Цели:
- Продолжить знакомство с жанром “святочный рассказ”;
- Осмыслить понятия “милосердие и сострадание”, вера, выполнение долга, ответственность;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Учить учащихся наблюдать над языком произведения;
- Показать тяжелую жизнь детей из бедных семей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портреты А. Куприна, Н. Пирогова, Ф. Достоевского.
Ход урока
I. Обсуждение рассказа Достоевского “Мальчик у Христа на елке”.
- Кто виноват в смерти мальчика?
- Зачем Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей?
- Можно ли назвать счастливым финал рассказа?
- Что вы понимаете под словом милостыня, милосердие? К кому из героев рассказа Достоевского можно отнести это слово?
II. Выступление учащихся
1. Творчество Александра Куприна.
2. Информация о Н.И. Пирогове.
Пирогов Николай Иванович ( 1810-1881) – русский хирург, педагог, общественный деятель, внесший значительный вклад в становление военно-полевой хирургии. Способствовал организации движения сестер милосердия России в период военных действий в Крыму 1853-1856гг. Позднее, в 1867 году это движение оформилось в Российское общество попечения о раненых и больных воинах переименованное в 1879 году в Российское общество Красного Креста (РОКК).
3. Сообщение ученика о Александре Ивановиче Куприне.
III. Словарная работа: досужий, вымысел, управляющий, швейцар, залог, поденная работа, риза, сюртук, сочельник.
IV. Работа с текстом. Особенности изображения действительности
Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?
Мир вокруг | Мальчики |
Перед огромным окном гастрономического магазина | Приплясывали от жестокой стужи |
Великолепная выставка | Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки |
Эффектная картина: Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов; Стояли пирамиды мандаринов; Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы; Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала. |
Оба мальчика забыли о
двенадцатиградусном морозе и о важном поручении,
возложенном на них матерью. Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей. |
Очаровательное зрелище |
Произнес сурово, подавив тяжелый вздох |
2) Как с помощью имен прилагательных создается колоритная картина жизни мальчиков и большого города?
Прекрасные магазины | Малолюднее и темнее становились улицы |
Сияющие елки | кривые, узкие переулки. |
Рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками | Покосившийся, ветхий дом, |
Праздничное оживление толпы | мрачные, не освещенные косогоры |
Веселый гул окриков и разговоров | Темный, обледенелый и грязный двор |
Разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам | Прошли в темноте общим коридором |
Праздничное ликование | Закоптелые, плачущие от сырости стены |
Мокрые отрепки Ужасный запах керосинового газа детское грязное белье и крысы – настоящий запах нищеты. |
|
Грязная широкая постель |
Выводы учащихся: Беззащитность детей и бездушие большого города. Маленькие детские сердца сжались от острого недетского страдания.
V. Проблемный вопрос: Что мы узнали о семье Мерцаловых? Почему о несчастьях семьи мы узнаем лишь в середине рассказа? (наблюдения учащихся, выборочный пересказ текста)
VI. Работа по развитию речи. Письменный ответ на вопрос: “Можно ли помочь семье Мерцаловых? Каким тебе представляется выход из этой ситуации?” (3-4 варианта)
VII. Работа по тексту. Кто помог семье избавиться от нищеты? Почему незнакомец в парке подсел на скамейку к Мерцалову? Почему не испугался “беспорядочных, озлобленных криков”? почему старается проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души?
Милостыня и милосердие – это одно и то же?
VIII. Дискуссия. Какой из афоризмов может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна? Какой эпизод рассказа находит отражение в афоризме?
Групповая работа: объяснить
- Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что не снилось.(И. Шевелёв)
- Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде.(Сенека)
- Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.(И. Гете)
IX. Работа с текстом.
- Перечитаем первые и два последних абзаца рассказа:
- Почему автор называет свой рассказ “Чудесный доктор”?
- Какое чудо совершил доктор?
- Оставил ли Пирогов след в жизни семьи Мерцаловых?
- Кем стал один из мальчиков?
- Свято ли для семьи Мерцаловых воспоминание о встречи с доктором?
- В каких предложениях ярко просматривается отношения семьи Мерцаловых к Пирогову и дана оценка его поступку? / “Просто чудо совершил этот святой человек. То великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни”/
- Бывают ли чудеса в наше время? Нужны ли они?
- В святочных (рождественских) рассказах читатели обязательно встречаются с чудом? Чем схожи и чем различаются представления о чуде каждого из авторов рассказов?
- Чем чудесное в святочном (рождественском) рассказе отличается от сказочного чуда?
Выводы урока:
Домашнее задание: Напиши сочинение “В какие чудеса следует верить людям?” Нарисовать святочную открытку.