Цели:
- углубить и расширить знания учащихся о композиции, художественных средствах, теме, идее стихотворения;
- учить внимательному, вдумчивому чтению;
- воспитывать чувство прекрасного через приобщение к поэтическому слову.
Ход урока
Эти наивные люди не знают, сколько требуется времени и усилий, чтобы научиться читать. Мне понадобилось на это 80 лет, а всё ж я и сейчас не решусь сказать, что достиг цели.
И.В.Гёте
В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт.
Н.В.Гоголь
Эта тяга писать появляется у меня всегда из чувства какого-то волнения, грустного или радостного чувства, чаще всего оно связано с какой-нибудь развернувшейся передо мной картиною, с каким-то отдельным человеческим образом, с человеческим чувством…
И.Бунин “Как я пишу”
Иллюстрации: В.М.Васнецов 1). “Гусляры”, 2). “После побоища Игоря Святославовича с половцами”. 3). С.С.Кобуладзе “Бой с половцами”. 4). Гравюры Фаворского к “Слову о полку Игореве”. 5). А.П.Бубнов “Утро на Куликовом поле”. 6). А.Д.Шмаринов “Куликовская битва”.
Словарь.
- Сага – поэтическое сказание (др. – сканд.)
- Саркофаг – массивный гроб, гробница.
- Курган – могильный холм у древних народов.
- Вязь – соединение, сплетение.
- Забрало – часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов.
Без имени
Курган разрыт. В тяжёлом саркофаге
Он спит, как страж. Железный меч в руке.
Поют над ним узорной вязью саги,
Беззвучные, на звучном языке.
Но лик сокрыт – опущено забрало.
Но плащ истлел на ржавленной броне.
Был воин, вождь. Но имя смерть украла
И унеслась на чёрном скакуне. (И.А Бунин)
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня нас с вами ждёт путешествие в мир поэзии. Каждое стихотворение – тайна, разгадать которую может далеко не каждый. Чтобы познать эту тайну, нужно быть очень вдумчивым и чутким читателем, читать не только глазами, но и сердцем, и душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя (см. слова Гёте и Гоголя).
В волшебный мир слова поведёт нас сегодня Иван Алексеевич Бунин, великий русский поэт и писатель, Лауреат Нобелевской премии.
Итак, мы с вами – исследователи.
Скажите, ребята, в чём будет заключаться наша исследовательская работа?
II. Чтение стихотворения.
III. Исследовательская работа.
1. Какое настроение создаёт это стихотворение?
2. Какую палитру вы бы использовали для передачи своего настроения? Почему?
3. А какая музыка сопровождала бы его?
4. Как вы думаете, о чём это стихотворение? Запишите ответ. Какие ключевые слова?
Имя
Смерть
5. Сам И.Бунин говорил: “У писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания. Давайте перейдём к тому, какими средствами поэт передаёт содержание.
6. Какова композиция стихотворения? На какие части вы бы поделили его?
(Две строфы – четверостишия.)
Какой размер?
Пятистопный ямб
Рифма:
a с а - женская в d перекрёстная в - мужская а с с - женская в d d - мужская
Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?
a).
б). Сравнения: он спит, как страж (Готов к бою!)
в). Метафора: он спит; смерть украла, унеслась (Он – недвижим, а смерть – в движении).
Г). приём градации: воин – вождь.
Поэтическая фонетика:
I строфа:
рг-р-р-ж-с-р-г
с-с-р-ж-ж-л-зн-р
зр-зсг
б-зз-зв-з
II строфа:
о-о-о-ы-о-у-э-о-а-а-о
о-а-и-я-а-а-э-о-о-э
ы-о-и-о-о-и-а-э-уа-а
у-э-а-а-о-о-а-у-э
Ассонанс – плач по умершему.
Аллитерация – повторение согласных звуков – передают звуки боя.
Какими словами обозначено художественное пространство?
А художественное время?
До: разрыт
истлел
был
украла
Сейчас: спит
поют
сокрыт
В будущее: унеслась
Всё разрушает время, даже имя (истлел, был, ржавленная), смерть быстра.
12. Какой приём лежит в основе композиции стихотворения?
Антитеза (I строфа – II строфа)
Что было – что есть
Жизнь – смерть
Имя – безымянный
Он – неподвижен – она – движение.
Союз противительный (но) повторяется 3 раза.
13. Почему в 3-м предложении слово “имя” поставлено раньше подлежащего?
(Чтобы его выделить!)
Приём инверсии. Где ещё встречаемся с ней?
14. Что вы можете сказать о лексике? Однородна ли она? Или можно выделить разные стилевые пласты? Все ли слова понятны?
Курган саркофаг саги вязь лик истлел |
забрало меч плащ броня воин вождь страж |
украла унеслась |
Высокая лексика |
Воинская лексика | Просторечная лексика |
Зачем нужна поэту разнопластовая лексика?
Высокое
противопоставить
низкое
15. Синтаксис
Сколько предложений? (4+4=8)
Какие наблюдения провели?
Нет вопросительных, восклицательных предложений. Почему?
Смерть победила? Или нет?
16. Морфология.
Всего слов – 46, из них существительных – 16, прилагательных – 7, глаголов и отглагольных форм – 10. Как вы думаете, почему мало глаголов? (Мало действий! Он спит! Смерть!)
Какой показана смерть? (Быстрой, хитрой, безжалостной).
17. Тема, идея.
Так о чём же стихотворение?
Стало ли оно вам ближе, понятнее?
Проникли ли вы в замысел автора?
А что нам в этом помогло?
Давайте озаглавим стихотворение. (“Воин”, “Курган”, “Страж Родной земли”, “Был
воин, вождь…”, “Смерть” и др.)
А теперь я вам открою тайну – сам поэт дал такое название – “Без имени”. Как вы думаете, почему?
V. Подведение итогов урока.
Что бы вы хотели сказать об уроке?
Получилось ли быть исследователями?
Понравилось?
Сложно?
Спасибо за творчество, искренность и стремление проникнуть в слова!
Литература.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.:Айрис-пресс, 2002
- Раздел: Преподавание литературы.
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. - М.: “Просвещение”, 2002
- Эткинд Е.Г. Проза в стихах. – СПб: “Знание”, 2001
- Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5-011 классах // Литература, 2005