Пояснительная записка
Изучение художественной литературы – сложный творческий процесс, требующий внимательного отношения как обучающегося, так и обучаемого. Перед учителем литературы в современной школе стоит сложнейшая задача: необходимо открыть учащимся красочный и богатый мир литературы, помочь найти в нем что-то свое, показать невозможность для образованного человека жить без литературы. Подобную задачу решали учителя во все времена, но сегодня она перешла в разряд повышенной сложности. В прошлое ушли времена, когда литература оставалась одним из самых главных источников информации, новых впечатлений, именно чтение давало пищу для фантазии, мечты. В распоряжении нынешнего школьника масса других способов, позволяющих открыть мир, расширить его границы. Телевидение с его разнообразным ассортиментом пищи для ума ( как строго и пытливо, так лениво, непривередливо), компьютер, позволяющий через глобальную сеть Интернет войти в контакт со всем миром, - все эти достижения человечества, бесспорно, очень важны, и очень здорово, что школьники смело и активно осваивают их. Однако так хочется, чтобы во всем этом многообразии источников информации и впечатлений учащиеся не потеряли дорогу в мир литературы.
Работа с программой:
- Открываешь папку «Авторская программа».
- Нажимаешь Презентацию «Петренко» и работаешь (имеются варианты уроков, внеклассные мероприятия, тестовые задания и варианты заданий в форме мини ЕГЭ по изученному произведению, пояснительный материал и ответы на тестовые задания прилагаются в программе)
Значимость данной программы
Предполагаемая программа «Духовно – нравственное воспитание школьника через изучение духовной и древнерусской литературы» - один из возможных вариантов изучения духовной и древнерусской литературы в средней школе, работающей по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Г.Кутузова. Учебная хрестоматия «В мире литературы» под редакцией А.Г.Кутузова рекомендована Министерством образования и науки РФ, включена в перечень учебников, обеспечивает литературное образование в 5-9 классах образовательных средних учебных заведений на основе государственного стандарта ( М. «Дрофа»). Главным отличием программы является то, что в основе ее содержания и структуры лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности: «творчество – сотворчество – знание и умение», особое место в программе отводится изучению теории литературы, без которой невозможно достижение целей литературного образования.
Принципы построения программы:
- Выбор произведений, рекомендуемых для чтения и изучения, определяется возрастными особенностями учащихся, где главное – доходчивость, образность и чтение – понимание.
- Эмоциональное восприятие художественного текста, сопереживание и сочувствие героям.
- Формирование в каждом классе одного из базовых понятий, способствующего постепенному повышению читательской квалификации школьника:
5 класс – теоретико-литературная проблема «магия слова»;
6 класс – теоретико-литературная проблема «роды и жанры»;
7 класс – теоретико-литературная проблема «характер – герой – образ»;
8 класс – теоретико-литературная проблема «соотношения традиций и новаторства в литературных жанрах»;
9 класс – теоретико-литературная проблема «автор – образ – читатель».
- Вариативность, предполагающая выбор не только из произведений, перечисленных в программе, но и включение в число изучаемых произведений тех памятников духовной и древнерусской литературы, которые ближе по своему содержанию к истории города, земли, края.
Произведения, рекомендованные базовым уровнем среднего общего образования по предмету «Литература» на основе обязательного минимума содержания основной общеобразовательной программы «Литература» для изучения в определенном классе, подбираются по жанровому принципу или по сходству их художественной структуры.
Программа предполагает следующие формы работы и способы изучения:
- чтение и поурочное изучение
- самостоятельное чтение
- внеклассное чтение
- урок – экскурсия
- заочное путешествие по памятным местам духовной и древнерусской литературы
- литературные викторины
- задания тестового характера
- использование ИТК на уроках
5-й класс
Цель: познакомить с памятниками духовной и древнерусской литературы
Тема: Духовная литература. Библия. Ветхий Завет. Новый Завет.
Количество уроков: 3
Тема: Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе»
Количество уроков: 2
Теория литературы:
- Библия – (от греческого «книга») собрание древних литературных текстов
- «Завет» – это договор, союз
- Житие – это рассказ о благочестивой жизни или страдания людей, верных христианскому учению, отстаивавших свою веру, а нередко и принявших мученическую смерть. Жития посвящались людям, после своей кончины признанными церковью святыми.
Межпредметные связи: история, МХК
6-й класс
Цель: расширять кругозор учащихся через чтение стихотворений, в которых использованы библейские мотивы
Тема: Духовная литература. Религиозные мотивы в стихах русских поэтов.
Количество уроков: 2
Теория литературы:
- Молитва – особые слова, которые произносит верующий, когда обращается к Богу, к святым
- Сонет – стихотворное произведение, построенное по определенной форме.
Межпредметные связи: история, МХК.
7-й класс
Цель: познакомить с нравственными заветами Древней Руси.
Задачи:
- углублять знания учащихся о духовной литературе на примере «Житие Сергия Радонежского»
- проанализировать образы героев древнерусской литературы, проследить их эволюцию и эволюцию жанров на основе произведений
- помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отраженные в «Повести о Петре и Февронии Меромских», почувствовать нравственную красоту и силу героев
- развивать навыки анализа текста
Тема: Идеальный герой русской литературы «Житие Сергия Радонежского»
Количество уроков: 1
Тема: Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека в фольклоре и древнерусской литературе.
Количество уроков: 3
Тема: Гимн любви и верности в «Повести и Петре и Февронии Муромских»
Количество уроков: 3
Теория литературы:
- Житие – жанр древнерусской литературы, произведения, которые повествуют о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых
- Агиография – (от греческого «святой», «пишу») рассказ о жизни, подвигах, страданиях людей, канонизированных церковью
- Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь
- Сказка – это фольклорное произведение анимистического, мифологического (волшебно-фантастического) или социально-бытового содержания с установкой на вымысел
Время появления жанров древнерусской литературы и изменение изображения человека в этот период
Время |
Жанр произведения |
Герой |
11-12 века | 1. Хроники, апокрифы 2. Летописи 3. Жития |
1. Человек – конкретная личность,
отмеченная богом. 2. Человек – князь, ответственный за свое государство, с присущими ему положительными или отрицательными качествами 3. В центре повествования – святой человек |
13 – 15 века | Воинские повести | Идет процесс превращения из героя – князя, в героя – простого человека |
16 – 17 века | Бытовые и сатирические повести | Демократизация героя |
Межпредметные связи: история, МХК, мифология
8-й класс
Цель: духовная и древнерусская литература как цельный период в развитии русской литературы, с особым видением мира и своеобразной поэтикой.
Задачи:
- дать представление о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, показать влияние традиций духовной литературы
- дать понятие о древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций
- показать историко-литературный принцип построения произведений на примере «Слово о полку Игореве»
Тема: Древнерусская литература «Повесть временных лет».
Количество уроков: 2.
Тема: Традиции «Слова …» в литературе.
Количество уроков: 3.
Тема: Духовная литература «Поучение Владимира Мономаха».
Количество уроков: 2.
Теория литературы:
- Летопись – жанр древнерусской литературы; историческое произведение, в котором повествование велось по годам
- Миф – сказание, передающее древние представления и верования людей о происхождении мира и жизни на земле, о различных явлениях природы, о богах и героях
- Поучение – жанр древнерусской литературы; произведение назидательного характера, содержащее дидактическое наставление
- Воинская повесть – жанр древнерусской литературы; повествование о военном походе
- Слово – художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера
- Хожение – жанр древнерусской литературы; описание путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие
9-й класс
Цель: показать взаимосвязь духовной и светской литературы
Тема: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Слово на Светлой пасхальной Седмице», иеромонах Роман «Пресвятая Богородице»
Количество часов: 1
Теория литературы:
- Слово – художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера.
Оценка эффективности
Знакомство с данной программой начинается в начальной школе через уроки чтения по программе «Литературное чтение» авторы В.Г.Горецкий и Л.Ф.Климанова
Ожидаемый результат:
- бережно относиться к человеческим ценностям;
- понимать взаимосвязь человек – культура;
- иметь мотивацию на дальнейшее продолжение образования.
5-6 классы (Формируем понятие мировая художественная культура не только на уроках литературы через фольклорные традиции, но и на уроках музыки, ИЗО, истории)
Ожидаемый результат:
- воспитываем культуру общения, способность к эмоциональному восприятию искусства;
- умение организовать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им положительную самооценку.
7-8 классы (Духовная и древнерусская литература как неотъемлемая часть мировой художественной культуры)
Ожидаемый результат:
- уважать свое и чужое достоинство
- акцентировать свое внимание на духовных проблемах
- формировать позитивное отношение к обычаям и традициям семьи, своего народа, умение слушать и слышать
9-й класс (Литература – неиссякаемый источник, питающий русскую классическую литературу 19 века)
Ожидаемый результат:
- активизировать свои духовные силы для создания представления: ЧТО ЕСТЬ ЖИЗНЬ?
- желание действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях
Эпиграфы к урокам:
«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как думают иные».
И.С.Тургенев
«Да, ведают потомки православных,
Земли родной минувшую судьбу».
А.С.Пушкин «Борис Годунов» (монолог Пимена)
«Берегите дорогое достояние – веру народную, у него есть чему нам поучиться».
Ф.М. Достоевский
«Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного».
А.С.Демин
«Нравственность едина, во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».
Д.С. Лихачев