Урок литературы в 8-м классе на тему "Л.Н. Толстой о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг" (на примере рассказа "После бала")

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  1. Раскрыть особенности рассказа и писательский замысел;
  2. Вспомнить основные сведения о жизни и творчестве писателя(заочная экскурсия)
  3. Дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема
  4. Сформировать нравственные качества по морально-этическим понятиям
  5. Развить логику, мышление, умения делать выводы

Предварительное задание:

1. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом «Художник, мыслитель, человек»

2. Объяснить значение ключевых слов и словосочетаний: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль.

3. Групповое задание:

-выписать из текста описание бала
-выписать описание сцены наказания
-сопоставить полковника и наказываемого

…Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,
сколько остальная наша литература
М.Горький

Ход урока

На прошлом уроке мы начали изучение творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого, совершили заочную экскурсию по местам, где проживал писатель.

Обратимся к эпиграфу.

-Как вы понимаете смысл высказывания М.Горького?

I. Проверка домашнего задания

-Кто же это удивительный человек, какую жизнь он прожил?

(Толстой был велик не только как гениальный писатель, но и как человек, как личность. Вся его жизнь - это путь самосовершенствования , поэтому он призывает человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к сознанию нравственной ответственности за свои поступки)

II. Изучение произведения

-Обратимся к жанру произведения. Почему этот текст является рассказом?

(В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму)

-Какое событие описано?

(Потрясение героя от увиденного после бала)

В рассказе слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой ( 40-е годы XIX века, время правления Николая 1), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать , что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям.

-Что необычного вы увидели в построении рассказа? (Это рассказ в рассказе; зачитывается начало произведения: разговор ведется о нравственных ценностях человека, используется контраст как прием)

-Что построено на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев)

-Для чего здесь используется этот прием?

(Позволяет писателю выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности)

III. Анализ эпизодов

-Перескажите кратко содержание 1 и 2 части

Составление таблицы в тетради (проверка групповых заданий). Примеры контрастов.

ОБСТАНОВКА

НА БАЛУ

ПОСЛЕ БАЛА

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

- Что помог передать контраст?

( Эти события противопоставлены друг другу. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)

СОПОСТАВЛЕНИЕ

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке. Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное от страдания лицо, идет спотыкаясь и корчась от боли.

-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

( Контрастное изображение героев помогло передать перелом в душе рассказчика)

-Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете.

-Как вы думаете, так ли это?

( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.)

IV. Обобщение.

-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.

( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

( Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

V. Выводы

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

VI. Закрепление. Тест. ( распечатано на каждого ученика)

1. Жанр произведения:

А) очерк
Б) повесть
В) рассказ

2. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза
Б) гипербола
В) олицетворение

3. Произведение заставляет задуматься о:

А) судьбе полковника
Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича

4. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике
Б) показ николаевской эпохи
В) повествование о любви Ивана Васильевича

5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности

6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) он утверждает идею Л.Н.Толстого « непротивление злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В)понимает необходимость « изменения жизненных условий» для « изменения взглядов человека»

7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) автор заставляет задуматься о нравственности человека
в) призывает бороться с произволом

VII. Заключение

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью. На уроках литературы, изучая произведения, будем находить мирные пути решения конфликтов.

VIII. Домашнее задание

Письменно объяснить название произведения «После бала»