены, он принадлежит не одному веку, но всем временам”.

Бен Джонсон.

Цели:

  1. познакомить учащихся с биографией У. Шекспира, понятиями “Высокое Возрождение”, “гуманизм”, “искусство”, политическим и экономическим положением Англии на рубеже 16 – 17 веков; расширить образовательное пространство за счет художественной литературы на примере творчества У. Шекспира; выявить круг проблем и вопросов, поднятых в его произведениях; показать актуальность и современность воззрений гуманистов;
  2. развить умения обобщать и систематизировать полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, говорить на основе услышанного и прочитанного на английском языке, совершенствовать навыки перевода;
  3. воспитать интерес к творчеству великих людей планеты, пробудить творческие начала личности, стимулировать стремление к самовоспитанию, осознанию идей гуманистов и стремление воплощать в жизнь их заповеди.

Оборудование:

  • портрет Шекспира и годы его жизни;
  • таблица “Основные черты абсолютизма”;
  • запись проблемных вопросов на доске и периодизации творчества;
  • таблица “Произведения У. Шекспира (трагедии, комедии, исторические хроники) с податным уточнением”;
  • раздаточный материал на английском языке;
  • выставка рефератов учащихся о У. Шекспире, его произведений.

Подготовительная работа: учащиеся готовят реферат о жизни У. Шекспира на английском языке, сообщения о политическом положении Англии, о том, какие события подготовили эпоху Возрождения и каково было экономическое положение Англии в тот период, инсценировки отрывков из произведений У. Шекспира, разучивают сонеты.

Проблемные вопросы:

1. Проблемы, поднятые в произведениях Шекспира, безнадежно устарели или современны нам?

2. Что можно сказать об обществе, которое заботится о приумножении культурных богатств, завещанных предшественниками, и об обществе, которое, наоборот, разбазаривает, а то и вовсе уничтожает их?

Периоды творчества У. Шекспира:

I. 1590 – 1600 годы

Оптимистическое восприятие мира, вера в будущее Англии.

II. 1601 – 1608 годы

Трагический период, картина обнищания английского народа.

III. 1609 – 1613 годы

Философский период.

Примечание. Желательно, чтобы рефераты и сообщения учащихся содержали информацию, указанную в приложениях 1-3.

Ход урока

История

Учитель: Конец XVI – первая половина XVII веков в Англии ознаменованы наивысшим расцветом культуры. Этот период назван эпохой Ренессанса, или эпохой Высокого Возрождения.

В эпоху Возрождения складывается гуманизм – философская система, провозглашающая новое отношение к миру, природе, человеку. Искусство Возрождения – гимн красоте Человека, утверждение безграничности его возможностей. Растёт интерес к земной жизни, стремление наслаждаться ее радостями, творить и дарить своё искусство людям. Возрождение – одна из наиболее ярких и драматичных страниц истории человечества. Эпоха титанов обогатила мировую культуру выдающимися памятниками - свидетелями времени. Эти памятники могут многое “рассказать” о своём времени и его творцах.

На примере творчества У. Шекспира мы очертим круг проблем, которые волновали гуманистов четыреста лет назад, сможем оценить по достоинству их вклад в развитие искусства и культуры человечества. Но для того, чтобы нам лучше понять творчество великого драматурга и поэта, обратимся к жизни Англии того времени, политическому и экономическому устройству государства.

В XVI – XVII веках происходит усиление королевской власти. Новое время характеризуется созданием абсолютистских государств. Понятие “абсолютизм” знакомо вам ещё из курса истории Средних веков. Давайте вспомним определение:

Абсолютизм – это такая форма правления, при которой вся власть целиком принадлежит главе государства, монарху. Монарх как бы наделяется властью свыше. Абсолютизм утверждает, что монарх стоит выше всякого права и закона, что ему все дозволено, разрешено. Рассмотрим схему, отражающую основные черты абсолютизма.

Учитель: Каково же было политическое положение Англии в тот период? (Группа учащихся выступает с сообщением о политическом положении Англии.) Приложение 1.doc

Учитель: Какие же были предпосылки Эпохи Возрождения? Каково было экономическое положение Англии в тот период? (Выступает вторая группа учащихся с сообщением.) Приложение 2.doc

Учитель: Итак, шло интенсивное развитие производства, увеличилось число разнообразных мануфактур, появились торговые союзы, расширились торговые и культурные связи, чему в немалой степени способствовали великие географические открытия. Именно в это время широко развивается искусство: живопись, архитектура, поэзия, театр. Королём сцены становится Уильям Шекспир. В своих произведениях он поднимает и отражает проблемы своего времени, его трагедии и исторические хроники пронизаны идеями гуманизма. На первый план выходит личность с её мыслями, чувствами, мечтами, переживаниями.

Посмотрите, пожалуйста, на проблемные вопросы, записанные на доске. В конце урока мы постараемся ответить на них, используя изученный материал. А теперь познакомимся с биографией У. Шекспира на его родном языке.

Английский язык

Teacher: Good afternoon, everybody. Today we’re going to speak about the greatest playwright in world literature William Shakespeare. I hope all of you will take an active part and I want you to take as much information as possible. But first I’d like to learn if you know anything about Shakespeare. (Shakespeare is the greatest British playwright. Shakespeare wrote such comedies as: “Twelfth Night”, “A Midsummer Night’s Dream” and others. I think his most famous tragedies are: “Othello”, “Romeo and Juliet” and “Hamlet” etc.)

Teacher: Well, I see, you have already heard about W. Shakespeare but girls have prepared a report about his life “W.Shakespeare at a glance”. Listen to their report, please, and agree or disagree with some facts on your sheets. You have one minute to look through the statements. (Pupils are listening to the report) Приложение3.doc

Teacher: Thank you for your report. And you boys and girls were you attentive? Are the statements true?

  • Shakespeare was born in the 17th century. Is it true?
  • William married late; his wife was younger then him.
  • Shakespeare had three children: a daughter Susanna and twin sons.
  • His wife Anne Hathaway loved theatre very much.
  • Shakespeare never acted on the stage.
  • Shakespeare was buried in Westminster Abbey in London.
  • Shakespeare wrote 47 plays, 154 sonnets and 2 poems.

Teacher: Thank you for your answers. I see you know Shakespeare’s life rather well. And now read some more information about him and answer the questions below the text. You have 5 minutes. Приложение 4.doc

Teacher: Well, your time is up. Answer the questions, please.

Teacher: Well, you quite right. Now read out Ben Johnson’s words about W.Shakespeare and translate them.

Pupil: Shakespeare “belongs not to the century, but to all times”.

Teacher: How can you explain the words?

Pupil: Shakespeare wrote a lot of plays, sonnets and poems which are still popular and every new generation of people finds in his works something important.

Teacher: Well, I agree with you. And about his literary work you’ll learn from your teacher of literature.

Литература:

Учитель: Шекспир жил в эпоху Возрождения, в период создания больших национальных государств, необычного расцвета ремёсел и искусств, науки и торговли. По словам Энгельса, “это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до этого времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности”. Шекспир был одним из таких титанов возрождения. Его творчество можно разделить на три периода.

1590 – 1600 годы.

Творчество проникнуто оптимистическим восприятием мира, верой в будущее Англии. В эти годы написаны наиболее жизнерадостные комедии, почти все исторические хроники, рисующие кровавые события английской истории, но и рост народного самосознания, и крушение феодального мира междоусобиц.

В этот же период написана замечательная трагедия “Ромео и Джульетта”. Юные веронцы, борясь за свою любовь, пошли против средневековой вражды и победили ценой своей жизни. Их отцы помирились на могиле детей. Любовь оказалась сильнее многовековой вражды, она принесла спокойствие их родному городу Вероне.

(Сцена из трагедии “Ромео и Джульетта”.)

Исторические драмы, или хроники Шекспира, посвящены английской истории и охватывают более чем 200 – летний период. Шекспир отразил в них и события Столетней войны Англии с Францией, и внутренней феодальной войны Алой и Белой розы, междоусобицы двух знатных родов – Ланкастеров и Йорков; и борьбу знатных семейств за английский престол. Он рисует различные типы королей, то жестоких (Ричард III, король Джон), то слабых (Ричард II, Генрих VI), но мечтает о справедливом, мудром, сильном короле, полном забот о своих подданных. Свой идеал Шекспир воплотил в образе Генриха V, который действует в двух хрониках (“Генрих IV”, “Генрих V”).

1601 -1608 годы

Картина обнищания английского народа. Шекспир создаёт свои потрясающие трагедии “Гамлет”, “Отелло”, “Макбет” и “Король Лир”. Трагедия “Король Лир” носит политический и социальный характер. Вначале король Лир ограниченный и упрямый деспот, который привык верить лживым речам. Ему под стать и две его дочери: Гонерилья и Регана, герцог Корнуолл и Эдмунд. Власть и деньги – вот что двигает ими. (Учащиеся разыгрывают I сцену из “Короля Лир”).

Вторая сторона трагедии – нищенствующий народ. Среди бездомных бродяг и нищих оказываются королевский советник Кент, герцог Глостер и сам король Лир. Шекспир напоминает:

Исцелись же, роскошь!
Изведай всё, что знает нищета!

Король, отвергнутый дочерьми, испивший чашу нищеты. Он вновь становится человеком. Он обращается к своему народу:

Вы, бедные, нагие несчастливцы,
Где б эту бурю ни встречали вы,
Как вы перенесёте ночь такую
С пустым желудком, в рубище дырявом,
Без крова над бездомной головой?
Кто приютит вас, бедные? Как мало
О вас я думал!

Трагедия о Лире построена как жесточайшее столкновение Добра и Зла. Носительница добра – Корделия. Она и король Лир погибают. Народ поднимает восстание против мучителей и деспотов, уничтожает палачей. (Учащиеся разыгрывают II сцену из “Короля Лир”.)

Английский язык

Teacher: As you know, in London Shakespeare became an actor of the Globe Theatre and began to write plays for it. So your next task is to divide his plays into tragedies and comedies. Read the title of the play and its Russian equivalent.

Comedies: Tragedies:
“The Comedy of Errors”

“The Taming of the Shrew”

“All’s Well that Ends Well”

“A Midsummer Night’s Dream”

“Much Ado about Nothing”

“Twelfth Night”

“The Merry Wives of Windsor”

“Hamlet, Prince of Denmark”

“Othello”

“King Lear”

“Macbeth”

“Romeo and Juliet”

“Julius Ceaser”

“Antony and Cleopatra”

Teacher: “To be, or not to be; that is the question”. This quotation is known to everybody, but there are a lot of other famous quotations and interesting expressions from Shakespeare’s plays. Match some of them with their Russian equivalents.

  1. The beginning of the end. - Начало конца.
  2. The whirling of time. – Превратности судьбы.
  3. There’s the rub. – Вот в чем загвоздка.
  4. All is well that ends well. – Все хорошо, что хорошо кончается.
  5. Life is not all cakes and ale. – Жизнь пройти - не поле перейти.
  6. Brevity is the soul of wit. - Краткость – сестра таланта.
  7. Much ado about nothing. – Много шума из ничего.
  8. To win golden opinions. – Заслужить благоприятное мнение.

Teacher: And what have you learnt about W.Shakespeare? Make a short story about him using this chart.

Today I have learnt that … .

He wrote … .

It was surprising to learn that…

And now I know that… .

I think he is famous because… .

Teacher: Thank you for your answers. But what can you say about W.Shakespeare in one sentence? (W.Shakespeare is the greatest British playwright and a poet whose greatness lies in his humanism.)

Литература

Шекспир выступает не только как великий драматург, но и выдающийся поэт-лирик. Третий период его творчества с 1609 – 1613 – период философский и связан он с циклом сонетов. Всего сохранилось 154 сонета. Первые 17 сонетов обращены к другу, в них звучит тема предназначения человека на земле. Каждый рожден оставить после себя не траву на могиле, а достойное потомство.

(Сонет №4)

В 7 сонете так звучит последнее двустишие:

Оставьте сына, юность хороня,
Он встретит солнце завтрашнего дня!

А в 11 сонете:

Ты вырезан искусно, как печать,
Чтобы векам свой оттиск передать.

(Сонет №2.)

Великие итальянцы воспевали в сонетах ангелоподобных златокудрых гордых и недоступных красавиц. Шекспир воспевал живую, земную и страстную брюнетку. Она занимает все его мысли.

(Сонет №27)

Сонеты Шекспира – это своего рода лирический дневник, составленный в часы раздумий или душевных бурь. Он заявляет, что всё придёт и уйдёт – слово же вечно.

(Сонет №55.)

(Сонет №100.)

В 85 сонете Шекспир говорит, что истинное искусство живо не пышными словами, а глубокими мыслями.

(Сонет №85.)

Смуглая дама уходит к другу, а он продолжает жить любовью.

(Сонет №90.)

Мысли о социальной несправедливости о неравенстве людей терзают его.

(Сонет №66.)

Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, скорбь о страданиях людей, мечта о счастье для человека и всего человечества.

Учитель: А теперь обратимся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока, и постараемся ответить на них, выразив своё мнение. (Подводятся итоги урока.)