Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  • выявить знания учащихся о жизни и творчестве поэта;
  • помочь понять учащимся, чем была дружба в жизни поэта;
  • развивать умение выделять главное, делать выводы;
  • помочь понять роль дружбы в жизни каждого человека;
  • продолжить находить образы в лирических произведениях Пушкина.

Задачи: обеспечить условия для усвоения учащимися знаний по творчеству А.С.Пушкина; способствовать развитию умения анализировать стихи;  способствовать формированию у учащихся навыков работы со стихотворным текстом.

Проблемная ситуация: недавно мы отмечали юбилей Лицея, в котором учился А.С.Пушкин. Он тяжело сходился с товарищами, часто попадал в неловкие ситуации. Вечерами разговаривал со своим лицейским товарищем Жанно (И.И.Пущиным), который ему помогал советом, как выйти из затруднительного положения. И.И.Пущин был настоящим другом А.С.Пушкина.

А ведь каждому человеку хочется иметь настоящего друга. Как понять, кто такой настоящий друг?

Проблема проекта: как понять, кто такой настоящий друг через исследование стихотворения Пушкина о Пущине.

Каким образом стихотворение А.С.Пушкина “ И.И.Пущину” помогает понять смысл дружбы?

Цель: найти критерии настоящей дружбы, исследуя стихотворение А.С.Пушкина “И.И.Пущину”, и изобразить их в форме нарисованных образов.

Оборудование:

  • стенд с книгами,
  • “Словарь русского языка” С.И.Ожегова,
  • презентация,
  • проектор, листы А-4 ,
  • фломастеры, карандаши,
  • смайлики, учебник литературы.

Задачи – этапы – способы решения:

  1. Изучить известные факты биографии двух друзей.
  2. Узнать о лицейской дружбе поэта.
  3. Изучить исторические события начала XIX века.
  4. Произвести анализ стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”.
  5. Прочитать книгу И.И.Пущина “Записки о Пушкине”.
  6. Представить результат работы в виде устного выступления и инсценировки.
  7. Продемонстрировать материал на уроке.
  8. Сформировать критерии, что такое настоящая дружба.

Индивидуальные задания к уроку:

  1. сценка “Пушкин на уроке математики”;
  2. сценка “Встреча в Михайловском”.

Ход урока

1. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать с лирическими произведениями поэта. Любое понятие мы можем объяснить с помощью слов. Предположим, нам нужно рассказать, что такое лето. Мы можем сделать это двумя способами. Например, сказать, что лето – это самое жаркое время года, следующее за весной. Но можно и по– другому, как А.С.Пушкин:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

В первом случае мы объясняем, что такое лето, указывая на существенные признаки. Во втором случае мы не объясняем, а показываем, рисуем картину лета (шутливую), даём образ: зной, пыль…

Наша цель: продолжить находить образы в лирических произведениях Пушкина.

2. Сообщение темы урока.

Недавно мы отмечали юбилей Лицея, в котором учился А.С.Пушкин. Он тяжело сходился с товарищами, часто попадал в неловкие ситуации. Вечерами разговаривал со своим лицейским товарищем Жанно (И.И.Пущиным), который ему помогал советом, как выйти из затруднительного положения. И.И.Пущин был настоящим другом А.С.Пушкина.

А ведь каждому человеку хочется иметь настоящего друга. Как понять, кто такой настоящий друг?

3. Изучение компьютерной презентации “Встречи двух друзей”.

Путешествие 1) по Лицею: первая встреча с И.И.Пущиным.

19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет почти все они получат аттестаты. Они были обычными лицеистами, из которых вышли поэты, министры, офицеры, “государственные преступники”, сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве они читали повести о греческих и римских героях, при жизни и вскоре после смерти они сами становятся легендой, преданием.
Без их дружбы Пушкин не стал бы Пушкиным.

Сценка “Урок”:

Профессор Карцов, учитель математики:

– Пушкин, к доске, реши алгебраическую задачу.

Пушкин долго переминается с ноги на ногу и пишет молча формулы.

Профессор Карцов спросил:

– Что ж вышло? Чему равняется Х?

Пушкин, улыбаясь, ответил: НУЛЮ!

Профессор Карцов:

– Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи.

1. Михайловское – имение А.С.Пушкина.

Закончилась учёба в Лицее, все друзья разлетелись. И вновь встреча.

1 ученик рассказывает от лица И.И.Пущина о встрече с А.С.Пушкиным в Михайловском.

Первым, кому поэт “пожал от сердца руку”, был самый преданный и благородный из его друзей, близкий ему еще с лицейских лет, – И. И. Пущин.
11 января 1825 года, рано поутру, Пущин подъехал к парадному крыльцу Михайловского дома. Впоследствии в своих воспоминаниях он так писал об этом эпизоде:
“Кони несут среди сугробов ... Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора . . .
Я оглядываюсь; вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около восьми часов утра . . . Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один – почти голый, другой – весь забросанный снегом. Наконец, пробила слеза . . . мы очнулись. Совестно стало перед этою женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, – чуть не задушил ее в объятиях.
Вообще Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость . . . Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами. Он ... сказал, что несколько примирился в эти четыре месяца с новым своим бытом, вначале очень для него тягостным; что тут, хотя невольно, он все-таки отдыхает от прежнего шума и волнения; с музой живет в ладу и трудится охотно и усердно... Среди всего этого много было шуток, анекдотов, хохоту, от полноты сердечной”.

И.И.Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день, проведенный вместе, а под утро 12 января уехал. Эта встреча близких друзей оказалась последней: в декабре того же, 1825 года, И.И.Пущин был арестован за участие в Декабрьском восстании. Когда у

А.С. Пушкина закончилась ссылка, И.И.Пущин был уже под арестом. По приговору Николая 1 смертная казнь заменена ссылкой  на “вечно каторжные работы”, с лишением чинов и дворянства.

3) Восстание декабристов на Сенатской площади. Сибирь.

Последняя “встреча” друзей.

И.И.Пущин вспоминает:

Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу… Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г.Муравьёва и отдаёт листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

4. Чтение стихотворения учителем.

Стихотворение было написано в Пскове 13 декабря 1826 года.

5. Работа по осмыслению текста.

А.С.Пушкин начинает стихотворение со строчки “Мой первый друг ”…

– Почему “ первый”?

– Подружились при поступлении в Лицей.

– И.И.Пущин – Жанно, на год старше друга, “ в Лицее был любимцем всех товарищей”,  помогал Пушкину найти решение проблем.

Почему Пушкин называет своего друга “ мой друг бесценный”?

– первый,

– неповторимый,

– не побоялся приехать к опальному поэту;

– сохранил поэта, гордость России, не рассказал ему о готовящемся восстании декабристов. Ведь Пушкин мог примкнуть к восставшим и погибнуть.

– не сказал о заговоре против царя, спасая друга.

6. Чтение стихотворения учащимися.

7. Мини – проект.

1) Погружение в проект.

На уроке мы говорили о дружбе двух друзей.

Каждому хочется иметь настоящего друга. У А.С.Пушкина был такой друг – это И.И.Пущин. Как понять, кто такой настоящий друг?

2) Определение цели и задач проекта.

Найти критерии настоящей дружбы, вспомнив стихотворение А.С.Пушкина “И.И.Пущину”, и изобразить их в форме нарисованных образов.

2) Работа в группах.

Выберите геометрическую фигуру: круг или квадрат (деление на группы).

У нас получились две группы. Каждая группа должна нарисовать образ дружбы, помня критерии, которые мы выявили в стихотворении А.С.Пушкина. На данном этапе учащиеся осуществляли самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, используя словари. При подготовке продукта проекта учащиеся оформляли красочные рисунки с художественными образами.

Работа в группе позволила учащимся усвоить элементы организационной деятельности, формировать опыт выступления в классе, управлять своими эмоциями.

3) Презентация.

Презентация проекта проведена в форме показа рисунков.

Рисунки учащихся:

– два друга, взявшиеся за руки;

– лучик солнца, пробивающийся сквозь тучи.

Учащиеся рассказали, как была организована работа в группе, с какими трудностями столкнулись, кратко описали возникавшие гипотезы.

Учащиеся отметили сходные черты обеих презентаций: символ дружбы – светлые, яркие краски в изображении дружбы.

Задание: задать вопросы другой группе по их рисунку;

Оценить работу:

– мне понравилось …,

– мне не понравилось …,

– мне запомнилось…

Лист анализа выполненных работ (вывешивается на доске)

Параметры 1 группа 2 группа
1. Красочность и эстетичность работы    
2. Информативность работы    
3. Организация работы в группе    
4. Качество презентации    
5. Ответы на вопросы    
6. Соблюдение регламента    
7. Культура поведения    
  Итого баллов    

8. Вывод.

Дружба – выше всяких преград. Она освещает жизнь, помогает принять её трудности и преодолеть судьбу. Дружба сильнее тюремных замков и расстояний.

9. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение.

Заключение

Данный проект – результат скоординированных действий двух групп. В процессе творческой работы учащиеся получают удовлетворение от самостоятельной деятельности, развивается их творческая активность, повышается самооценка. Кроме того, работая над проектом, учащиеся приобретают опыт групповой деятельности – это умение высказывать своё мнение, слышать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию. Эти навыки пригодятся школьникам в дальнейшем.

Литература

  1. Ермакова С.О. Царское Село и Павловск. М.: Вече, 2005. С. 118–133.
  2. Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.,1986.
  3. Пущин И. Записки о Пушкине. – 1998
  4. Эйдельман Н.Я. Прекрасен наш союз // Эйдельман Н.А. Твой XVIII век. Прекрасен наш союз. М.: Мысль, 1991. С. 221–395.