Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

  • учить сопоставлять разные по настроению стихотворения и музыкальные картины, находить образы этих произведений;
  • развивать творческое воображение, эмоциональную сферу;
  • воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, родине.

Музыкальный материал: С. Рахманинов "Островок", "Весенние воды", "Мир зелёный"муз. В. Голикова, сл. В. Семернина.

Литературный материал: тексты стихотворений И. Бунина

Оборудование:

  • экран, мультимедиапроектор, музыкальный центр;
  • презентация;
  • карточки с музыкальными терминами, словами романсов "Островок", "Весенние воды", текст песни "Мир зелёный".
  • тексты стихотворений И. Бунина.

Ход урока

Слайд№1.

У. Л. -

Мир полон звуков, мир чуда ждёт.
С листа берёзы капля упадёт
Почти без стука в мягкий плащ травы.
Мир полон звуков и ещё любви.

Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, "душу природы", её "язык", как выразился замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты, композиторы.

Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства: литература и музыка.

На фоне "Вокализа" С. Рахманинова ученица читает стихотворение И. Ивенсен "Музыка"

Послушай: музыка вокруг:
Она во всём - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны.
Раскаты грома, звон капели.
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов -
Всё на одной звенящей ноте -
И снега хруст, и треск костра!
И металлическое пенье,
И звон пилы и топора!
И проводов степных гуденье!

(продолжает читать учитель музыки)

:Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали.
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою.
Как, заскрипев, качнулись ели.
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.

Слайд№2.

У. М. - Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И обратимся мы к творчеству вам уже известного русского композитора С. В. Рахманинова.

Слайд №3.

Давайте вспомним немного биографию композитора.

Слайд №4.

Родился С. В. Рахманинов 1 апреля 1873 г. в имении Онега Новгородской губернии,

Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Музыке он обучался с 4-х лет под руководством матери. Успешно окончил Московскую консерваторию.

Революцию 1917 года горячо поддерживал, но не понял её и уехал за границу. Жил во Франции, Швейцарии, Америке. С 1935 года окончательно поселился в США.

Слайд №5.

В 1943г. Умер в Америке в Беверли-Хилз.

Но, несмотря на это, считал себя русским композитором, и все его произведения пронизаны интонациями русской народной музыки, любовью к природе, к родине.

Слайд №6.

":он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев:
Её дожди, крыльцо под белым снегом, и осень рыжую с кочующим багрянцем:" М. Румянцев.

Сейчас мы послушаем романс "Островок" С. В. Рахманинова для голоса с фортепиано.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно:

Слайд №7.

Слушание романс "Островок"С. В. Рахманинов.

У. М. - Что характерно для музыкального языка этого произведения?

(ответы детей: фортепианное сопровождение непрерывно движется, но создаётся лишь иллюзия движения, оно никуда не ведёт, всё время возвращается к исходному, самому устойчивому звуку . Всё это подчёркивает ощущение полной неподвижности.)

У. М. - На каких словах заметно небольшое, едва заметное колебание в музыке?

(на словах: "Здесь еле дышит ветерок, гроза сюда не долетает"; отголосок ветерка слышен и в последних тактах музыке романса.)

У. М. - Какое построение романса?

(одночастное)

У. М. - Сколько образов?

(один - образ тишины и покоя)

У. М. - Какие слова романса говорят о стремлении к полному покою, к абсолютной тишине?

(":безмятежный островок всё дремлет, засыпает")

У. М. - Необычайно простыми музыкальными средствами нарисовал С. Рахманинов картину такого островка и выразил соответствующие этой картине чувства. М Горький говорил про С. Рахманинова: "Как хорошо он слышит тишину". Вы согласны с его высказыванием?

(ответы детей)

У. М. - Итак в этом произведении С. Рахманинов создал образ "тишины в природе, неподвижности и покоя". А сейчас мне хочется обратиться к ещё одному произведению С. Рахманинова. Вам оно известно с 5 класса, это романс "Весенние воды". Послушаем и вспомним его.

Слайд №8.

Слушание романс "Весенние воды" С. Рахманинов.

У. М. - Какую природу показал в этом произведении композитор?

(- природа весной, всё проснулось от зимнего сна;

- всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)

У. М. - В чём вы это услышали?

(в фортепианном сопровождении)

У. М. Какое настроение в музыке?

(- радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее;

- звучание детского хора придаёт музыке особенно приподнятое, радостное, светлое звучание)

У. М. - Какой, по-вашему, музыкальный образ в этом произведении?

(образ стремительных безудержных юных сил весны)

У. Л. - Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки, движения, образы возникают под пером известных поэтов, но поэтический язык - особенный, таинственный. Не каждому дано понимать язык стиха, а мы с вами попробуем угадать , что таится за волшебными строками стиха. Какие образы вам представятся, какие строки придут на ум, какие чувства возникнут?

1. Рассыпался чертог из янтаря -
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому

Слайд №9.

2. У берегов в воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд.

Слайд №10.

3. А белые березы роняют тихий дождь
Своих алмазных слез и улыбаются сквозь слезы.

Слайд №11.

4. Мрамор белый с синими разводами.

Слайд №12.

5. И фосфором дымится он,
И видно, как мерцает нежно,
Как ледяной душистый мех,
На плечи кинутый небрежно.

Слайд №13.

6. Как меч, блеснувший на мгновенье.

Слайд №14.

7. Разлил свой пышный пламень небосвод.

Слайд №15

8. И под ветвистыми дубами стеклом расплавленным бежит

Слайд №16.

У. Л. - Эти необыкновенные поэтические образы, поражающие нас своей красотой, музыкальностью были созданы русским поэтом - Иваном Алексеевичем Буниным.

Слайд№ 17.

У. Л. - Судьбы этих великих людей - Сергея Рахманинова и Ивана Бунина - в чем-то похожи. Сходно их восприятие природы и красоты, оба пронзительно и беззаветно любили Родину, тяжело переживали разлуку с ней.

"Малая родина" Бунина - орловская земля, хуторок Бутырки, затерявшийся в степи.

Слайд №18.

У. Л. - Здесь, среди моря хлебов, трав и цветов, в вечной тишине полей провел свое детство будущий писатель. Здесь он учился видеть и слышать мир, понимать природу.

Судьба Бунина сложилась трагически: около 30 лет он провел на чужбине, во Франции. В Россию писатель так и не вернулся, хотя очень хотел этого. Мысль о Родине была главной в его жизни.

У Бунина много стихотворений о природе; тепло, задушевно он пишет о всех временах года. Пейзажная лирика Бунина музыкальна, живописна, неповторима. Постараемся увидеть мир природы его глазами, почувствовать гармонию этого мира, услышать музыку поэтического слова.

Слайд №19.

Чтение учащимся стихотворения "Бушует полая вода:".

Беседа о стихотворении. :

У. Л. - Какое настроение вызывает стихотворение? Почему?

-Как создается красота весеннего пейзажа?

-Какие краски присутствуют в стихотворении?

-С помощью каких слов поэт передает движение природы, ее изменения, бурление?

-Какие поэтические образы вы увидели в этом стихотворении? Какие средства художественной изобразительности помогают нарисовать незабываемые образы природы?

- Попробуйте словесно нарисовать картину бунинской весны.

Слайд №20.

Чтение учащимся стихотворения "Родина".

Беседа о стихотворении:

У. Л. - Нетрудно понять, какова тема стихотворения, хотя данное поэтическое произведение лаконично и, на первый взгляд незамысловато. Задумывались вы над тем, почему обыкновенные простые слова в стихотворениях становятся многозначными, весомыми, а строки автора очень емкими, создающими почти зрительные образы?

- Что же видится вам за этими строками?

-Какое настроение создается? Меняется ли оно?

- Какие краски вы увидели?

- Появляется ли человек в стихотворении?

- Стихотворение очень музыкально. Как вы думаете почему?

- У Бунина возник такой образ Родины: свинцовое небо, бескрайние сосновые леса, снежная пустыня, сумрак. А у вас? Продолжите ассоциативный ряд: Родина:

(ответы учащихся)

Слайд №21.

У. Л. - Попробуем сравнить настроения, звуки, краски, образы двух стихотворений Бунина.

Поделитесь впечатлениями.

- Какой вы увидели природу в стихах Бунина?

(ответы учащихся)

У Л. - Союз слова и музыкальных интонаций составляет неразрывное единство в создании образов природы. Как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом! Почувствовали ли вы это? Что вам хочется сказать об услышанном, чем поделиться?

(ответы детей)

Домашнее задание учащимся.

Исполнение песни "Мир зелёный" сл. В. Голикова, муз. В. Семернина.

Приложение.