Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака "Звук и цвет"

Разделы: Литература


Цель: активизировать учебную деятельность посредством применения теории цветовой символики звука.

Задачи:

  • познакомить с теорией цветовой символики звука;
  • научить применять ее при анализе поэтических текстов;
  • способствовать совершенствованию эстетического вкуса учащихся.

Ход занятия

Слово - великое чудо. Это не просто сочетание звуков, букв, не только единица, наполненная лексическим смыслом, слово способно вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства. Постигая тайны поэзии, с ребятами рассматриваем слово на различных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом. Существует еще одна интересная идея, изложенная в книге А. П. Журавлева “ Звук и смысл ”: отдельный гласный звук обладает определенной цветовой символикой.

Попробуйте сами определить, с каким цветом у вас ассоциируются буквы А, Я, О, Е и т. д., напишите или раскрасьте схемы (в школьной практике, особенно в среднем звене, целесообразно говорить о букве, затем, усложняя восприятие, анализировать звук). Даже сравнив полученные 10 – 15 вариантов, можно заметить общие тенденции: А, Я – чаще красноватые, И - синий, самый мрачный - Ы.

Ученые предлагают следующее цветовое соответствие.

А - густо-красный,
Я - ярко-красный,
О - светло-желтый или белый,
Е - зеленый,
Е - желто-зеленый,
Э - зеленоватый,
И - синий, Й - синеватый,
У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый,
Ю - голубоватый, сиреневый,
Ы - мрачный темно-коричневый или черный.

Данную терию можно использовать на уроках, анализируя поэтические тексты. Это позволяет активизировать деятельность учащихся, пробудить ассоциативное мышление в постижении замысла поэта. Не всегда теория подтвердится, порой не совпадут настроение, смысл и цвет, это не беда. Возникнет дискуссия, спор, возможно, и новые гипотезы. Предлагая ребятам цветными карандашами раскрасить строки, мы развиваем и мелкую моторику руки, концентрируем внимание. Подобные задания будут интересны ученикам и средних, и старших классов. Главное, подобрать соответствующие поэтические тексты, дать возможность исследования.

Возьмем на себя смелость поэкспериментировать. Перед нами стихи Бориса Пастернака, вобравшие в себя и музыку, и живопись. Сам поэт профессионально музицировал, его отец Леонид Пастернак – художник. Послушаем стихотворение “Давай ронять слова, как сад янтарь и цедру…”.

- Выпишите (или назовите) детали живописи. Например, алебастр, иссурьмил, мареной и т.д. Легко можно представить цветовую окраску. Соответствует ли она настроению лирического героя? В ходе обсуждения ребята отмечают особый смысл цветовых образов.

Следующий этап – стихотворение “Памяти Демона”, которое не так явно связано с живописью.

- Какие ассоциации вызывает само название стихотворения? (мрачные, темные, воспоминания о страдающих героях М.Лермонтова). Предлагаем ребятам, опираясь на теорию стихоцвета, “раскрасить” отдельные звуки (буквы), определить цветовые тенденции. Помогает ли это постижению смысла поэтического текста? Работа может идти индивидуально или в группах, на карточках-текстах.

Памяти Демона

Приходил по ночам
В синеве ледника от Тамары,
Парой крыл намечал,
Где гудеть, где кончаться кошмару.
Не рыдал, не сплетал
Оголенных, исхлестанных, в шрамах.
Уцелела плита
За оградой грузинского храма.
Как горбунья дурна,
Под решеткою тень не кривлялась.
У лампады зурна,
Чуть дыша, о княжне не справлялась.
Но сверканье рвалось
В волосах, и, как фосфор, трещали.
И не слышал колосс,
Как седеет Кавказ за печалью.
Пробирая шерстинки бурнуса,
Клялся льдами вершин:
Спи, подруга, лавиной вернуся.

После обсуждения сделаем вывод: на первый взгляд мрачное и темное стихотворение оказывается “пестрым” (преобладает цвет красный, синий). Это помогает понять сложность чувств героя, мучительно страдающего от злобных деяний и все же свершающих их. Интересна следующая историческая справка. Это стихотворение написано под влиянием картин М.Врубеля (близкого друга семьи). Рассмотрите картины, соотнести их с нашими экспериментами? Удивительно, на живописном полотне преобладает палитра синих и красных цветов.

Можно встретить цветовую окраску, не соответствующую привычному восприятию. Например, ВЕСНА обычно рисуется зеленой, голубой, белой. Стихотворение Б.Пастернака “Весна” (1918 г.) при исследовании звукоцвета дает 20% темных “Ы” и “У” (такие математические расчеты с интересом выполнят ребята). Как правило, это слова – улицы, пугает, пуст, упасть, узелок, больницы, бездонных. Исторический (1918 г.), биографический аспект дополнят восприятие, помогут понять настроение лирического героя, ощущающего “болезнь” мира. Выводы ребят, наряду с фонетическим, лексическим анализом стихотворения, станут более глубокими.

Интересна цветовая “партитура” знаменитого стихотворения “Зимняя ночь” (“Мело, мело по всей земле…”). Оно объемно, поэтому целесообразно разбить строфы по вариантам.

Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенье рук, скрещенье ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Каждая группа даст свои заключения, обобщив которые, обнаружим следующие закономерности: 5 и 7 строфы отличаются обилием красного звука “А”. Объяснения могут быть различными. Для одних эти строки – кульминационный момент чувств. Для других – ощущение трагизма. Третьи выдвинут предположение, что мир “внешний” сине-зеленых тонов противопоставлен “внутреннему” (жар, соблазн, ангел, ночник, падал, крестообразно).

Исследование стихоцвета интересно предлагать и в качестве домашнего задания, дополняя творческой работой:

  • создать иллюстрацию, воплотив в красках собственные наблюдения и расчеты;
  • подобрать слова-образы, подтверждающие (или, напротив, опровергающие) данную теорию;
  • исследовать цветовые тенденции отдельных поэтов (благодатный материал – поэзия А.Фета, К.Бальмонта, С.Есенина).

Конечно, разбор цветовой символики является лишь компонентом комплексного анализа поэтического текста, не всегда он уместен и необходим, однако может явиться приемом активизации учебной деятельности, способствовать развитию ассоциативного восприятия.