Урок риторики на тему "Отзыв". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Эпиграф к уроку:

Не для школы, а для жизни мы учимся.

Организационный момент.

В класс входят девочки в русских национальных костюмах:

1-я ведущая.

Заходите, гостюшки дорогие, помощницы золотые! Мойте рученьки свои белые да беритесь дружнехонько за пироги румяные.

2-я ведущая.

Проходите, подруженьки, золотые рученьки. Постараемся, не умаемся; Лежа на печи не придут калачи.

1-я ведущая.

Здравствуйте, красны девицы! Кто пироги любит есть, для того работка есть.

2-я ведущая

Присаживайтесь, отведайте пироги наши румяные.

(В углу класса накрытый стол в центре самовар)

Учитель: Ребята, вы слышали, как девочки приглашали к столу?

Так обычно приглашают куда?

Правильно, в гости. Это подчеркивает в вас воспитанность и уважение к гостям. Ребята, начало урока вам понравилось?

(Ответы учащихся.)

Итак, сегодня мы с вами попытаемся разобраться в очень серьезном понятии речевого жанра – ОТЗЫВ.

Запишите число и тему урока.

Цель нашего урока

Научиться давать отзыв по прочитанному произведению, просмотренному фильму, телепередаче, кинофильме и т. д.

Наш урок научит вас умело, искусно, успешно говорить и писать.

На доске запись (обращаем внимание учащихся) РЕЧИ ВЕСТИ – НЕ ЛАПТИ ПЛЕСТИ.

Чтобы красиво говорить и писать, нужно правильно выполнить дыхательные упражнения.

Давайте подышим.

Упражнение “насос”:

Два ученика выходят к доске: один изображает большой насос и, ритмично наклоняясь вперед вслед за рукояткой воображаемого насоса произносит звуки: ш-ш-ш-ш-ш.

Второй участник изображает большой воздушный шар, который этот насос нагнетает воздух, и постепенно “растет”, наполняясь воздухом.

Когда шар “надуется”, насос заканчивает свою работу и “отсоединяется” “от шара”. В это время (по сигналу учителя) “насосу” что-то мешает закончить работу, в результате чего “шар” начинает медленно “сдуваться” со звуком: с-с-с-с-с без добора воздуха.

Упражнение “КУЧЕР”

Представьте, что вы кучер. Вы сидите на козлах и держите в руках вожжи.

Понукайте лошадь, произнося: Но! Когда же воздух у вас будет на исходе, выдохните его остатки, вдохните снова и остановите лошадь, произнося: “Тпру!”

Сосчитайте до 30, до 10 увеличивая звук, до 20 – уменьшая, до 30 вновь увеличивая.

Разомнем язычок:

Произнесите скороговорку: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

Ха-ха-ха; ха-ха-ха; ха-ха-ха... Достаточно, спасибо.

Учитель: К нам в гости пришли Грамматик и Риторик. Давайте послушаем о чем они говорят.

Грамматик. Встречался ли ты, Риторик, с ситуацией, похожей на этом рисунке? (Показывает рисунки, где дети обсуждают фильм и выкрикивают одобрительные возгласы.)

Наверное встречался и не раз. То, что произносят персонажи, – это отзывы-отклики. Их можно услышать при обмене впечатлениями о телепередаче, кинофильме, концерте, книге, спектакле.

Риторик. Да! Но отзыв может быть и письменный. Отзыв – это такой речевой жанр, в котором говорится о впечатлениях об увиденном, прочитанном, услышанном. Главное в отзыве – выразить свой интерес к произведению, оценить его. При этом аргументация может быть минимальной, неразвернутой.

Грамматик. К каким текстам относится письменный отзыв: первичным или вторичным?

Риторик. Конечно, вторичным, потому что он, как и устный отзыв, создается на основе авторского первичного текста.

Грамматик. По-моему, легко догадаться, что отзыв можно найти в письме к другу или автору произведения, в записях личного дневника.

Отзывом можно назвать заметку в классной или школьной газете, заметку в книжном бюллетене – обзоре. В устной речи отзыв часто превращается в отклик, состоящий из одной-трех реплик.

Учитель: Ребята! Вы смотрели и слушали разговор Риторика и Грамматика. О чем они говорили?

Давайте вспомним о первичных и вторичных текстах.

Тексты.

Первичные: Вторичные:
Автобиография конспект
Дневниковые записи рецензия
Письмо предисловие
Афиша отзыв
Статья в газету послесловие

Итак, что такое ОТЗЫВ?

(Запись в тетрадях)

Отзыв – это речевой жанр, в котором говорится о впечатлениях об увиденном, прочитанном, услышанном.

Главное в отзыве – выразить свой интерес к произведению, оценить его.

Учитель: Где и когда вы пользуетесь этим речевым жанром?

Учащиеся: В письме, автору произведения в записях личного дневника, в классной или школьной газете.

Учитель: Перед вами отрывок из произведения Гоголя. Прочитаем по ролям: автор, черт, кузнец. Из какого произведения этот отрывок?

(“Ночь перед Рождеством”) Оцените его. Каков ваш отзыв об услышанном? Обратите внимание с помощью каких выражений можно начать свой отзыв?

(На доске записаны выражения “ мне кажется”, “я хочу особенно подчеркнуть” и т.д.) Не забывайте об оборотах: “ мне хочется сказать”, “я хочу особенно подчеркнуть”, “мне хочется еще сказать”, “я особенно ценю то, что”.

И, конечно, в вашем отзыве должны быть использованы оценочные слова: “прекрасно”, “замечательно”, “ярко”, “выразительно”, и т. п.

Эти слова могут выразить ваше отношение к тому, о чем вы говорите. Это самое главное для отзыва.

Выполним упражнение:

Продолжите мысль:

...По моему мнению, самой интересной телепередачей для ребят является...

Я ее смотрю с большим удовольствием, потому что...

Можно начать так:

Одной из самых интересных телепередач, на мой взгляд, является...

Я легко могу доказать! Во-первых, эта передача...

Во-вторых, в ней всегда...

Итак, мы составили с вами отзыв об услышанном .

Посмотрим видеоролик отрывок из детского юмористического журнала “Ералаш”.

Задание: составьте отзыв об увиденном (письменно).

Несколько письменных отзывов о фильме “Ералаш” зачитываются в классе.

Учитель: рекламная пауза. Составить и написать рекламу урока риторики. (Реклама – это один из типов текста)

Ученик: Самая древнейшая, самая современная, самая интереснейшая наука.

Риторика.

Риторика – это понимание окружающих людей;

Риторика – это говорить и писать так, чтобы достигать контакта.

Риторика - это взаимопонимание и согласие.

Посещайте уроки риторики! И вы научитесь оценивать чужую и свою речь, вежливо просить и вежливо отказывать, спорить, но не ссориться и многому другому. Посещайте уроки риторики!

(На каждой парте имеется задание.)

Учитель: перед вами лежит страничка для смекалистых. Попробуйте указать несоответствие на рисунках. Что хотел показать автор? Скажите несколько отзывов-откликов по этому поводу.

Итоги урока.

Итак, что такое отзыв?

Отзыв – это речевой жанр о впечатлениях, об увиденном, прочитанном, услышанном. Главное – оценить произведение.

Следующее задание.

На столе перед вами отзыв о телепередаче “ Что? Где? Когда?”

Понравился ли вам этот отзыв?

(Учащиеся делятся впечатлениями)

Дома: Составить письменно отзыв о своей любимой телепередаче:

“Ералаш”, “Звездный час”, “Умники и умницы” и т.д. Продолжаем урок.

Веселый этикет. (На столе задание)

Текст: папа и Федя пришли на футбольный матч. Сегодня играет “Спартак” – это их любимая команда.

Удар! Мяч летит мимо ворот.

– Мазила! – кричит Федя. Что это за игра? Судью на мыло! Он сердито размахивает руками, задевает своего соседа, но не замечает этого.

Какой невоспитанный, некультурный мальчик, – тихо произнес сидящий рядом пожилой мужчина, – совсем не умеет себя вести в общественном месте.

  1. Есть ли в этом тексте элементы отзыва?
  2. Почему сосед назвал Федю некультурным, невоспитанным?
  3. Что значит “общественное место?”
  4. Как ведут себя в общественном месте воспитанные, культурные люди?

(Вы правы, воспитанные люди не кричат громко и не размахивают руками, так как это может побеспокоить людей, находящихся рядом.)

Учитель: Ребята, хотелось бы вам побывать в волшебном кондитерском царстве? Там пахнет шоколадом, там растут деревья из миндального ореха, текут апельсиновые реки, а на лимонадных озерах плавают лебеди из взбитых с клубникой, сливок, где высятся горы из халвы, а вместо снега – разноцветное мороженое?

Представили?

Нарисуйте отзыв на музыкальную картину “Конфетиренбург”.

(Музыка из балета П.И. Чайковского “ Щелкунчик”.)

Обратите внимание на эпиграф: “Не для школы, а для жизни мы учимся”.

Как вы его понимаете?

Подведение итогов.

Комментирование и выставление оценок.