Авторская программа по литературе "Духовно-нравственное развитие школьника через изучение духовной и древнерусской литературы"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Пояснительная записка

Изучение художественной литературы – сложный творческий процесс, требующий внимательного отношения как обучающегося, так и обучаемого. Перед учителем литературы в современной школе стоит сложнейшая задача: необходимо открыть учащимся красочный и богатый мир литературы, помочь найти в нем что-то свое, показать невозможность для образованного человека жить без литературы. Подобную задачу решали учителя во все времена, но сегодня она перешла в разряд повышенной сложности. В прошлое ушли времена, когда литература оставалась одним из самых главных источников информации, новых впечатлений, именно чтение давало пищу для фантазии, мечты. В распоряжении нынешнего школьника масса других способов, позволяющих открыть мир, расширить его границы. Телевидение с его разнообразным ассортиментом пищи для ума ( как строго и пытливо, так лениво, непривередливо), компьютер, позволяющий через глобальную сеть Интернет войти в контакт со всем миром, - все эти достижения человечества, бесспорно, очень важны, и очень здорово, что школьники смело и активно осваивают их. Однако так хочется, чтобы во всем этом многообразии источников информации и впечатлений учащиеся не потеряли дорогу в мир литературы.

Работа с программой:

  1. Открываешь папку «Авторская программа».
  2. Нажимаешь Презентацию «Петренко» и работаешь (имеются варианты уроков, внеклассные мероприятия, тестовые задания и варианты заданий в форме мини ЕГЭ по изученному произведению, пояснительный материал и ответы на тестовые задания прилагаются в программе)

Значимость данной программы

Предполагаемая программа «Духовно – нравственное воспитание школьника через изучение духовной и древнерусской литературы» - один из возможных вариантов изучения духовной и древнерусской литературы в средней школе, работающей по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Г.Кутузова. Учебная хрестоматия «В мире литературы» под редакцией А.Г.Кутузова рекомендована Министерством образования и науки РФ, включена в перечень учебников, обеспечивает литературное образование в 5-9 классах образовательных средних учебных заведений на основе государственного стандарта ( М. «Дрофа»). Главным отличием программы является то, что в основе ее содержания и структуры лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности: «творчество – сотворчество – знание и умение», особое место в программе отводится изучению теории литературы, без которой невозможно достижение целей литературного образования.

Принципы построения программы:

  1. Выбор произведений, рекомендуемых для чтения и изучения, определяется возрастными особенностями учащихся, где главное – доходчивость, образность и чтение – понимание.
  2. Эмоциональное восприятие художественного текста, сопереживание и сочувствие героям.
  3. Формирование в каждом классе одного из базовых понятий, способствующего постепенному повышению читательской квалификации школьника:

5 класс – теоретико-литературная проблема «магия слова»;
6 класс – теоретико-литературная проблема «роды и жанры»;
7 класс – теоретико-литературная проблема «характер – герой – образ»;
8 класс – теоретико-литературная проблема «соотношения традиций и новаторства в литературных жанрах»;
9 класс – теоретико-литературная проблема «автор – образ – читатель».

  1. Вариативность, предполагающая выбор не только из произведений, перечисленных в программе, но и включение в число изучаемых произведений тех памятников духовной и древнерусской литературы, которые ближе по своему содержанию к истории города, земли, края.

Произведения, рекомендованные базовым уровнем среднего общего образования по предмету «Литература» на основе обязательного минимума содержания основной общеобразовательной программы «Литература» для изучения в определенном классе, подбираются по жанровому принципу или по сходству их художественной структуры.

Программа предполагает следующие формы работы и способы изучения:

  • чтение и поурочное изучение
  • самостоятельное чтение
  • внеклассное чтение
  • урок – экскурсия
  • заочное путешествие по памятным местам духовной и древнерусской литературы
  • литературные викторины
  • задания тестового характера
  • использование ИТК на уроках

5-й класс

Цель: познакомить с памятниками духовной и древнерусской литературы

Тема: Духовная литература. Библия. Ветхий Завет. Новый Завет.

Количество уроков: 3

Тема: Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе»

Количество уроков: 2

Теория литературы:

  • Библия – (от греческого «книга») собрание древних литературных текстов
  • «Завет» – это договор, союз
  • Житие – это рассказ о благочестивой жизни или страдания людей, верных христианскому учению, отстаивавших свою веру, а нередко и принявших мученическую смерть. Жития посвящались людям, после своей кончины признанными церковью святыми.

Межпредметные связи: история, МХК

6-й класс

Цель: расширять кругозор учащихся через чтение стихотворений, в которых использованы библейские мотивы

Тема: Духовная литература. Религиозные мотивы в стихах русских поэтов.

Количество уроков: 2

Теория литературы:

  • Молитва – особые слова, которые произносит верующий, когда обращается к Богу, к святым
  • Сонет – стихотворное произведение, построенное по определенной форме.

Межпредметные связи: история, МХК.

7-й класс

Цель: познакомить с нравственными заветами Древней Руси.

Задачи:

  • углублять знания учащихся о духовной литературе на примере «Житие Сергия Радонежского»
  • проанализировать образы героев древнерусской литературы, проследить их эволюцию и эволюцию жанров на основе произведений
  • помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отраженные в «Повести о Петре и Февронии Меромских», почувствовать нравственную красоту и силу героев
  • развивать навыки анализа текста

Тема: Идеальный герой русской литературы «Житие Сергия Радонежского»

Количество уроков: 1

Тема: Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека в фольклоре и древнерусской литературе.

Количество уроков: 3

Тема: Гимн любви и верности в «Повести и Петре и Февронии Муромских»

Количество уроков: 3

Теория литературы:

  • Житие – жанр древнерусской литературы, произведения, которые повествуют о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых
  • Агиография – (от греческого «святой», «пишу») рассказ о жизни, подвигах, страданиях людей, канонизированных церковью
  • Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь
  • Сказка – это фольклорное произведение анимистического, мифологического (волшебно-фантастического) или социально-бытового содержания с установкой на вымысел

Время появления жанров древнерусской литературы и изменение изображения человека в этот период

Время

Жанр произведения

Герой

11-12 века 1. Хроники, апокрифы
2. Летописи
3. Жития
1. Человек – конкретная личность, отмеченная богом.
2. Человек – князь, ответственный за свое государство, с присущими ему положительными или отрицательными качествами
3. В центре повествования – святой человек
13 – 15 века Воинские повести Идет процесс превращения из героя – князя, в героя – простого человека
16 – 17 века Бытовые и сатирические повести Демократизация героя

Межпредметные связи: история, МХК, мифология

8-й класс

Цель: духовная и древнерусская литература как цельный период в развитии русской литературы, с особым видением мира и своеобразной поэтикой.

Задачи:

  • дать представление о взаимовлиянии духовной и светской литературы в Древней Руси, показать влияние традиций духовной литературы
  • дать понятие о древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций
  • показать историко-литературный принцип построения произведений на примере «Слово о полку Игореве»

Тема: Древнерусская литература «Повесть временных лет».

Количество уроков: 2.

Тема: Традиции «Слова …» в литературе.

Количество уроков: 3.

Тема: Духовная литература «Поучение Владимира Мономаха».

Количество уроков: 2.

Теория литературы:

  • Летопись – жанр древнерусской литературы; историческое произведение, в котором повествование велось по годам
  • Миф – сказание, передающее древние представления и верования людей о происхождении мира и жизни на земле, о различных явлениях природы, о богах и героях
  • Поучение – жанр древнерусской литературы; произведение назидательного характера, содержащее дидактическое наставление
  • Воинская повесть – жанр древнерусской литературы; повествование о военном походе
  • Слово – художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера
  • Хожение – жанр древнерусской литературы; описание путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие

9-й класс

Цель: показать взаимосвязь духовной и светской литературы

Тема: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Слово на Светлой пасхальной Седмице», иеромонах Роман «Пресвятая Богородице»

Количество часов: 1

Теория литературы:

  • Слово – художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера.

Оценка эффективности

Знакомство с данной программой начинается в начальной школе через уроки чтения по программе «Литературное чтение» авторы В.Г.Горецкий и Л.Ф.Климанова

Ожидаемый результат:

  • бережно относиться к человеческим ценностям;
  • понимать взаимосвязь человек – культура;
  • иметь мотивацию на дальнейшее продолжение образования.

5-6 классы (Формируем понятие мировая художественная культура не только на уроках литературы через фольклорные традиции, но и на уроках музыки, ИЗО, истории)

Ожидаемый результат:

  • воспитываем культуру общения, способность к эмоциональному восприятию искусства;
  • умение организовать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им положительную самооценку.

7-8 классы (Духовная и древнерусская литература как неотъемлемая часть мировой художественной культуры)

Ожидаемый результат:

  • уважать свое и чужое достоинство
  • акцентировать свое внимание на духовных проблемах
  • формировать позитивное отношение к обычаям и традициям семьи, своего народа, умение слушать и слышать

9-й класс (Литература – неиссякаемый источник, питающий русскую классическую литературу 19 века)

Ожидаемый результат:

  • активизировать свои духовные силы для создания представления: ЧТО ЕСТЬ ЖИЗНЬ?
  • желание действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях

Эпиграфы к урокам:

«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как думают иные».

И.С.Тургенев

«Да, ведают потомки православных,
Земли родной минувшую судьбу».

А.С.Пушкин «Борис Годунов» (монолог Пимена)

«Берегите дорогое достояние – веру народную, у него есть чему нам поучиться».

Ф.М. Достоевский

«Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного».

А.С.Демин

«Нравственность едина, во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Д.С. Лихачев

Приложения