Цели урока:
- выявить знания учащихся о жизни и творчестве поэта;
- помочь понять учащимся, чем была дружба в жизни поэта;
- развивать умение выделять главное, делать выводы;
- помочь понять роль дружбы в жизни каждого человека;
- продолжить находить образы в лирических произведениях Пушкина.
Задачи: обеспечить условия для усвоения учащимися знаний по творчеству А.С.Пушкина; способствовать развитию умения анализировать стихи; способствовать формированию у учащихся навыков работы со стихотворным текстом.
Проблемная ситуация: недавно мы отмечали юбилей Лицея, в котором учился А.С.Пушкин. Он тяжело сходился с товарищами, часто попадал в неловкие ситуации. Вечерами разговаривал со своим лицейским товарищем Жанно (И.И.Пущиным), который ему помогал советом, как выйти из затруднительного положения. И.И.Пущин был настоящим другом А.С.Пушкина.
А ведь каждому человеку хочется иметь настоящего друга. Как понять, кто такой настоящий друг?
Проблема проекта: как понять, кто такой настоящий друг через исследование стихотворения Пушкина о Пущине.
Каким образом стихотворение А.С.Пушкина “ И.И.Пущину” помогает понять смысл дружбы?
Цель: найти критерии настоящей дружбы, исследуя стихотворение А.С.Пушкина “И.И.Пущину”, и изобразить их в форме нарисованных образов.
Оборудование:
- стенд с книгами,
- “Словарь русского языка” С.И.Ожегова,
- презентация,
- проектор, листы А-4 ,
- фломастеры, карандаши,
- смайлики, учебник литературы.
Задачи – этапы – способы решения:
- Изучить известные факты биографии двух друзей.
- Узнать о лицейской дружбе поэта.
- Изучить исторические события начала XIX века.
- Произвести анализ стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”.
- Прочитать книгу И.И.Пущина “Записки о Пушкине”.
- Представить результат работы в виде устного выступления и инсценировки.
- Продемонстрировать материал на уроке.
- Сформировать критерии, что такое настоящая дружба.
Индивидуальные задания к уроку:
- сценка “Пушкин на уроке математики”;
- сценка “Встреча в Михайловском”.
Ход урока
1. Сообщение цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем работать с лирическими произведениями поэта. Любое понятие мы можем объяснить с помощью слов. Предположим, нам нужно рассказать, что такое лето. Мы можем сделать это двумя способами. Например, сказать, что лето – это самое жаркое время года, следующее за весной. Но можно и по– другому, как А.С.Пушкин:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
В первом случае мы объясняем, что такое лето, указывая на существенные признаки. Во втором случае мы не объясняем, а показываем, рисуем картину лета (шутливую), даём образ: зной, пыль…
Наша цель: продолжить находить образы в лирических произведениях Пушкина.
2. Сообщение темы урока.
Недавно мы отмечали юбилей Лицея, в котором учился А.С.Пушкин. Он тяжело сходился с товарищами, часто попадал в неловкие ситуации. Вечерами разговаривал со своим лицейским товарищем Жанно (И.И.Пущиным), который ему помогал советом, как выйти из затруднительного положения. И.И.Пущин был настоящим другом А.С.Пушкина.
А ведь каждому человеку хочется иметь настоящего друга. Как понять, кто такой настоящий друг?
3. Изучение компьютерной презентации “Встречи двух друзей”.
Путешествие 1) по Лицею: первая встреча с И.И.Пущиным.
19 октября 1811 года в Царском Селе близ
Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и
стали одноклассниками. Через шесть лет почти все
они получат аттестаты. Они были обычными
лицеистами, из которых вышли поэты, министры,
офицеры, “государственные преступники”,
сельские домоседы и неугомонные
путешественники. В детстве они читали повести о
греческих и римских героях, при жизни и вскоре
после смерти они сами становятся легендой,
преданием.
Без их дружбы Пушкин не стал бы Пушкиным.
Сценка “Урок”:
Профессор Карцов, учитель математики:
– Пушкин, к доске, реши алгебраическую задачу.
Пушкин долго переминается с ноги на ногу и пишет молча формулы.
Профессор Карцов спросил:
– Что ж вышло? Чему равняется Х?
Пушкин, улыбаясь, ответил: НУЛЮ!
Профессор Карцов:
– Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи.
1. Михайловское – имение А.С.Пушкина.
Закончилась учёба в Лицее, все друзья разлетелись. И вновь встреча.
1 ученик рассказывает от лица И.И.Пущина о встрече с А.С.Пушкиным в Михайловском.
Первым, кому поэт “пожал от сердца руку”, был
самый преданный и благородный из его друзей,
близкий ему еще с лицейских лет, – И. И. Пущин.
11 января 1825 года, рано поутру, Пущин подъехал к
парадному крыльцу Михайловского дома.
Впоследствии в своих воспоминаниях он так писал
об этом эпизоде:
“Кони несут среди сугробов ... Скачем опять в
гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и
как будто неожиданно вломились с маху в
притворенные ворота, при громе колокольчика. Не
было силы остановить лошадей у крыльца,
протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного
двора . . .
Я оглядываюсь; вижу на крыльце Пушкина, босиком, в
одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно
говорить, что тогда во мне происходило.
Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в
комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты
человек не простужается. Смотрим друг на друга,
целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть
наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке.
Было около восьми часов утра . . . Прибежавшая
старуха застала нас в объятиях друг друга в том
самом виде, как мы попали в дом: один – почти
голый, другой – весь забросанный снегом. Наконец,
пробила слеза . . . мы очнулись. Совестно стало
перед этою женщиной, впрочем, она все поняла. Не
знаю, за кого приняла меня, только, ничего не
спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас
догадался, что это добрая его няня, столько раз им
воспетая, – чуть не задушил ее в объятиях.
Вообще Пушкин показался мне несколько серьезнее
прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость . . .
Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько
раз повторял, что ему еще не верится, что мы
вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась,
в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было
конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он
мало переменился, оброс только бакенбардами. Он
... сказал, что несколько примирился в эти четыре
месяца с новым своим бытом, вначале очень для
него тягостным; что тут, хотя невольно, он
все-таки отдыхает от прежнего шума и волнения; с
музой живет в ладу и трудится охотно и усердно...
Среди всего этого много было шуток, анекдотов,
хохоту, от полноты сердечной”.
И.И.Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день, проведенный вместе, а под утро 12 января уехал. Эта встреча близких друзей оказалась последней: в декабре того же, 1825 года, И.И.Пущин был арестован за участие в Декабрьском восстании. Когда у
А.С. Пушкина закончилась ссылка, И.И.Пущин был уже под арестом. По приговору Николая 1 смертная казнь заменена ссылкой на “вечно каторжные работы”, с лишением чинов и дворянства.
3) Восстание декабристов на Сенатской площади. Сибирь.
Последняя “встреча” друзей.
И.И.Пущин вспоминает:
Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу… Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г.Муравьёва и отдаёт листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
4. Чтение стихотворения учителем.
Стихотворение было написано в Пскове 13 декабря 1826 года.
5. Работа по осмыслению текста.
А.С.Пушкин начинает стихотворение со строчки “Мой первый друг ”…
– Почему “ первый”?
– Подружились при поступлении в Лицей.
– И.И.Пущин – Жанно, на год старше друга, “ в Лицее был любимцем всех товарищей”, помогал Пушкину найти решение проблем.
Почему Пушкин называет своего друга “ мой друг бесценный”?
– первый,
– неповторимый,
– не побоялся приехать к опальному поэту;
– сохранил поэта, гордость России, не рассказал ему о готовящемся восстании декабристов. Ведь Пушкин мог примкнуть к восставшим и погибнуть.
– не сказал о заговоре против царя, спасая друга.
6. Чтение стихотворения учащимися.
7. Мини – проект.
1) Погружение в проект.
На уроке мы говорили о дружбе двух друзей.
Каждому хочется иметь настоящего друга. У А.С.Пушкина был такой друг – это И.И.Пущин. Как понять, кто такой настоящий друг?
2) Определение цели и задач проекта.
Найти критерии настоящей дружбы, вспомнив стихотворение А.С.Пушкина “И.И.Пущину”, и изобразить их в форме нарисованных образов.
2) Работа в группах.
Выберите геометрическую фигуру: круг или квадрат (деление на группы).
У нас получились две группы. Каждая группа должна нарисовать образ дружбы, помня критерии, которые мы выявили в стихотворении А.С.Пушкина. На данном этапе учащиеся осуществляли самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, используя словари. При подготовке продукта проекта учащиеся оформляли красочные рисунки с художественными образами.
Работа в группе позволила учащимся усвоить элементы организационной деятельности, формировать опыт выступления в классе, управлять своими эмоциями.
3) Презентация.
Презентация проекта проведена в форме показа рисунков.
Рисунки учащихся:
– два друга, взявшиеся за руки;
– лучик солнца, пробивающийся сквозь тучи.
Учащиеся рассказали, как была организована работа в группе, с какими трудностями столкнулись, кратко описали возникавшие гипотезы.
Учащиеся отметили сходные черты обеих презентаций: символ дружбы – светлые, яркие краски в изображении дружбы.
Задание: задать вопросы другой группе по их рисунку;
Оценить работу:
– мне понравилось …,
– мне не понравилось …,
– мне запомнилось…
Лист анализа выполненных работ (вывешивается на доске)
№ | Параметры | 1 группа | 2 группа |
1. | Красочность и эстетичность работы | ||
2. | Информативность работы | ||
3. | Организация работы в группе | ||
4. | Качество презентации | ||
5. | Ответы на вопросы | ||
6. | Соблюдение регламента | ||
7. | Культура поведения | ||
Итого баллов |
8. Вывод.
Дружба – выше всяких преград. Она освещает жизнь, помогает принять её трудности и преодолеть судьбу. Дружба сильнее тюремных замков и расстояний.
9. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение.
Заключение
Данный проект – результат скоординированных действий двух групп. В процессе творческой работы учащиеся получают удовлетворение от самостоятельной деятельности, развивается их творческая активность, повышается самооценка. Кроме того, работая над проектом, учащиеся приобретают опыт групповой деятельности – это умение высказывать своё мнение, слышать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию. Эти навыки пригодятся школьникам в дальнейшем.
Литература
- Ермакова С.О. Царское Село и Павловск. М.: Вече, 2005. С. 118–133.
- Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.,1986.
- Пущин И. Записки о Пушкине. – 1998
- Эйдельман Н.Я. Прекрасен наш союз // Эйдельман Н.А. Твой XVIII век. Прекрасен наш союз. М.: Мысль, 1991. С. 221–395.