Одной из задач современной школы является обучение самостоятельному поиску необходимой информации. Эту задачу позволяет решить использование модульной технологии, суть которой заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает реализации учебно-познавательных целей. Такая технология подразумевает поэтапное освоение информации посредством алгоритма-предписания, определяющего последовательность действий. Разновидностью модульного обучения является фрейм – специальная форма представления знаний, состоящая из конечного числа элементов, каждый из которых имеет своё имя и значение. Накапливая знания на каждом этапе фрейма, учащиеся в итоге приходят к необходимому масштабному выводу, в данном случае о том, как персонаж реалистического произведения достигает статуса “мирового” образа.
Цели и задачи урока: знакомство с творчеством французского реалиста Проспера Мериме; обучение навыку литературоведческого анализа; формирование представлений о взаимосвязи и взаимопроникновении романтического и реалистического направлений; отработка терминов “критический реализм”, “новелла”, “литературный образ”, “вечные” и “мировые” образы”, “проблематика”, “композиция”; выяснение причинно-следственных связей от героя литературного произведения к “мировому” образу; выявление основных черт образа Кармен и места этого образа в мировом искусстве; развитие мышления; воспитание любви к литературе как источнику нравственности.
Ход урока
1. Оргмомент. Объявление целей урока.
2. Жанровые особенности новеллы П. Мериме “Кармен”.
Слово учителя:
По содержанию и структуре новеллы значительно отличаются друг от друга. Одни характеризуются краткостью и лаконизмом и приближены к рассказу, другие по объему и содержанию имеют черты повести.
До сих пор среди теоретиков литературы нет единого мнения о происхождении этого жанра. Одни считают, что новелла берет начало в античной прозе, другие – в литературе Средневековья, третьи связывают новеллу с бытовыми анекдотами.
Первоначально новелла соответствовала строгим принципам: это краткое прозаическое повествование, обладающее простым, но динамичным сюжетом, лишенное философской проблематики.
Но новелла XlX века прошла сложный путь, на нее наложили отпечаток идеи Возрождения и Просвещения, утвердившие могущество человеческого разума: “Я мыслю, следовательно, я существую”. Поэтому новелла утрачивает простоту, лаконизм, но приобретает социальную, нравственную и философскую проблематику.
В русской литературе более принят термин “рассказ”, в английской – “short story”. И все же новелла остается экспериментальным жанром.
Крупнейшие новеллисты – Бокаччо, Гофман, Мериме, Э. По, Мопассан, Д.Лондон, Т. Манн и другие.
Работа с текстом П. Мериме “Кармен”.
Каковы жанровые особенности новеллы “Кармен”?
Лаконичность? | Нет |
Небольшой объем? | Нет |
Наличие описательных элементов? | Да |
Динамичный сюжет? | Нет |
Наличие философской концепции? | Да |
Наличие нравственной проблематики? | Да |
Наличие нравственных аспектов? | Да |
3. Реалистический образ героини в новелле П. Мериме “Кармен”.
I. Почему новелла названа именем Кармен? (Именно с ней связана проблематика новеллы).
II. Каковы время и место действия новеллы? (1830 год, Испания).
III. Каковы первые впечатления от героини? (“Чтобы женщина была красива…”) Она “ведьма”, “приспешница дьявола”.
IV. Особенности портретной характеристики? (“Моя цыганка не могла притязать…”).
V. Почему Кармен не изображена красавицей?
VI. В портретной характеристике каких героинь русской литературы особое внимание уделено глазам? (“Лучистые” - Марья Болконская, “бархатные” - княжна Мери).
VII. Можно ли назвать Кармен “роковой женщиной”? Почему? (“Разве я не обещала…?”).
VIII. Какова Кармен в сцене перед ее убийством? (“Она пристально посмотрела на меня…”).
Убийство лишь кажется следствием страстей. Это не мелодрама, а трагедия. Хосе произносит над убитой им Кармен: “Это калес виноваты в том, что воспитали ее так”. И здесь проявляется мировоззрение Мериме. Автор не встает ни на чью сторону, так как речь идет не о личностях, а о народах. В этом и заключена социальная проблема новеллы.
В русской литературе первой половины XlX века была похожая сцена убийства (Алеко – Земфира). В чем разница? (Это нравственная проблематика).
4. Романтический образ Кармен в русской литературе.
Образ Кармен проникает и в русскую литературу. В марте 1914 г. А.А. Блок пишет 10 стихотворений, объединенных в цикл “Кармен”. Он посвящен Л.А. Дельмас, оперной певице. Еще в ранних стихах Блока звучат звон монист и удары в бубен. Блок впервые увидел Дельмас в 1912 г.: она исполняла на сцене Музыкальной драмы партию Кармен – лучшую свою партию.
Чтение учащимися стихотворений А.А. Блока и М.И. Цветаевой.
Романтической или реалистической героиней является Кармен у русских поэтов XX века?
5. Романтический образ Кармен в оперном искусстве и в живописи.
Как романтический образ Кармен стала восприниматься благодаря опере Жоржа Бизе “Кармен” (1875).
Доклад учащегося “Образ Кармен в опере Бизе”.
Прослушивание арии Кармен.
Доклад “Кармен в опере Щедрина”.
Краткие выступления учащихся “Кармен в живописи”.
6. “Вечный” образ Кармен.
Мы знакомы с понятием “вечный” образ. Источниками “вечных” образов (учащиеся приводят примеры) являются:
- мифологические персонажи;
- легендарные исторические личности;
- библейские образы;
- литературные персонажи.
“Вечный” образ может быть обезличенным: “тургеневская девушка”, “женщина бальзаковского возраста”, некоторые литературные типы.
На предыдущих этапах урока мы уже доказали, что Кармен, без сомнения, является “вечным” образом.
7. “Мировой” образ Кармен.
Но образ Кармен не только “вечный”, но и “мировой”.
В искусстве существует три “мировых” образа: Кармен, Дон-Кихот, Гамлет.
Что символизируют эти “мировые” образы?
8. Подведение итогов.
Таким образом, Кармен является носительницей цыганской идеологии, типом “роковой женщины”, “вечным” и “мировым” образом. Несмотря на то что героиня Мериме – реалистический персонаж, в мировой культуре она выступает как романтический образ.
9. Домашнее задание.
Эссе (по выбору учащегося):
- “…Нрав у Кармен как погода в наших краях”;
- “Я ношу шерсть, но я не овечка”.