Урок-игра по литературе "Скоро сказка сказывается"

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. повторить особенности волшебной сказки,
  2. познакомиться со старинными предметами быта,
  3. повторить малые жанры фольклора-загадки, пословицы, дразнилки.

Оборудование урока:

  • старинные предметы быта (из коллекции школьного музея), иллюстрации к сказкам и загадкам,
  • «перепутанные» пословицы, дразнилки, иллюстративный материал по теме «Предметы быта, жилище, одежда».
  • Учителя и участники могут одеться в народные костюмы или использовать элементы народного костюма.

Ход урока

Представление команд, которые заранее выбрали себе название и «девиз».

Конкурс №1 .Что это за предметы?

Участники игры смотрят на старинные предметы быта, которые находятся в классе, и отвечают на вопросы ведущего - каждая команда по очереди. Предмет, о котором идет речь, необходимо показать.

С этим по воду ходили…(коромысло).
Этим белье отбивали…(валёк).
В этом капусту рубили…(корыто).
Этим предметом капусту рубили…(сечка).
В этом мак для пирогов толкли…(ступка).
Этим предметом толкли…(пест).
Это лошади на шею надевали и лошадь запрягали…(хомут).
Этим лошадь подковывали…(подкова).
С этим нитки пряли …(прялка).
В этом воду кипятили …(самовар).

Конкурс №2. Каждая команда получает иллюстративный материал по темам «Жилище», «Одежда», «Предметы быта».

Участники должны назвать только те предметы, которые могли встретиться в русских сказках.

Предметы, которые называют участники:

терем, изба, палаты, светелка, сени; сарафан, косоворотка, рубаха, кафтан, кокошник, треух, валенки, лапти, шлем, кольчуга; рушник, половик, рукомойник, коромысло, туесок, кадушка, братина, ковш, ушат и т. д.

«Сказочная» переменка. Договорить названия только волшебных сказок.

«Иван - крестьянский сын и…чудо-юдо»

«Лягушка - …царевна»

«Василиса …Прекрасная»

«Варвара – краса…длинная коса»

«Крошечка - …Хаврошечка»

«Сивка - …Бурка»

«Кот и …»

«Каша …»

«Сестрица Аленушка и …братец Иванушка»

«Гуси - …лебеди»

«Марья …Моревна»

«Вершки и …»

«Журавль и …»

«Кощей… Бессмертный»

«Пузырь, соломинка и…»

«По щучьему …веленью»

«Зимовье…»

«Поди туда – …не знаю куда»

Конкурс №3. Кто главные герои большинства сказок?

Участники первой команды записывают на доске или на листе ватмана черты характера красной девицы, вторая команда - добра молодца.

Конкурс №4. Помощники, дарители или противники?

Участники по очереди показывают друг другу свои иллюстрации к различным сказкам. Необходимо назвать, кто изображен на рисунке – помощник, даритель или противник, а также название сказки.

Конкурс №5. Что это за пословица и какую сказку она может проиллюстрировать?

Кто старое помянет, в поле не воин.

(Кто старое помянет, тому глаз вон.

Один в поле не воин.)

Не имей сто рублей, пока не перепрыгнешь.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не говори «гоп»,пока не перепрыгнешь.)

Пришла беда – дитя без глазу.

(Пришла беда - отворяй ворота.

У семи нянек дитя без глазу.)

С кем поведешься, тому глаз вон.

(С кем поведешься, от того и наберешься.)

Не плюй в колодец – сам туда попадешь.

(Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Не рой другому яму – сам в нее попадешь.)

За двумя зайцами в лес не ходить.

(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Волков бояться – в лес не ходить.)

Щи да каша – сам и расхлебывай.

(Щи да каша пища наша.

Сам кашу заварил – сам и расхлебывай.)

У семи нянек то и пожнешь.

(Что посеешь, то и пожнешь.)

Конкурс №6. Загадки с подсказками.

Команды загадывают друг другу загадки. При затруднении в ответе участники показывают иллюстрацию с подсказкой к этой загадке. Загадки могут быть придуманы самими участниками.

Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли в торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я пить и ясно говорить.
(Перо.)

В нем исчезает все без следа,
Оно пожирает дома, города, деревья,
Цветы и кусты, горы и реки, дороги, мосты.
Покорны ему властелины Земли,
Любые народы и короли.
(Время.)

Загадка ученика 5 класса Мити Старых.

Летит птица, без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет.
(Стрела.)

Загадка ученицы 5 класса Ники Белашовой.

Двое стоят, двое лежат, пятый ходит, шестой входит.
(Дверь и проходящий через нее.)

Жил Корнил – всех людей кормил,
А умер – под тын головою.
Никто по нем не плачет.
(Горшок.)

Пять овечек стог объедают,
А пять прочь отбегают.
(Руки за прялкой.)

Встанет – выше лошади,
Ляжет – ниже курицы.
(Хомут.)

По плешивому хлопну,
На плешивого капну,
Выну сто холстов
На сто концов.
(Блины.)

Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова.)

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор.)

Конкурс № 7. Дразнись да не улыбнись! Кто не нарушит запрет?

Участники говорят друг другу дразнилки, при этом смеяться может вся команда, которая дразнится. Те, кого дразнят, не должны даже улыбаться.

Машенька – невеста, съела горшок теста!

Артемушка – коновал, кошке ножки подковал!

Катюшка – солена лягушка!

Мишка – еловая шишка!

Наташа – простокваша!

Алешка – недопечена картошка!

Варвара выше амбара!

Наша Надя – пышка,

На улицу вышла!

Макарушка – простота,

Купил лошадь без хвоста!

Ты Аркашка – требуха,

Съел корову да быка!

У Митяя на носу

Кошки ели колбасу.

Вероника свысока

Задушила гусака!

Андрей – воробей,

Не клюй песок,

Не тупи носок!

Лизавета – сердце,

Свари уху с перцем!

«Колыбельная» переменка. Команды поют по очереди колыбельную песенку.

Конкурс № 8. Сочиняем сказку.

Участники пытаются на карточках записать краткий план, который подходил бы к большинству сказок.

После обсуждения у каждой команды имеется такой набор карточек: зачин, герой, волшебное обстоятельство, противник, нарушение запрета, даритель или помощник, развязка, концовка.

Затем карточки раздаются участникам конкурса (каждому по одной) и дети сочиняют сказку – каждый участник сочиняет свой отрывок сказки, в зависимости от той карточки, которая в руках участника.

Подведение итогов. Вручение призов.

Литература:

  1. Учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной. Москва, «Просвещение», 2003 г.
  2. Народные русские сказки. Москва, «Художественная литература», 1977 г.
  3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Под редакцией Аникина В. П.
  4. Выпуск 1. Младенчество. Детство. Москва, «Художественная литература», 1991 г.
  5. Капица Ф. С. Славянские традиции, верования и ритуалы. Москва, «Наука», 2001 г.
  6. Прыгунов Е. Н., Разумова И. А. Преподавание фольклора. Санкт-Петербург, «Паритет», 2001 г.