Понимаешь ли ты, что с тобой происходит?
Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.
Цели:
- сопоставить евангельское решение темы “блудного сына” и пушкинского переосмысления этой тематики.
- совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную “ткань” произведений.
- воспитание любви к родителям, способности признания своих ошибок
Вступительное слово учителя
Задание классу. Продолжите ассоциативный ряд : семья – это ….. (единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов)
Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей?
Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.
Давайте вспомним определение жанра притчи.
На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.
Выразительное чтение. Послушайте стихотворение украинской поэтессы Полины Довженко, написанной по сюжету притчи о блудном сыне.
Напомню притчу вам о блудном сыне,
Она заставит призадуматься всерьёз
Всех тех, кто не лишён соблазнов в этом мире
И не познал ещё, как любит нас Христос.
У человека было два любимых сына:
Один из них – послушен, кроток, мил,
А меньший был – так, скажем, нерадивый,
Отец же равно ими дорожил.
Вот просит младший сын родителя:
“Отец, дай часть имения ты мне,
Хочу я сам прославить своё имя
В далёкой незнакомой стороне.
Отец не стал перечить понапрасну,
Дал сыну сделать выбор самому,
Чтоб через лишения, невзгоды и ненастья
Сын смог найти пути, ведущие к добру.
Оставил отчий дом сей отрок – блудник,
И в дальней стороне от дома пребывал,
Ел, пил, гулял, кутил “герой” - распутник,
Отца и брата никогда не вспоминал.
Когда же промотал всё до единого гроша,
Настал великий голод в той стране,
Отвержен всеми, всеми позаброшен,
Он, наконец, подумал об отце.
О, сколько слёз он пролил безутешно,
Мечтая в мыслях только об одном:
Раскаяться, припав к груди отца, как в детстве,
Молить его лишь о прощении своём.
И вот однажды, выйдя на дорогу,
Старик почувствовал, как чей-то взгляд пронзил его,
И сжалось сердце в нём от боли и тревоги -
Он в страннике узнал родного сына своего.
И бросились отец и сын в объятья,
От слёз комок стал в горле у двоих:
“Отец, я не достоин твоим сыном называться,
Прими в число наёмников твоих!”
Отцова ж милость, доброта верны, как прежде,
Наказ был слугам дан, чтоб усмотреть
Для сына наилучшие одежды
И лучший перстень на руку надеть.
И заколоть откормленного теленка,
Пир закатить, на сколько хватит сил –
Ведь блудный сын дороже злата, царства,
Когда – то был он мёртв и, наконец, он ожил.
Вот также и Господь нам все грехи прощает,
За каждым блудным сыном Он следит,
И тех, кто оступился – поднимает,
Спасает, бережёт, животворит.
- Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям? (Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)
- Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”
* Индивидуальное задание. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.
- Так почему притча получила такое название? В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках.
2. Подача нового материала в форме дискуссии.
К сюжету притчи обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски притчи мы слышим и в литературе: в “Станционном смотрителе” Пушкина.
- К кому из героев повести можно задать вопрос темы урока и дать совет эпиграфом ?
- Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.
- Что иллюстрируют эти картины? Историю блудного сына.
- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?
- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?
- Для чего тогда картинки на стене комнаты?
(Для украшения.)
- Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Эти линии будут касаться только детей или родителей тоже? Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдет?
(Зеркальное, перевёрнутое изображение.)
- Докажем это. Проведем сопоставление истории блудного сына и истории Дуни Выриной и заполним таблицу (Работа в парах.)
Письменная самостоятельная работа
Притча | “Станционный смотритель” |
Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно. | Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда. |
Никто не ищет его | Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой |
Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение. | Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве. |
Радостная встреча сына с отцом | Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места. |
Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться. | Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. |
Примирение с отцом | Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно. |
3. Заполнение таблицы.
- Кто главный герой повести? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин)
- Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?
(Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто на почитал их извергами человеческого рода…? Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и в слякоть принужден он бегать по дворам, …уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца)
- Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
- Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким автор его рисует?
(“Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеленый сюртюк с тремя медалями на полинялых лентах” Самсон производит впечатление человека бодрого и счастливого.)
- Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком?
(Потому что у него была дочь–красавица, которой он гордился.)
- Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?
(“Я смотрел на его седину, на губокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину..”.
- Почему Вырин превратился в хилого старика?
(У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)
- Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился на постоялом дворе? (он претворился больным)
- Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви?
(Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)
- Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом?
(Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу . Минский богач и аристократ, а Вырин - маленький чин, бедный смотритель почтовой станции”. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)
- Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина в первое посещение дома ротмистра Минского?
(Деньги, которые ему дал Минский за дочь.)
- Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над “хорошо одетыми” людьми привилегированного сословия?
(ассигнации, брошенные Выриным, подобрал “хорошо одетый молодой человек”, который, увидев возвращение смотрителя, убежал.
* Индивидуальная работа: представить историю похищения и жизнь с Минским от лица Дуни Выриной
- Прочитайте отрывок, в котором Вырин видит, как живет его дочь в Петербурге. Какие выводы о Дуне мы можем сделать?
(“Двери были заперты; он позвонил..” до слов “..вытолкнул его на лестницу” Дуня живет хорошо, у нее есть слуги, большая, прекрасно убранная квартира”, она роскошно одета. Дуня любит Минского, “ с нежностью смотрит на него”)
- Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?
(Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский “подержит и бросит” Дуню)
- Что поддерживает Вырина в его убеждении?
Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям. (она обязательно плохо кончит)
- Какую жизнь ведет блудный сын и Дуня, покинув отчий дом?
(Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. А Дуня не ведет беспутную жизнь. Наоборот, мы видим, что она несомненно любит Минского. Дуня не раскаивается , и, видимо, не желает возвращаться, она вполне счастлива и довольна)
- Разве смотритель не понимал этого? Почему он не счастлив счастьем дочери?
(Понимает, поэтому и возвращается из Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, и не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.)
- Какими трагическими событиями закончилась жизнь Вырина и почему? Как эти события отражены в пейзаже?
(Пейзаж-осень, серенькие тучи) (Одиночество и страдания Самсона Вырина привели его к смерти.)
- Найдите слова, характеризующие чувства блудного сына после того, как он растратил все деньги? (глубокая печаль и раскаяние)
- Какая встреча ожидала его дома? Почему?
- Возвращается ли домой Дуня? (Не. она лишь однажды , проезжая мимо, остановилась на станции узнать об отце, но он уже умер)
- Счастлива ли Дуня? Но почему она плачет?
(Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська, но раскаиваться уже не перед кем, так она и останется со своей виной. )
- Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
(Сын, потому что он успел вернуться к отцу и ,главное, был им прощен, а Дуня – нет)
Кто из родителей оказался счастливее?
(Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)
4. Закрепление материала. Выводы.
Как финал повести соотносится с притчей? В чем сходство и различие в образах “отцов” и “ детей”
Для чего в повесть введена тема “блудного сына”? Каков основной прием, используемый автором при таком построении сюжета?
Главные сюжетные линии: счастливая судьба Дуни и несчастная – станционного смотрителя.
(Основной прием – противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев. Не несчастная “блудная” Дуня вернулась на станцию, а несчастный странствующий пешком Вырин )
Но все могло быть и по-другому. Напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо.
Индивидуальное задание : написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни.
Творческая работа на ассоциации.
Раскрасьте в цвета всю гамму чувств Самсона Вырина и Дуни после эпизода “ Похищение дочери” и нарисуйте радугу.
Самсон Вырин : испуг –…, тревогу-….; тоску –….; негодование – …., одиночество…. , бессилие помочь- .. и т.д.
Дуня: испуг- любопытство –….; привязанность- …., доверие- …, любовь и счастье – …., богатство- …., рождение детей- ... и т.д.
Как следует относиться к своим родителям?
Как автор отвечает на вопросы: “Что является истинным счастьем для человека? Как следует относиться к человеку
Выводы. Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, это не значит, что он плохой человек. Его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним.
И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына. Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.