"Учитель, которого я выбираю" (на материале рассказа В.Распутина "Уроки французского")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель урока: на примере литературных образцов и жизненного опыта учащихся сформировать у них понятие о доброте как основе  нравственности и пробудить потребность творить добро.

Задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся о главных героях рассказа В. Распутина; провести параллель между литературной героиней и реальными учителями.
  • Формировать навык анализа литературных произведений и использования полученного опыта в жизненных ситуациях;
  • Воспитывать у учащихся эмпатию, чувство благодарности учителям и потребность в социально значимой деятельности.

Метапредметная тема: Позиция и роль. Постановка проблемы.

Оформление доски:

  1. Число (14 апреля);
  2. Тема (Учитель, которого я выбираю);
  3. Эпиграф к уроку:
  4. Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель».
  5. В.П. Астафьев.
  6. Таблица:
1. Лидия Михайловна Учитель, которого я выбираю
   
   
  1. Принципы доброты по Распутину.

Материалы:

  • Перечень качеств характера: доброта, смелость, милосердие, чуткость, щедрость, честность, порядочность, профессионализм, строгость, юмор, благородство.
  • Клише для оформления письма учителю.
  • Три принципа доброты по Распутину:
  • Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
  • На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.
  • Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.

Оформление урока: столы и стулья  расставлены традиционным образом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент  (2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые члены жюри и гости!  Ребята! Меня зовут меня Анна Алексеевна.
Все вы школьники и сможете легко ответить на вопрос: без чего или кого не может существовать школа? (Учащиеся отвечают).
– Действительно, школа не может существовать  без учителя и его учеников. Учителя и ученики взаимосвязаны друг с другом, необходимы друг другу. Вот и для проведения этого урока мне необходима ваша помощь, а вам – моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать  в трудную минуту. Кто согласен?

II. Сообщение темы и целей урока (2 мин)

– А разговор у нас сегодня пойдет о героях рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».

Цель, задачи:

– Именно в них  мы найдем важные качества человеческого характера, которые ценит автор. Они вызывают симпатию к героям рассказа и у  читателей. А еще мы поговорим о доброте и нравственности и обсудим, каким должен быть современный учитель.

Рефлексия:

– А чему вы еще хотели бы сегодня научиться? Что понять? Вы можете поставить перед собой личную цель. Кто-нибудь хочет рассказать остальным, что запланировал?
(Желающие учащиеся рассказывают, учитель комментирует).

III. Обобщение знаний учащихся о героях рассказа «Уроки французского» (8 мин)

– Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа. (В годы после войны).
Какие трудности испытывает главный герой рассказа? (Он оторван от семьи, одинок, голодает. Еще ему с трудом дается французский язык).
Кто из героев рассказа приходит на помощь мальчику? (Учительница французского языка Лидия Михайловна).
Ребята! Если вы оказались бы в таком же затруднительном положении, что и главный герой, вы приняли бы помощь Лидии Михайловны? (Учащиеся отвечают).
– Почему главный герой не принимает помощи учительницы? (Он гордый. Ему стыдно принимать еду от учительницы).
Как Лидии Михайловне удалось помочь мальчику? (Она играет с ним в азартную игру – «замеряшки», а главный герой на выигранные деньги покупает себе молоко. Это позволило ему выжить в голодное послевоенное время).
Но азартные игры запрещены.Разве может учитель играть на деньги со своим учеником? (Ни один из честных, законных способов, которым учительница пыталась помочь своему ученику, не срабатывал – мальчик отказывался принять помощь от учителя. Только игра в «замеряшки» позволила Л.М. помочь мальчику и, возможно, спасти его от смерти).
– Директор увольняет Лидию Михайловну из школы, называя ее поступок безнравственным. А какое название вы дали бы ему? (Ее поступок можно назвать благородным, милосердным, добрым).

IV. Слово учителя о событиях из жизни В.Г. Распутина (2 мин.)

– Ребята! Вам всем, конечно, известно, что рассказ В.Г. Распутина автобиографичный, и его учительница, Лидия Михайловна, после опубликования рассказа прочитала его и узнала себя в главной героине. Она сама нашла Валентина Григорьевича, и они долгое время переписывались. В одном из номеров газеты «Труд» за 2007 появилось интервью с Лидией Михайловной: «Валя приглашал меня в Иркутск. Для меня эта поездка обременительна, но побывать хотелось бы. Жаль только, что место, где школа стояла, затопили. Но вы, конечно, знаете, что школу Валя спас – перенес в другое место…»
– Сам Валентин Распутин объяснял это так: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

V. Характеристика Лидии Михайловны (5 мин.)

–  «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», – писал Лев Николаевич Толстой и, наверное, был прав: и в Валентине Григорьевиче, и в Лидии Михайловне, действительно, очень много доброты. А какие еще черты характера вы заметили в ней? В чем они проявляются? (Смелость, так как она готова идти на риск, ради спасения главного героя; благородство – она не оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал; она чуткая, так как заметила то, что не замечали другие – что мальчик голодает и т. д.). Давайте поместим на доску карточки с характеристиками главной героини. Скажите, пожалуйста, вам хотелось бы учиться у такой учительницы? (Конечно).
– А те учителя, у которых вы учитесь, помогают вам в затруднительных ситуациях? У
кого-то были такие случаи? (Учащиеся рассказывают).
– Предлагаю вам в парах определить по 2 качества характера из перечисленных на листе с подсказками, свойственных учителям, которые вас обучают, которым вы доверяете, которых уважаете. (Учащиеся называют и вывешивают на доске карточки с названиями  соответствующих качеств).

VI. Творческая работа + сравнение учителей прошлого и настоящего (6 мин.)

–  Обычно учителя оценивают учеников, но сегодня вы попробуете сделать наоборот. Тем, кто рассказал нам о помощи учителя, я предлагаю с помощью клише (основы, схемы) написать письмо со словами благодарности учителю, уважаемому и любимому вами, где вы сможете выразить ему и признательность за оказанную помощь, оценку его уроков и слова поддержки.
–  Остальные ребята! Вам я предлагаю посмотреть на доску, где мы поместили характеристики Лидии Михайловны, и ваших учителей, работающих в школе 60 лет спустя. Что вы заметили? (Прошло 60 лет, а качества характера учителей все те же: честность и благородство, профессионализм и порядочность, щедрость и, конечно, доброта).
Валентин Григорьевич Распутин в благодарность за доброту и участие в его судьбе написал о своей учительнице Лидии Михайловне рассказ «Уроки французского».  Безусловно, ваши учителя тоже заслуживают внимания и благодарности с вашей стороны. Давайте послушаем, какое письмо учителю  поучилось у ваших одноклассников.

Учащиеся читают письмо. Слайды с изображением учителей.

Проходят годы, постоянно изменяется наша жизнь, изменяются и учителя. Но неизменными остаются их доброта и любовь к ученикам, которыми они делятся с вами на каждом уроке, занятии или в неформальном общении. Даже если когда-нибудь вы забудете их имена, помните ту доброту, которую вы от них получили и не забывайте «возвращать ее миру».Ведь, как говорил В.П. Астафьев, «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель» в вашей душе.

VII. Подведение итогов урока (3 мин.)

Выводы. Оценки:

Спасибо вам, ребята! Вы были активными и принципиальными, честными и добрыми. Мы с вами выполнили все, что запланировали. Мы сегодня говорили о доброте, а В.Г. Распутин сформулировал три ее основных принципа. Они записаны на доске. Прикрепите, пожалуйста, звезду рядом с тем, который соответствует вашему представлению о доброте.

Рефлексия:

–  Скажите, удалось ли вам достигнуть сегодня своих личных целей? (Учащиеся отвечают).

VIII. Комментарии к домашнему заданию (2 мин.)

– Мне бы хотелось на прощание сделать вам подарок, напрямую связанный с рассказом В.Г. Распутина «Уроки французского». Как выдумаете, что это? (Учащиеся высказывают предположения). На самом деле это яблоки! Возможно, такие же получил от своей учительницы Лидии Михайловны главный герой рассказа – так сбылась его мечта. Пусть и ваши мечты сбываются. И еще помните, что стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон) Спасибо за урок! Удачи!