Литература
-
Урок развития речи по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "Честь – бремя или благо?" в 10-м классе 2007
Сдвоенные уроки развития речи, завершающие изучение романа "Война и мир". Цель: способствовать более глубокому прочтению произведения, развитию умения читать между строк, вырабатывать навык "сквозного постижения" авторской идеи, совершенствовать опыт самостоятельного поиска. Работа строится в виде эвристической беседы с одновременной записью кратких тезисов. Итог работы - домашнее сочинение.
-
Литературная игра по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2007
Урок в форме литературной игры (можно ее назвать и КВН), как способ проверки знания текста произведения учащимися, не единожды апробирован автором статьи и дает хорошие результаты на этапе первичной работы с произведением. В процессе игры уточняется содержание, выстраивается система героев, "выпячиваются" детали, на которые, возможно, учащиеся не обратили внимания; учитель же получает возможность отследить готовность класса к анализу произведения, узнать "слабые" места читателей-учащихся.
-
Литературный час "Природа и мы". 6-й класс 2007
В рамках регионального компонента в нашей школе проводится устный литературный журнал "Диалоги с В.П. Астафьевым". В 6-х классах литературный час назывался "Природа и мы" (по рассказам "Белогрудка", "Слезы тигра" и др.). В 7-х – "Защищая мир, они защищали будущее" (рассказ "Сибиряк"). В 8-х – "На Часовенной горке" (рассказ "Далёкая и близкая сказка"). Эпиграфом к страницам литературного журнала стали слова В.П. Астафьева: "Всему свой час и всякому делу под небесами..."
-
Тема урока: "Суд над Онегиным". 9-й класс 2007
Основная задача суда – не только осудить или оправдать Онегина, но в ходе процесса раскрыть моральный облик главных героев, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков, автора и современного читателя.
-
Интегрированный урок литературы, риторики и театра "Военный совет в Филях. Как это было" 2007
Интеграция таких предметов, как литература, риторика и театр, создаёт благоприятные условия для формирования личностного восприятия произведения, развития поисковой и познавательной деятельности.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Рок-поэзия. Константин Никольский" 2007
Урок проводится на заключительном этапе изучения синкретических направлений современной поэзии (авторская песня и рок-поэзия). Включение такой темы, как "Рок-поэзия", в программу 11-го класса вызывает недоумение у многих филологов. Но вот ученикам старших классов эта тема наиболее близка и понятна. Они сами активно готовят материалы о своих любимых рок-музыкантах, анализируя тексты песен.
-
Элективный курс по литературе "Человеку не прожить без смеха…" (сатира и юмор в русской классике). 9-й класс 2007
Элективный курс по литературе для 9-го класса. Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического в русской литературе, на углубление эстетической мысли и культуры чувств. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой являются выразительное чтение и рассказывание. Данный курс призван дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека. В программе элективного курса шире, чем на уроках, представлена художественная деятельность учащихся.
-
Урок литературы в 6-м классе с использованием компьютерных технологий "А.С. Пушкин "Песнь о Вещем Олеге" 2007
Урок литературы в 6-м классе знакомит учащихся с произведением А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге". На уроке анализируется картина В.М. Васнецова.
-
Проектная деятельность на уроках литературы 2007
Сейчас все чаще на уроках используются проекты. Это связано прежде всего с тем, что школы стали компьютеризированными, и детям интересна такая форма работы. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
-
Литературная игра "Умники и умницы" (по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина) 2007
Литературная игра проводится на обобщающем уроке после изучения "Повестей Белкина". Она не только проверяет знания учащихся, но и воспитывает внимательного, вдумчивого читателя, способного к творческому воображению. Урок, проводимый в игровой форме, стимулирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к предмету.
-
Сценарий музыкально-поэтического вечера "Русский романс второй половины XIX в.: "У любви есть слова…" 2007
Музыкально-поэтический вечер может стать как заключительным этапом изучения лирики русских поэтов второй половины XIX века, так и самостоятельным внеклассным мероприятием. Знакомясь с историей создания известных романсов, учащиеся попадают в "целый мир от красоты", создателями которого стали А.Фет, А.Толстой, Ф.Тютчев.
-
"Колокол тревоги" (урок-размышление по роману В. Астафьева "Печальный детектив" в 10–11-м классе) 2007
Роман В.П. Астафьева "Печальный детектив" (1986 г.) актуален для нашего времени. В центре внимания - нравственные вечные ценности, укрепляющие человека в его жизни на земле. Писатель спрашивает у читателя, до каких пор мы будем терпеть бездушие, хулиганство, безнаказанность преступлений, безответственность родителей за воспитание детей, одиночество стариков в обезлюдевшей деревне? Печально, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта, рвутся связи, требующие ответственности, совести. В романе вопросов больше, чем ответов. Он заставляет каждого спросить себя: "Не причастен ли я к тому, что происходит в городе?"
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Как стать счастливым, несмотря на…" (по рассказу И.С. Тургенева "Живые мощи") 2007
Все люди хотят стать счастливыми. Однако человека на жизненном пути постоянно подстерегают различные бедствия, болезни, смерть. Как же тогда стать счастливым, несмотря на все обстоятельства жизни? Сопоставление жизненных позиций И.С. Тургенева и Г.-Х. Андерсена убеждает в способности человека через веру обретать духовную силу. Анализ жизни героини рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи" показывает, что Лукерья стойко переносит страдания, так как вера составляет основу её личности. Тургенев был поражён силой православной веры, которая открылась ему в глубине народной души.
-
Итоговый урок-викторина "Мир русских былин" в 6-м классе 2007
Урок-викторина призван обобщить и систематизировать знания учащихся, развивать умения выразительно читать литературный текст, находить особенности определенного жанра, формировать навык внимательного, вдумчивого чтения. Кроме того, урок направлен на формирование активной гражданской позиции, интереса к историческому прошлому народа и способствует воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма.
-
Урок на тему "Антитеза" . Предмет "Русская словесность" (программа Р.И. Альбетковой). 6-й класс 2007
Урок по "Русской словесности" на тему "Антитеза" разработан с учётом рекомендаций автора программы Р.И. Альбетковой, исходя из опыта учащихся. С этой целью использован частично-поисковый метод и групповая форма работы. Логический стержень урока: доказательство того, что антитеза – средство изобразительное и выразительное.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказу А.И. Куприна "Тапёр" 2007
На уроке анализируется рассказ А.И. Куприна "Тапёр". Анализ ведётся в форме беседы, в процессе которой ребята получают представление о характере действующих лиц, об отношении к ним автора, учатся работать с текстом. Нам кажется, что этот рассказ чрезвычайно важен для пятиклассников, так как в процессе его чтения и анализа ребята получают ясное представление о добре и зле, об истинной и ложной красоте. Интерес ребят к рассказу усиливает тот факт, что главным героем является их ровесник, а речь в рассказе идёт о любимом детском празднике. Важным элементом урока является его музыкальное сопровождение, дающее ученикам возможность познакомиться с классической музыкой.
-
Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература) 2007
Интегрированное занятие элективного курса по литературе в 11-м классе. Новые подходы при изучении литературы. Обсуждение домашнего задания, оформленного в виде презентации. Сбор информации на электронных и бумажных носителях. Написание сочинения-синквейна как итога обсуждения произведения. Отражение собственного восприятия произведения в рисунке, выполненном в растровом графическом редакторе.
-
Научно-исследовательская работа на тему "Сиротство в художественной литературе" 2007
Научно-исследовательская работа, посвященная проблемам сиротства в литературе и жизни.
-
"Хранить чуткость к человеческому страданию…" В.Г. Короленко, "Парадокс". Факты жизни и художественное обобщение 2007
Содержание данного урока ориентировано на познавательные интересы детей подросткового периода. Дети учатся смотреть и видеть, слушать и слышать. Как показал наш опыт, вечные темы волнуют подростков гораздо сильнее, чем взрослых. Учащиеся способны, при организации "правильной" беседы, при помощи учителя, выйти на более высокий уровень в своих размышлениях. В ходе подготовки к уроку (сбор и обработка информации по теме "Моя семья и счастье", "Счастье моей семьи" и т.д.), в процессе беседы ребята выказывали неподдельный интерес к проблеме-парадоксу, заявленной писателем "большого сердца" В.Г. Короленко.
-
Интегрированный урок истории, литературы и краеведения 2007
Параллельное сосуществование исторического и литературного материала позволило реализовать идеи интеграции на обучающем, развивающем и воспитывающем уровнях. Основная идея учебного занятия - осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических репрессий.
-
Интегрированный урок по литературе и технологии на тему "Моя профессия – железнодорожник" 2007
Одним из приоритетных направлений в работе школы-интерната, учредитель которого Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", является воспитание будущих железнодорожников. Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "Моя профессия - железнодорожник" не только знакомит учащихся с произведениями известных писателей о нелегком труде работников железнодорожного транспорта, но и дает представление об их профессиональной деятельности на примере художественных образов. Повесть В.Чивилихина "Серебряные рельсы", рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире", а также отрывки из романа И.Штеммлера "Поезд" воспитывают уважение к людям этой профессии и чувство ответственности у учащихся при выборе своей будущей профессии.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "С.А. Есенин "Песнь о собаке" 2007
Урок посвящен анализу лирического произведения в единстве формы и содержания. Цели: показать разницу между эпосом и лирикой; ввести понятие "лирический герой"; учить пониманию смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Погружение в мир, созданный поэтом, осуществляется через анализ фактуального и подтекстового уровней благодаря наблюдению над цветом и звуком в контексте произведения.
-
Урок литературы в 7-м классе (по программе А.Г. Кутузова) на тему "Стихотворение Ф.Н. Глинки "Москва" 2007
Вашему вниманию предлагается урок погружения в текст (обучение элементам анализа текста), на котором осуществляется деятельностный и культуротворческий подход, используются индивидуальные и коллективные методы обучения. Включение в работу ИКТ позволяет задействовать не только аудиальный, но и визуальный канал восприятия учеников.
-
Урок литературы в 5–6-х классах на тему "Человек и природа" 2007
Отношение человека к природе не всегда можно назвать правильным; человек пользуется щедростью природы, ничего не давая ей взамен. А ведь это несправедливо. Исчезают с лица Земли растения. Меньше становится животных и птиц. Пройдет какое-то время, и о том, что они были на нашей планете, мы узнаем только из Красной Книги. Хочется верить, что мы - не последнее поколение, живущее на Земле.
-
Программа "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы – насущная проблема современности" 2007
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Задачей этой программы является воспитание читателя, формирование эмоциональной культуры личности и социально-значимого ценностного отношения к миру и искусству. Программа подготовлена с целью помочь учителю-словеснику четко представлять цели и задачи изучения произведений в 5–11-х классах. Особая миссия литературы – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
-
Тема урока: "Сим остаюсь твой сын, мулла, я – странник бедный" (загадка происхождения М.Акмуллы) 2007
Урок посвящен жизни и творчеству одного из крупнейших прогрессивных представителей башкирской литературы, философской и общественно-политической мысли Башкортостана XIX столетия Мифтахетдину Акмулле - поэту, учителю, просветителю. Основная цель урока - познакомить студентов с трагической судьбой М.Акмуллы, раскрыть духовный мир поэта, разгадать загадку его происхождения; познакомить с жанровым разнообразием его поэзии. Занятие проводится для студентов-первокурсников, поступивших на базе 9-го класса. Данная тема включена в рабочую программу по литературе для реализации национально-регионального компонента.
-
Произведения клуба "Сайсарские искры" 2007
Цели: познакомить с работой учащихся "Портфолио"; повысить интерес учащихся к творческой деятельности; развивать творческие способности детей; воспитывать чувство толерантности и уважения к русской и якутской литературе; воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
-
Разработка урока по рассказу В.Шукшина "Волки" 2007
Предлагаемый урок проводится в 8-м классе как урок внеклассного чтения. Он продолжает знакомить учащихся с творчеством писателя В.Шукшина. До этого не было подробного изучения биографии писателя. Рассказ "Волки" интересен и как произведение с большим нравственным смыслом, и как произведение, дающее богатый материал для обучения художественному анализу текста.
-
Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала" 2007
Урок литературы показывает учащимся, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала", раскрывает гуманистический пафос этого произведения.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие - музыкально-литературная историческая композиция, посвящённая 100-летию окончания войны России с Японией (1904–1905 гг.) 2007
Музыкально-литературная историческая композиция, посвященная памяти героев русско-японской войны (1904–1905) была исполнена хором мальчиков в День защитника Отечества. Данный опыт будет интересен Суворовским, Нахимовским и кадетским училищам, школам в городах со славными морскими традициями, классам с преобладанием мальчиков в коллективе и всем тем, кто чтит и уважает наше героическое прошлое и воспитывает своих учеников в духе патриотизма.