Я открываю эту книгу,
А может, дверь души сидящих в этом классе?
И мне в награду дарят небеса
Открытые и добрые глаза
И чуткие сердца моих учеников,
До этого закрытые на тысячу замков.
Что им скажу? Как оправдаю их доверье?
Я поведу их к вере от безверья,
И подарю душевное тепло,
Ничуть не сомневаясь, достойны или нет,
И это есть залог всех будущих побед.
Эти строки рождены в результате размышлений о времени, о месте учителя-словесника в жизни ребенка, об уроках литературы. Я перелистываю страницы учебников, планов, конспектов, трепетно перечитываю произведения русских классиков. Я размышляю, обдумываю, готовлюсь к новой встрече со своими учениками. Всякий раз, когда приходит сентябрь, я спрашиваю себя: “Что такое урок литературы для человека? Что такое гуманитарное образование? Какова роль учителя словесности в жизни юного гражданина? Каким требованиям должен отвечать урок литературы? Что же такое он для меня?”
Учитель литературы получил от природы особое право быть проводником между нравственным и интеллектуальным. Его уроки совершенно особые, на них формируется не только ум, но душа, внутренний мир подростка.
Каким он вступит во взрослую жизнь? Научится ли быть Человеком? Будет ли открыто его сердце любви? Будет ли оно зорким?
Все эти вопросы требуют ответа ежедневно, ежечасно…
Что же такое гуманитарная культура вообще и школьного учителя в частности?
Я думаю, это культура человековедения и человекосозидания. В этом состоит мое педагогическое кредо. Его можно выразить словами Экзюпери: “Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
Самое ценное на уроке, на мой взгляд, Слово писателя. Я согласна с мнением литературоведа и критика И. Золотусского, который убежден, что “все, что хотел сказать писатель, заключено в тексте”.
Часто прошу ребят сравнивать, сопоставлять, обобщать изучаемое.
Например, сопоставление двух точек зрения на реальный факт – два отношения к поэзии Н.А. Некрасова:
1. “Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный!” - восклицал Белинский.
2. “…поэт с натугой и штучками…” - писал И.С. Тургенев.
- Чья точка зрения вам близка? Почему?
Всем известна бинарность русской культуры и ментальности. Вместе с учениками пытаемся осмыслить это при изучении творчества русских классиков. И тогда уроки превращаются в уроки-открытия. Приведу некоторые примеры.
- Изучая творчество Пушкина в 9 классе, приходим к выводу, что всем произведениям его свойственна антиномия качеств. Таков Петр I в поэме “Полтава”: (“прекрасен и ужасен”).
- Диссонанс “мига и вечности” определяет мировосприятие Лермонтова, а вслед за ним и поэтов Cеребряного века:
На время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно…
- Гоголь и Белинский предлагают два пути, по которым должна идти Россия: социальное преобразование и духовное, религиозное возрождение. И мы приходим к выводу, что “Мертвые души” - это гоголевская попытка возродить Россию, “смертью смерть поправ”.
Убеждена, что изучение литературы – средство постижения жизни. Учитель ведет ребят к постижению жизненного опыта героев.
- “Я себя убил, а не старушонку!” - восклицает Раскольников.
- Почему Достоевский преступлению отводит несколько глав, а наказанию посвящает весь роман? – спрашиваю у своих десятиклассников.
- Что толкает Катерина, героиню Островского, на признание?
- Почему смерть Базарова является кульминацией романа “Отцы и дети”?
Почему, как, зачем?.. Множество проблемных вопросов, после которых в классе наступает драгоценная тишина, а затем робкие голоса рождают диалог, а если удастся, и полилог.
Думается, что современный урок – это расставание с уроком строгим, регламентированным, встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, благодаря усилию педагога, выстраивающего современный урок. Полноценный урок литературы – это урок искусства, это культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями, он создан педагогической мыслью, он продукт восхождения человека к бесконечному процессу познания и осмысления мира.
Это своеобразный миниспектакль, в котором учитель и сценарист, и режиссер-постановщик, и актер. Ключевым результатом его является духовное обогащение и педагога, и ребят. Как учить детей общаться с книгой? Как приобщить их к высшим достижениям человеческого духа? Как привести их к самопознанию? Как научить их всегда желать быть выше и чище, стремиться делать добро?
Ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, - открывать школьникам мир. А что для них этот мир?
Это отчий дом, родные, друзья, школа. Какой они оставят след в этом мире? Это и есть главный вопрос и главное содержание уроков литературы.
Учитель-художник своих уроков. Считаю необходимым начинать знакомство с художественным текстом с эстетического наслаждения и удивления. Вот почему часто строю урок на основе творческого приема, приема-чудинки.
При изучении темы “Женские образы в романе “Отцы и дети” начинаю урок с вопроса: в чем вы видите предназначение женщины?
А далее обращаемся к работе великого Рафаэля “Сикстинская мадонна” и картине А. Шалаева “Материнства тихий свет” и пытаемся найти общие черты образа главной героини. “Расшифровка” женского образа на картинах поможет разгадать авторский замысел литературного произведения.
Часто использую на уроке прием “индуктор”. Раздумья над страницами рассказов В.Г. Распутина “В ту же землю”, “Женский разговор”, “Последний срок”, повестей Ф. Абрамова “Деревянные кони”, “Алька” начинаем с установления смысловых ассоциаций со словом “мама”. Этот прием пробуждает эмоциональную память моих учеников. И после этого разговор о материнской любви пойдет в совершенно иной атмосфере.
Эмоциональная окрашенность урока – обязательна, ведь постичь наивысшие ценности общечеловеческой культуры без эмоций невозможно.
Поэтому на уроке, где говорим о матери и о любви, нельзя не прочесть учителю или подготовленному ученику балладу Д. Кедрина “Сердце”. Это, конечно, помогает исключить чувство эмоциональной глухоты.
Каждое художественное содержит множество нравственных проблем. Добиваясь высокого этического резонанса урока, стараюсь использовать ядро занятия – проблемный вопрос. То, что волнует, жжет, тревожит юное сердце.
- Можно ли оправдать мать Людочки? (В. Астафьев “Людочка”).
- “Всякая любовь есть великое счастье, даже если она обречена…”. Согласны ли вы с мнением Бунина?
Хороший вопрос, по Е. Ильину, - это “множитель информации”: он не только вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции ученика, разрушая любую инертность.
Все перечисленные приемы включает в себя современная педагогическая технология встречных усилий. Очень часто стараясь заинтересовать ребят, создать творческую атмосферу, предлагаю тему урока сформировать в конце диалога (прием – эпиграф), использую прием – загадку, прошу угадать слово – одно-единственное, автора, героя, произведение и т.д.
Любимые мною приемы: возврат к началу, отсроченная отгадка, задание конца урока – помогают сделать урок интересным, а значит достигающим цели.
Стараюсь на своих уроках использовать и другие современные технологии. Например, технология “СОУ”, “Пошаговая технология”, “Повышение читательской зоркости” (Пересказ по-самарски, технология развития творческих способностей учащихся).
Вместе с ребятами мы создали сборник творческих заданий по русскому языку и литературе (см. приложение 1).
Развитие творческих способностей является средством этического воспитания учащихся, способствует развитию читательской культуры и личности ребенка.
Реализуя принцип вариативности, заложенный в государственной программе по литературе, осуществляю отбор произведений для самостоятельного и внеклассного чтения старшеклассников, способствующих формированию нравственного мира школьника, облагораживающих его душу и сердце.
Это произведения В. Распутина, В. Астафьева, В. Быкова, Б. Васильева, В. Шукшина, Ф. Абрамова. В. Белова.
Основными понятиями на уроке становятся:
- духовная память, духовный опыт
- малая Родина, отчий дом
- память сердца
- детство, родители
- нравственные устои
И тогда возможно развивать новую технологию урока, в основании которой заложены три постулата:
Второй постулат новой технологии: “Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры”.
А третий – “Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства”. Обоюдное признание ценности друг друга рождает доброжелательность, внимательность и великодушие.
В этом состоит мое понимание роли урока литературы и моей собственной роли.
В течение ряда лет наша школа идет по пути профилизации обучения. Работая в классах гуманитарного профиля, составляю тематическое планирование, стараясь расширить эстетический, нравственный аспект своего предмета, углубление этого аспекта осуществляю на занятиях спецкурса “Современная русская литература”. Мною разработаны адаптивные программы для 10, 11 классов гуманитарного профиля.
Данный курс ориентирован на обучение учащихся, имеющих интерес к современной русской литературе.
Цели спецкурса:
- познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями современной литературы;
- совершенствовать умение творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
- формировать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- учить ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно самостоятельные.
Иными словами, главная цель - теоретическая и практическая подготовка учащихся гуманитарного профиля.
В нашей школе уже традиционным стало проведение научно-практических конференций учащихся “Шаг в будущее”.
Работы моих учениц “Эволюция града Петрова в русской литературе”, “Испей из этого чистого родника…” (Тема детства в русской литературе XIX-XX веков) носили исследовательский характер. Обе ученицы обучаются в профильном гуманитарном классе.
В сборниках “Поэтическая весна”, появившихся благодаря ежегодному конкурсу юных поэтов и прозаиков, напечатаны стихотворения моих учеников, посещающих спецкурс. Нами создан проект литературного сборника “Творчество юных”.
Урок длиною в жизнь выставит оценки за нравственную зрелость выпускникам школы. Главное, чтобы ничего не пролетело мимо сердца. Основную свою задачу вижу в том, чтобы “вернуть юности поэзию, заставить над стихами плакать”.
В результате, прочитанного, продуманного, пережитого рождается личное, от сердца идущее СЛОВО, которому нет цены.