Урок анализа поэтического текста "Тайна поэтического слова"

Разделы: Литература


Цели:

  1. углубить и расширить знания учащихся о композиции, художественных средствах, теме, идее стихотворения;
  2. учить внимательному, вдумчивому чтению;
  3. воспитывать чувство прекрасного через приобщение к поэтическому слову.

Ход урока

Эти наивные люди не знают, сколько требуется времени и усилий, чтобы научиться читать. Мне понадобилось на это 80 лет, а всё ж я и сейчас не решусь сказать, что достиг цели.

И.В.Гёте

В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт.

Н.В.Гоголь

Эта тяга писать появляется у меня всегда из чувства какого-то волнения, грустного или радостного чувства, чаще всего оно связано с какой-нибудь развернувшейся передо мной картиною, с каким-то отдельным человеческим образом, с человеческим чувством…

И.Бунин “Как я пишу”

Иллюстрации: В.М.Васнецов 1). “Гусляры”, 2). “После побоища Игоря Святославовича с половцами”. 3). С.С.Кобуладзе “Бой с половцами”. 4). Гравюры Фаворского к “Слову о полку Игореве”. 5). А.П.Бубнов “Утро на Куликовом поле”. 6). А.Д.Шмаринов “Куликовская битва”.

Словарь.

  1. Сага – поэтическое сказание (др. – сканд.)
  2. Саркофаг – массивный гроб, гробница.
  3. Курган – могильный холм у древних народов.
  4. Вязь – соединение, сплетение.
  5. Забрало – часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов.

Без имени

Курган разрыт. В тяжёлом саркофаге
Он спит, как страж. Железный меч в руке.
Поют над ним узорной вязью саги,
Беззвучные, на звучном языке.
Но лик сокрыт – опущено забрало.
Но плащ истлел на ржавленной броне.
Был воин, вождь. Но имя смерть украла
И унеслась на чёрном скакуне. (И.А Бунин)

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня нас с вами ждёт путешествие в мир поэзии. Каждое стихотворение – тайна, разгадать которую может далеко не каждый. Чтобы познать эту тайну, нужно быть очень вдумчивым и чутким читателем, читать не только глазами, но и сердцем, и душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя (см. слова Гёте и Гоголя).

В волшебный мир слова поведёт нас сегодня Иван Алексеевич Бунин, великий русский поэт и писатель, Лауреат Нобелевской премии.

Итак, мы с вами – исследователи.

Скажите, ребята, в чём будет заключаться наша исследовательская работа?

II. Чтение стихотворения.

III. Исследовательская работа.

1. Какое настроение создаёт это стихотворение?

2. Какую палитру вы бы использовали для передачи своего настроения? Почему?

3. А какая музыка сопровождала бы его?

4. Как вы думаете, о чём это стихотворение? Запишите ответ. Какие ключевые слова?

Имя

Смерть

5. Сам И.Бунин говорил: “У писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания. Давайте перейдём к тому, какими средствами поэт передаёт содержание.

6. Какова композиция стихотворения? На какие части вы бы поделили его?

(Две строфы – четверостишия.)

Какой размер?

Пятистопный ямб

Рифма:

a с а - женская
в d перекрёстная в - мужская
а с с - женская
в d d - мужская

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

a).

б). Сравнения: он спит, как страж (Готов к бою!)

в). Метафора: он спит; смерть украла, унеслась (Он – недвижим, а смерть – в движении).

Г). приём градации: воин – вождь.

Поэтическая фонетика:

I строфа:

рг-р-р-ж-с-р-г

с-с-р-ж-ж-л-зн-р

зр-зсг

б-зз-зв-з

II строфа:

о-о-о-ы-о-у-э-о-а-а-о

о-а-и-я-а-а-э-о-о-э

ы-о-и-о-о-и-а-э-уа-а

у-э-а-а-о-о-а-у-э

Ассонанс – плач по умершему.

Аллитерация – повторение согласных звуков – передают звуки боя.

Какими словами обозначено художественное пространство?

А художественное время?

До:

разрыт

истлел

был

украла

Сейчас:

спит

поют

сокрыт

В будущее:

унеслась

Всё разрушает время, даже имя (истлел, был, ржавленная), смерть быстра.

12. Какой приём лежит в основе композиции стихотворения?

Антитеза (I строфа – II строфа)

Что было – что есть  
Жизнь – смерть
Имя – безымянный
Он – неподвижен – она – движение.

Союз противительный (но) повторяется 3 раза.

13. Почему в 3-м предложении слово “имя” поставлено раньше подлежащего?

(Чтобы его выделить!)

Приём инверсии. Где ещё встречаемся с ней?

14. Что вы можете сказать о лексике? Однородна ли она? Или можно выделить разные стилевые пласты? Все ли слова понятны?

Курган

саркофаг

саги

вязь

лик

истлел

забрало

меч

плащ

броня

воин

вождь

страж

украла

унеслась

Высокая

лексика

Воинская лексика Просторечная лексика

Зачем нужна поэту разнопластовая лексика?

Высокое

            противопоставить

низкое

15. Синтаксис

Сколько предложений? (4+4=8)

Какие наблюдения провели?

Нет вопросительных, восклицательных предложений. Почему?

Смерть победила? Или нет?

16. Морфология.

Всего слов – 46, из них существительных – 16, прилагательных – 7, глаголов и отглагольных форм – 10. Как вы думаете, почему мало глаголов? (Мало действий! Он спит! Смерть!)

Какой показана смерть? (Быстрой, хитрой, безжалостной).

17. Тема, идея.

Так о чём же стихотворение?

Стало ли оно вам ближе, понятнее?

Проникли ли вы в замысел автора?

А что нам в этом помогло?

Давайте озаглавим стихотворение. (“Воин”, “Курган”, “Страж Родной земли”, “Был

воин, вождь…”, “Смерть” и др.)

А теперь я вам открою тайну – сам поэт дал такое название – “Без имени”. Как вы думаете, почему?

V. Подведение итогов урока.

Что бы вы хотели сказать об уроке?

Получилось ли быть исследователями?

Понравилось?

Сложно?

Спасибо за творчество, искренность и стремление проникнуть в слова!

Литература.

  1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972
  2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.:Айрис-пресс, 2002
  3. Раздел: Преподавание литературы.
  4. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. - М.: “Просвещение”, 2002
  5. Эткинд Е.Г. Проза в стихах. – СПб: “Знание”, 2001
  6. Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5-011 классах // Литература, 2005