Цель урока:
- повторить особенности волшебной сказки,
- познакомиться со старинными предметами быта,
- повторить малые жанры фольклора-загадки, пословицы, дразнилки.
Оборудование урока:
- старинные предметы быта (из коллекции школьного музея), иллюстрации к сказкам и загадкам,
- «перепутанные» пословицы, дразнилки, иллюстративный материал по теме «Предметы быта, жилище, одежда».
- Учителя и участники могут одеться в народные костюмы или использовать элементы народного костюма.
Ход урока
Представление команд, которые заранее выбрали себе название и «девиз».
Конкурс №1 .Что это за предметы?
Участники игры смотрят на старинные предметы быта, которые находятся в классе, и отвечают на вопросы ведущего - каждая команда по очереди. Предмет, о котором идет речь, необходимо показать.
С этим по воду ходили…(коромысло).
Этим белье отбивали…(валёк).
В этом капусту рубили…(корыто).
Этим предметом капусту рубили…(сечка).
В этом мак для пирогов толкли…(ступка).
Этим предметом толкли…(пест).
Это лошади на шею надевали и лошадь
запрягали…(хомут).
Этим лошадь подковывали…(подкова).
С этим нитки пряли …(прялка).
В этом воду кипятили …(самовар).
Конкурс №2. Каждая команда получает иллюстративный материал по темам «Жилище», «Одежда», «Предметы быта».
Участники должны назвать только те предметы, которые могли встретиться в русских сказках.
Предметы, которые называют участники:
терем, изба, палаты, светелка, сени; сарафан, косоворотка, рубаха, кафтан, кокошник, треух, валенки, лапти, шлем, кольчуга; рушник, половик, рукомойник, коромысло, туесок, кадушка, братина, ковш, ушат и т. д.
«Сказочная» переменка. Договорить названия только волшебных сказок.
«Иван - крестьянский сын и…чудо-юдо»
«Лягушка - …царевна»
«Василиса …Прекрасная»
«Варвара – краса…длинная коса»
«Крошечка - …Хаврошечка»
«Сивка - …Бурка»
«Кот и …»
«Каша …»
«Сестрица Аленушка и …братец Иванушка»
«Гуси - …лебеди»
«Марья …Моревна»
«Вершки и …»
«Журавль и …»
«Кощей… Бессмертный»
«Пузырь, соломинка и…»
«По щучьему …веленью»
«Зимовье…»
«Поди туда – …не знаю куда»
Конкурс №3. Кто главные герои большинства сказок?
Участники первой команды записывают на доске или на листе ватмана черты характера красной девицы, вторая команда - добра молодца.
Конкурс №4. Помощники, дарители или противники?
Участники по очереди показывают друг другу свои иллюстрации к различным сказкам. Необходимо назвать, кто изображен на рисунке – помощник, даритель или противник, а также название сказки.
Конкурс №5. Что это за пословица и какую сказку она может проиллюстрировать?
Кто старое помянет, в поле не воин.
(Кто старое помянет, тому глаз вон.
Один в поле не воин.)
Не имей сто рублей, пока не перепрыгнешь.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не говори «гоп»,пока не перепрыгнешь.)
Пришла беда – дитя без глазу.
(Пришла беда - отворяй ворота.
У семи нянек дитя без глазу.)
С кем поведешься, тому глаз вон.
(С кем поведешься, от того и наберешься.)
Не плюй в колодец – сам туда попадешь.
(Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Не рой другому яму – сам в нее попадешь.)
За двумя зайцами в лес не ходить.
(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Волков бояться – в лес не ходить.)
Щи да каша – сам и расхлебывай.
(Щи да каша пища наша.
Сам кашу заварил – сам и расхлебывай.)
У семи нянек то и пожнешь.
(Что посеешь, то и пожнешь.)
Конкурс №6. Загадки с подсказками.
Команды загадывают друг другу загадки. При затруднении в ответе участники показывают иллюстрацию с подсказкой к этой загадке. Загадки могут быть придуманы самими участниками.
Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли в торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я пить и ясно говорить.
(Перо.)
В нем исчезает все без следа,
Оно пожирает дома, города, деревья,
Цветы и кусты, горы и реки, дороги, мосты.
Покорны ему властелины Земли,
Любые народы и короли.
(Время.)Загадка ученика 5 класса Мити Старых.
Летит птица, без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет.
(Стрела.)Загадка ученицы 5 класса Ники Белашовой.
Двое стоят, двое лежат, пятый ходит, шестой входит.
(Дверь и проходящий через нее.)Жил Корнил – всех людей кормил,
А умер – под тын головою.
Никто по нем не плачет.
(Горшок.)Пять овечек стог объедают,
А пять прочь отбегают.
(Руки за прялкой.)Встанет – выше лошади,
Ляжет – ниже курицы.
(Хомут.)По плешивому хлопну,
На плешивого капну,
Выну сто холстов
На сто концов.
(Блины.)Посреди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова.)Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор.)
Конкурс № 7. Дразнись да не улыбнись! Кто не нарушит запрет?
Участники говорят друг другу дразнилки, при этом смеяться может вся команда, которая дразнится. Те, кого дразнят, не должны даже улыбаться.
Машенька – невеста, съела горшок теста!
Артемушка – коновал, кошке ножки подковал!
Катюшка – солена лягушка!
Мишка – еловая шишка!
Наташа – простокваша!
Алешка – недопечена картошка!
Варвара выше амбара!
Наша Надя – пышка,
На улицу вышла!
Макарушка – простота,
Купил лошадь без хвоста!
Ты Аркашка – требуха,
Съел корову да быка!
У Митяя на носу
Кошки ели колбасу.
Вероника свысока
Задушила гусака!
Андрей – воробей,
Не клюй песок,
Не тупи носок!
Лизавета – сердце,
Свари уху с перцем!
«Колыбельная» переменка. Команды поют по очереди колыбельную песенку.
Конкурс № 8. Сочиняем сказку.
Участники пытаются на карточках записать краткий план, который подходил бы к большинству сказок.
После обсуждения у каждой команды имеется такой набор карточек: зачин, герой, волшебное обстоятельство, противник, нарушение запрета, даритель или помощник, развязка, концовка.
Затем карточки раздаются участникам конкурса (каждому по одной) и дети сочиняют сказку – каждый участник сочиняет свой отрывок сказки, в зависимости от той карточки, которая в руках участника.
Подведение итогов. Вручение призов.
Литература:
- Учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной. Москва, «Просвещение», 2003 г.
- Народные русские сказки. Москва, «Художественная литература», 1977 г.
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Под редакцией Аникина В. П.
- Выпуск 1. Младенчество. Детство. Москва, «Художественная литература», 1991 г.
- Капица Ф. С. Славянские традиции, верования и ритуалы. Москва, «Наука», 2001 г.
- Прыгунов Е. Н., Разумова И. А. Преподавание фольклора. Санкт-Петербург, «Паритет», 2001 г.