Эпиграф к уроку:
Не для школы, а для жизни мы учимся.
Организационный момент.
В класс входят девочки в русских национальных костюмах:
1-я ведущая.
Заходите, гостюшки дорогие, помощницы золотые! Мойте рученьки свои белые да беритесь дружнехонько за пироги румяные.
2-я ведущая.
Проходите, подруженьки, золотые рученьки. Постараемся, не умаемся; Лежа на печи не придут калачи.
1-я ведущая.
Здравствуйте, красны девицы! Кто пироги любит есть, для того работка есть.
2-я ведущая
Присаживайтесь, отведайте пироги наши румяные.
(В углу класса накрытый стол в центре самовар)
Учитель: Ребята, вы слышали, как девочки приглашали к столу?
Так обычно приглашают куда?
Правильно, в гости. Это подчеркивает в вас воспитанность и уважение к гостям. Ребята, начало урока вам понравилось?
(Ответы учащихся.)
Итак, сегодня мы с вами попытаемся разобраться в очень серьезном понятии речевого жанра – ОТЗЫВ.
Запишите число и тему урока.
Цель нашего урока
Научиться давать отзыв по прочитанному произведению, просмотренному фильму, телепередаче, кинофильме и т. д.
Наш урок научит вас умело, искусно, успешно говорить и писать.
На доске запись (обращаем внимание учащихся) РЕЧИ ВЕСТИ – НЕ ЛАПТИ ПЛЕСТИ.
Чтобы красиво говорить и писать, нужно правильно выполнить дыхательные упражнения.
Давайте подышим.
Упражнение “насос”:
Два ученика выходят к доске: один изображает большой насос и, ритмично наклоняясь вперед вслед за рукояткой воображаемого насоса произносит звуки: ш-ш-ш-ш-ш.
Второй участник изображает большой воздушный шар, который этот насос нагнетает воздух, и постепенно “растет”, наполняясь воздухом.
Когда шар “надуется”, насос заканчивает свою работу и “отсоединяется” “от шара”. В это время (по сигналу учителя) “насосу” что-то мешает закончить работу, в результате чего “шар” начинает медленно “сдуваться” со звуком: с-с-с-с-с без добора воздуха.
Упражнение “КУЧЕР”
Представьте, что вы кучер. Вы сидите на козлах и держите в руках вожжи.
Понукайте лошадь, произнося: Но! Когда же воздух у вас будет на исходе, выдохните его остатки, вдохните снова и остановите лошадь, произнося: “Тпру!”
Сосчитайте до 30, до 10 увеличивая звук, до 20 – уменьшая, до 30 вновь увеличивая.
Разомнем язычок:
Произнесите скороговорку: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
Ха-ха-ха; ха-ха-ха; ха-ха-ха... Достаточно, спасибо.
Учитель: К нам в гости пришли Грамматик и Риторик. Давайте послушаем о чем они говорят.
Грамматик. Встречался ли ты, Риторик, с ситуацией, похожей на этом рисунке? (Показывает рисунки, где дети обсуждают фильм и выкрикивают одобрительные возгласы.)
Наверное встречался и не раз. То, что произносят персонажи, – это отзывы-отклики. Их можно услышать при обмене впечатлениями о телепередаче, кинофильме, концерте, книге, спектакле.
Риторик. Да! Но отзыв может быть и письменный. Отзыв – это такой речевой жанр, в котором говорится о впечатлениях об увиденном, прочитанном, услышанном. Главное в отзыве – выразить свой интерес к произведению, оценить его. При этом аргументация может быть минимальной, неразвернутой.
Грамматик. К каким текстам относится письменный отзыв: первичным или вторичным?
Риторик. Конечно, вторичным, потому что он, как и устный отзыв, создается на основе авторского первичного текста.
Грамматик. По-моему, легко догадаться, что отзыв можно найти в письме к другу или автору произведения, в записях личного дневника.
Отзывом можно назвать заметку в классной или школьной газете, заметку в книжном бюллетене – обзоре. В устной речи отзыв часто превращается в отклик, состоящий из одной-трех реплик.
Учитель: Ребята! Вы смотрели и слушали разговор Риторика и Грамматика. О чем они говорили?
Давайте вспомним о первичных и вторичных текстах.
Тексты.
Первичные: | Вторичные: |
Автобиография | конспект |
Дневниковые записи | рецензия |
Письмо | предисловие |
Афиша | отзыв |
Статья в газету | послесловие |
Итак, что такое ОТЗЫВ?
(Запись в тетрадях)
Отзыв – это речевой жанр, в котором говорится о впечатлениях об увиденном, прочитанном, услышанном.
Главное в отзыве – выразить свой интерес к произведению, оценить его.
Учитель: Где и когда вы пользуетесь этим речевым жанром?
Учащиеся: В письме, автору произведения в записях личного дневника, в классной или школьной газете.
Учитель: Перед вами отрывок из произведения Гоголя. Прочитаем по ролям: автор, черт, кузнец. Из какого произведения этот отрывок?
(“Ночь перед Рождеством”) Оцените его. Каков ваш отзыв об услышанном? Обратите внимание с помощью каких выражений можно начать свой отзыв?
(На доске записаны выражения “ мне кажется”, “я хочу особенно подчеркнуть” и т.д.) Не забывайте об оборотах: “ мне хочется сказать”, “я хочу особенно подчеркнуть”, “мне хочется еще сказать”, “я особенно ценю то, что”.
И, конечно, в вашем отзыве должны быть использованы оценочные слова: “прекрасно”, “замечательно”, “ярко”, “выразительно”, и т. п.
Эти слова могут выразить ваше отношение к тому, о чем вы говорите. Это самое главное для отзыва.
Выполним упражнение:
Продолжите мысль:
...По моему мнению, самой интересной телепередачей для ребят является...
Я ее смотрю с большим удовольствием, потому что...
Можно начать так:
Одной из самых интересных телепередач, на мой взгляд, является...
Я легко могу доказать! Во-первых, эта передача...
Во-вторых, в ней всегда...
Итак, мы составили с вами отзыв об услышанном .
Посмотрим видеоролик отрывок из детского юмористического журнала “Ералаш”.
Задание: составьте отзыв об увиденном (письменно).
Несколько письменных отзывов о фильме “Ералаш” зачитываются в классе.
Учитель: рекламная пауза. Составить и написать рекламу урока риторики. (Реклама – это один из типов текста)
Ученик: Самая древнейшая, самая современная, самая интереснейшая наука.
Риторика.
Риторика – это понимание окружающих людей;
Риторика – это говорить и писать так, чтобы достигать контакта.
Риторика - это взаимопонимание и согласие.
Посещайте уроки риторики! И вы научитесь оценивать чужую и свою речь, вежливо просить и вежливо отказывать, спорить, но не ссориться и многому другому. Посещайте уроки риторики!
(На каждой парте имеется задание.)
Учитель: перед вами лежит страничка для смекалистых. Попробуйте указать несоответствие на рисунках. Что хотел показать автор? Скажите несколько отзывов-откликов по этому поводу.
Итоги урока.
Итак, что такое отзыв?
Отзыв – это речевой жанр о впечатлениях, об увиденном, прочитанном, услышанном. Главное – оценить произведение.
Следующее задание.
На столе перед вами отзыв о телепередаче “ Что? Где? Когда?”
Понравился ли вам этот отзыв?
(Учащиеся делятся впечатлениями)
Дома: Составить письменно отзыв о своей любимой телепередаче:
“Ералаш”, “Звездный час”, “Умники и умницы” и т.д. Продолжаем урок.
Веселый этикет. (На столе задание)
Текст: папа и Федя пришли на футбольный матч. Сегодня играет “Спартак” – это их любимая команда.
Удар! Мяч летит мимо ворот.
– Мазила! – кричит Федя. Что это за игра? Судью на мыло! Он сердито размахивает руками, задевает своего соседа, но не замечает этого.
Какой невоспитанный, некультурный мальчик, – тихо произнес сидящий рядом пожилой мужчина, – совсем не умеет себя вести в общественном месте.
- Есть ли в этом тексте элементы отзыва?
- Почему сосед назвал Федю некультурным, невоспитанным?
- Что значит “общественное место?”
- Как ведут себя в общественном месте воспитанные, культурные люди?
(Вы правы, воспитанные люди не кричат громко и не размахивают руками, так как это может побеспокоить людей, находящихся рядом.)
Учитель: Ребята, хотелось бы вам побывать в волшебном кондитерском царстве? Там пахнет шоколадом, там растут деревья из миндального ореха, текут апельсиновые реки, а на лимонадных озерах плавают лебеди из взбитых с клубникой, сливок, где высятся горы из халвы, а вместо снега – разноцветное мороженое?
Представили?
Нарисуйте отзыв на музыкальную картину “Конфетиренбург”.
(Музыка из балета П.И. Чайковского “ Щелкунчик”.)
Обратите внимание на эпиграф: “Не для школы, а для жизни мы учимся”.
Как вы его понимаете?
Подведение итогов.
Комментирование и выставление оценок.