Урок внеклассного чтения. Уроки нравственности в повести А.Лиханова "Чистые камушки"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • пробудить интерес к творчеству А.Лиханова;
  • расширить читательский опыт учащихся;
  • заставить задуматься над нравственными ценностями человека;
  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, иллюстрации учащихся, макет дерева и листочков с терминами, магниты, портрет А. Лиханова, выставка книг писателя (приложение 1)

1. Организационный момент. (слайд 1)

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые, я рада приветствовать вас на уроке творческого чтения.

Этот урок мне хочется начать с необычного задания для вас, расшифруйте словосочетание

Икшумак еытысич (слайд 2)

- Так как вы думаете, о каком произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(о повести Лиханова "Чистые камушки") (слайд3)

2. Постановка целей урока.

Совершенно верно, сегодня на уроке мы с вами еще раз в мир детства Лиханова , еще раз перечитаем интересные эпизоды повести и посадим

Дерево нравственности (приложение 2)

- Кстати, а что такое нравственность?

(зачитать определение и закрепить на доске) (слайд 4) (приложение 3)

- Ребята, что по вашему мнению будет являться корнем нашего дерева

(творчество А. Лиханова)

- Давайте откроем тетради и запишем

Альберт Лиханов

  • Знаю
  • Узнал

 Заполните первую колонку в тетради

- Итак, что вы знаете о писателе Лиханове? (слайд 5)

- Послушайте сообщение и после этого заполните 2 колонку таблицы

В 41 году Лиханову исполнилось 6 лет. На Вятку, где жили Лихановы бомбы не падали, ее не брали в кольцо блокады, но ей, как и многим городам России, досталась изнанка войны. Каждый день на вокзалы города приходили эшелоны с ранеными, искалеченными солдатами. (слайд 6) Школы отдавали под госпитали, другие здания под детские дома, куда поселяли эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Мама Лиханова делала все, чтоб ее сын ни в чем не нуждался. Временами она отдавала кровь раненым бойцам.

А. Лиханов вспоминает

"Никогда не забуду, как мама брала меня с собой на донорский пункт, заходила в кабинет с нормальным лицом, а выходила зелёная, круги под глазами. Потом мы медленно шли к донорскому магазину, там на талончик продавали то, что нигде не достанешь - топлёное молоко, или топлёное масло, что-то сладкое. Мама тут же в магазине давала мне этот кусочек масла в рот, чтобы я проглотил его скорее. В масле - жизнь! Разве это забудешь!"

А. Лиханов - это поколение детей Великой войны и Великой Победы.

Считается, что поколение Лиханова - дети, пережившие войну - счастливейшие в истории нашей страны, но это поколение и одно из самых трагических. Почему счастливейшее? Почему трагическое?

Дети, рождённые перед войной, знали о себе удивительное: они живут в самом справедливом, в самом великом и могучем государстве мира. Все люди в нём равны и счастливы.

- Если в тебе есть талант - твори!

- Влекут тайны океана, учись!

- Мечтаешь покорить просторы Вселенной, учись!

- Хочешь добывать для страны золото, нефть, алмазы, учись!

И, вдруг, война. Им пришлось голодать, носить перешитую, латаную одежду, стоять в очереди за хлебом, шить кисеты для солдат, давать концерты для раненых и пережить страшные болезни. А немцы всегда удивлялись, почему русские люди спасают больных, никому ненужных детей?

(слайд 7) Но эти дети, дети войны, дети, выжившие в Сталинграде, выжившие в Ленинграде, спасённые дети, выросли. Выучились и стали врачами, учителями, военными. Это они создали великую советскую науку, построили города за полярным кругом, отправили корабли и человека в космос.

(слайд 8) В 1987 году он создал в нашей стране Детский фонд - первую общественную благотворительную организацию по защите детства. Каждый человек мог внести свой вклад в помощь больным, попавшим в беду детям на счёт "№ 707". На собранные деньги был создан Институт детской онкологии для детей больных раком. Появились стипендии для одарённых ребят.

( слайд 9) В состав СССР входило 15 республик. И Детский фонд устроил медицинский десант в республики Средней Азии, в самую глубинку, где в больницах не знали ни кипячёной воды, ни чистого белья. В газетах того времени появились снимки - истощённые дети с вздутыми животами, почерневшие скелетики. 20 тысяч детских жизней спасли тогда доверенные врачи Детского фонда.

(слайд 10) Работая в журнале "Смена", Лиханов написал однажды о скромном возчике из Казани - Асгате Галимзянове. Тот собирал пищевые отходы, откармливал бычков, а вырученные деньги перечислял на счёт Дома ребёнка. Галимзянова многие считали чудаком. А потом все узнали, что служить малышам-сиротам он начал после того, как у него заболела тяжело жена. Он молился аллаху и поклялся: если жена выздоровеет, то он до конца дней своих будет помогать детям, которых бросили матери. И жена выздоровела.

Истинное призвание А. Лиханова - ХРАНИТЕЛЬ ДЕТСТВА.

Многое видел Лиханов, многое пережил сам, поэтому написанные им книги о военном детстве, покоряют правдивостью.

- Да, корень нашего дерева творчество Альберта Лиханова, а что на ваш взгляд станет стволом дерева, его основой

(Повесть "Чистые камушки")

- давайте вместе с вами попробуем подобрать эпитеты к слову "чистый" (слайд11)

(чистые руки, чистый понедельник, чистая совесть, чистые мысли)

3. Анализ повести.

- Конечно же наш разговор пойдет о повести " Чистые камушки" (слайд 12)

Многие критики считали, что в основе всего творчества Лиханова находится именно эта повесть .

Время, быт - все в повести изображено точно и зримо. Возвращение живых и искалеченных войной победителей - суть "Чистых камушков". И автор ни в чем не хитрит, обращаясь к юному читателю, человеку другого времени, другой эпохи, когда показывает жизнь такой, какой она была в те годы.

Давайте вспомним главных героев повести

(Михаська и Сашка )

Итак, обратимся к первым строкам повести.

1. Первая встреча с Савватеем.

- Вспомните, как еще называли Савватея?

(Николай третий, шакал)

- Какой день для Михаськи стал самым тяжелым и почему?

- А какой день ждал Михаська с нетерпением?

(страшный день для Николая3)

- Какие способы мести придумывал Михаська? Как это его характеризует?

(Михаська - борец, никогда не отступающий перед трудностями, решительный в своих поступках)

- Какой лепесток будет первым на нашем дереве?

(решительность, смелость)

Итак, человек должен быть решительным. (слайд 13)

2. Счастливые минуты в жизни Михаськи

- Назовите самые счастливые минуты в жизни главного героя

(приезд с фронта отца, отдых у ручья с чистыми камушками)

- Зачитайте описание ручья. В этом описании встречаются и прошлое, и настоящее и будущее. Попробуйте найти эти строки

(воспоминание - хорошо и ясно тогда было; настоящее - прозрачные и чистые камушки в ручье; будущее - снова подумал про Сашку)

- С чем ассоциируются у вас чистые камушки в ручье, посмотрите на доску

(чистота помыслов) (слайд 14)

3. Встреча с инвалидом; заработок отца.

- Вспомните встречу Михаськиного отца с инвалидом. Как Лиханов показывает нам, что этот человек героически сражался на фронте

(офицерский мундир, медаль "За отвагу", гвардейский знак)

- Чем занимался инвалид?

- Откликались ли прохожие на просьбу этого человека. Докажите.

(в его пилотке лежали монеты, а порой кто-то клал и бумажные)

- Знаком ли был бывший солдат с отцом Михаськи?

(да, он называл его по фамилии, они вместе воевали)

- Откликнулся ли на просьбу сослуживца отец Михаськи?

- Как отнесся к поступку отца Михаська ?

(Михаська осуждает отца)

- За что?

(несмотря ни на что необходимо помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации нужно быть милосердным)

- Какую цель поставил отец Михаськи после того, как пришел с фронта?

(построить дом)

- Что для этого он стал делать?

(вначале паял тазы и ведра хозяйкам)

- Какой случай возмутил Михаську?

- Какие качества характера не увидел Михаська у своего отца?

(сострадание, милосердие) (слайд 15)

4. Спор Сашки и Михаськи.

- Из-за чего разгорелся спор между друзьями?

(кто смелее)

- Что решили сделать ребята

(пройти по тротуару около собак Фроловой)

- В чем обвинял дрожащий от страха Сашка Михаську?

(в том, что его мама продает на базаре конфеты, те занимается спекуляцией)

- Поверил ли Михаська Сашкиным словам? Почему?

(родители всегда учили его жить честно, справедливо)

- из-за чего получил пощечину Михаська от матери?

(стер двойки, те обманул)

- Чему учила всю войну мать Михаську?

(быть честным)

- Так против чего бунтовал Михаська?

(против того, что родители, которые всегда учили Михаську быть честным, справедливым, сами , по мнению Михаськи жили совсем по-другому)

Итак, человек должен жить честно, справедливо. (слайд 16)

5. Решающая встреча Михаськи с Савватеем.

- Вспомните решающую встречу Михаськи с Савватеем.

- Чего, по мнению Михаськи боялся Савватей больше всего?

(оружия силы)

- Что больше всего обидело Михаську?

(предательство Сашки)

- Что подтолкнуло Михаську к решающему поступку?

(он вспомнил альбом, сожженную куртку, грязную лапу Савватея, Сашку)

- Для чего все же решился Михаська на этот серьезный шаг?

(зачитать)

Какой лепесток мы прикрепим?

Чувство собственного достоинства, верность дружбе, независимость. (слайд 17)

4. Итоги урока

- Мы видим, что Михаська всюду сражается до конца, до победы - за себя?

Нет, за ребят, которые не знают, что можно жить высоко подняв голову, за соседку Ивановну и ее внучек, за своих отца и мать, чтобы отстоять их у корысти и зла

А для этого необходимо быть:. (обратить внимание на дерево нравственности)

(слайд 18) Ребята, а почему все-таки повесть называется "Чистые камушки"?

(Михаська мечтает о том, чтобы жизнь была чиста и светла, как эти прозрачные камушки)

5. Д.з. Написать небольшое сочинение-рекомендацию с таким началом: "Я советую тебе (мама, папа, друг, сестра, одноклассник:) прочитать повесть А Лиханова "Чистые камушки", потому что:"