Эпиграф к уроку:
Лишь сердце мое
никогда не забудет
отдавшую жизнь
за единственный взгляд.
А.А. Ахматова
Цели урока:
- Обучать анализу лирического произведения, умению видеть особенности художественного мышления автора;
- Развивать навыки анализа поэтического текста, речевую культуру учащихся;
- Пробудить интерес к творчеству А.А. Ахматовой;
- Воспитывать тактичное, уважительное уважение к женщине.
Опережающее домашнее задание: Прочитать и принести на урок стихи А.А.Ахматовой из циклов « Вечер», «Четки», «Anno Domini».
Ход урока
1 Ведущий: Любовь… это самое прекрасное, самое облагораживающее человеческое чувство, которое дает человеку крылья, поднимает его от земли до небес, наполняет его жизнь особым смыслом, одухотворенностью, делает ее возвышенней и красивей.
2 Ведущий: Все это можно пережить, понять и почувствовать, читая стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви.
Звучит музыка: Ф.Лист «Грезы любви».
1 Ведущий: В двух первых сборниках Анны Андреевны – «Вечер» (1912 г.) и «Четки» (1914 г.) много прекрасных стихов о любви. Яркая, словно молния, вспышка, испепеляющая страсть, пронзающая всё существо человека и отдающаяся эхом в безмолвном пространстве – вот чувства лирической героини в ранних стихах Ахматовой.
Чтец:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
(Стих «Любовь» 1911 г.)
2 Ведущий: Любовь – счастье! Любовь – встреча! Любовь – восторг!
И рядом – взрыв отчаяния, ревности и по истине смертельной обиды!.. Такой предельной откровенности, искренности и открытости души лирической героини в русской лирике до Ахматовой ещё не было.
Чтец:
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я бежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру.»
(1911 г.)
Звучит музыка: концерт №2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова.
1 Ведущий: Все мы знаем, что существует четыре времени года: зима-весна, лето-осень.
А Ахматова называет любовь – «пятым временем года», самым безоблачным, уносящим в беспредельность…
Чтец:
То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это – любовь.
Высоко небо взлетело,
Легки очертания вещей,
И уже не празднует тело
Годовщину грусти своей.
(1913 г.)
2 Ведущий: Разные женские судьбы возникают в стихах поэтессы: возлюбленная, жена, любовница, вдова, мать, изменница, брошенная…
Чтец:
Муза, ты видишь, как счастливы все –
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку,
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.
(1911 г.)
Звучит музыка: Вокализ С. Рахманинова.
1 Ведущий: Новым, духовным светом наполнены стихи А.Ахматовой из цикла «Anno Domini», написанные в 20-е годы ХХ века. Каждое стихотворение основано на библейском сюжете. Почему поэтесса обратилась к Библии? Какие истины хотела открыть читателю? Миру, погружающемуся в трясину войн, революций, насилия противостоят Любовь, Женщина, Семья…
Чтец: стихотворение «Лотова жена»
1) Обратимся к стихотворению «Лотова жена» (1922-1924 г.).
Вспомним библейскую историю о гибели городов Содом и Гоморра (Книга «Бытие», гл. 19)
Какой трагедией обернулся для праведного человека Лота уход из дома? (Его жена превратилась в соляной столп из-за своего порока – любопытства).
- Какое оправдание находит этому поступку бедной женщины А. Ахматова?
- Как раскрывает поэтесса тему «родного дома» в стихотворении?
- Почему последнее четверостишие состоит из одних вопросов? К кому они обращены?
Стихотворение «Рахиль» (1921 г.)
- Кто такой Иаков? (Младший сын Исаака и Ревекки, обманом получивший отцовское благословение. Отец к тому времени ослеп. Благословение предназначалось старшему сыну Исаву. Но мать больше любила младшего Иакова и, переодев его в одежды старшего сына, представила перед слепым мужем. Иакову пришлось, потом бежать из родных мест, т.к. старший брат, обидевшись, хотел его убить. Много бед горестей пережил он, добрался до Месопотамии и встретил свою двоюродную сестру Рахиль, полюбил ее. Только отец ее заставил Иакова отработать 7 лет, прежде чем жениться на Рахили. При этом он пытался обмануть Иакова, женив его на младшей слепой дочери Лии).
В чем смысл этой библейской истории? (Однажды обманув отца, преступив нравственный закон, Иаков не единожды был сам обманут, голодал, находился на грани жизни и смерти). - Какое видение библейского сюжета у А. Ахматовой? (Главная тема у нее – не наказание за грехи, а тема любви).
- Чем показались для Иакова 7 лет, проведенных в рабстве у собственного дяди? (Они показались ему семью днями. Он любил Рахиль, страдал, терзался. Он любил – и время казалось ему быстротечным…).
- Какую тему развивает Ахматова в связи с младшей дочерью – Лией? (Темы мучительной ревности, неразделенной любви. Ее незрячую привел отец в дом Иакова вместо Рахили. Нелюбимая Иаковом, она проклинает отца и сестру за ту муку, которую ей приходится терпеть).
- Как вы понимаете образ «черной голубки»? (Во имя чего «премудрый» Лаван обрекает на страдания обеих дочерей? (Сохраняя престиж «Лаванова дома», он жертвует счастьем обеих дочерей).
Стихотворение «Мелхола».
(Первая книга Царств) (1922-1961)
- Кто такой Давид? (Пастух овечьих стад у еврейского царя Саула. В сердце Саула поселились злость и зависть, он хотел убить Давида. В конце концов в бою Саул погибает, а Давид становится царем Израилевым).
- Кто же становится центром повествования в стихотворении Ахматовой? (Не Давид и не Саул, а его дочь Мелхола, царская дочь, полюбившая простого пастуха Давида).
- Какие чувства борются в душе Мелхолы?
- Чем отличается простой пастух от родовитых сановников? (И красотой, и статью, а главное своими душевными качествами: добротой, умом, чистым сердцем?).
- Почему Ахматова уходит от высоких нравственных истин: «Не убий!», «Не обмани!», «Не укради!», «Не преступи закон?»
Разве они за многие века потеряли свою актуальность? - О каких других вечных истинах говорит Анна Андреевна? (О любви, страдании, ревности – ведь эти темы тоже вечны, пока живут люди не земле).
Звучит музыка: Вальс Шопена.
Заключение: Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви привлекают своей искренностью, бездонностью: сколько бы раз не читал замечательные строки, столько раз будешь находить что-то новое, неожиданное – это, как тайна, как линия горизонта, до которой никогда нельзя дойти.