Урок по творчеству А.С. Пушкина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


«Корень учения горек», – говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются правы, и мы вместе с ними.

Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плеткой.

«Как заставить учиться?» Увы! Нередко такой вопрос встает перед учителями и сегодня.

Вспомним свое школьное детское, так и не ставшее для многих «золотой порой».  Это утомительное, скучное сидение за партой, без огонька, без вдохновенья. Не хотелось ни учить, ни слушать сухие объяснения учителя.

Чего греха таить, какой радостью было для многих окончание школы.

А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться.

Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Убеждена, что принуждению не должно быть места в школе – мире красок, звуков, света, фантазий, творчества, сказки.

Не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.

Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.

Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Если они будут выучивать всё-всё со скукой и безразличием, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, не задевшие психику ребенка, в лучшем случае лягут,  лишь мертвым грузом.    Да к тому же скука утомляет.

Что же делать?

Дарить ученикам интересные уроки!

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ученика, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему должен стремиться каждый педагог. Занимательность – это напряженный труд и постоянный поиск.

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Ведь не секрет, что русский язык и литература считается одним из самых трудных предметов в нерусских школах.

В современной педагогике очень много пишут о новой педагогической технологии, о новых принципах. Все они связаны с принципом коммуникативности, которая направлена на расширение кругозора, интеллекта, эстетики. С этой целью можно проводить нетрадиционные формы уроков. (Урок-ринг, урок-игра, урок-рассуждение, урок-панорама, урок-подход, урок-аукцион, урок-экскурсия, урок-размышление, урок-турнир, литературная гостиная и т.д.) Такие уроки позволяют как сильным, так и слабым учащимся полнее реализовать свои возможности. Каждый нестандартный урок – это совместное творчество учителя и ученика. Такие уроки воспитывают у учащихся интереса к предмету, вызывает интерес к чтению книг, ответственность и творческую активность.

Развивая творческую деятельность учащихся, ставит перед собой следующие задачи: проводить конкурсы, собирать материал, издавать рукописные сборники лучших ученических сочинений, стихов, иллюстраций к изучаемым произведениям, работать над выразительностью, устной и письменной речью, самое главное подготовить к ЕГЭ по русскому языку и литературе (вариант С).

Уроки требуют огромной подготовки со стороны учителя, но интересно и эффективно проводить такие уроки. Предлагаю методические разработки уроков, проведенные в нетрадиционной форме с применением компьютерной технологии.

Цель: углубление и расширение знаний учащихся по творчеству А.С.Пушкина, повышение интереса к поэту, сказочнику, воспитание любви и уважения к творчеству.

Оборудование: мультимедиа, иллюстрации учащихся, выставка книг.

ХОД УРОКА

Звучит музыка.

(слайд 1)

Учитель читает:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык».  (А.С.Пушкин)
– Эти слова поэта сбылись в наше время. Его стихи, сказки, повести читают и любят все люди нашей страны. Это понятно. Пушкина изучаем и мы.
Сегодня у нас обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина, поэтому мне хотелось бы провести этот урок памятным для вас. Итак, приглашаю вас на ринг.

Словарная работа.

(слайд 2)

Ринг – это площадка для бокса. Ринг состоит из 5 раундов.
Раунд – цикл, серия каких-нибудь действий. Одна из схваток, вместе составляющих бой.

(слайд 3)

I раунд.  Знакомство с командами.
II раунд.  Кто больше?
III раунд.  Конкурс чтецов.
IV раунд.  Угадай-ка?
V раунд.  Подведение итога.

Класс делится на две команды, придумывают название, девиз, выбирают капитанов.
Судьи  оценивают и начисляют очки. Выступление учащихся оцениваются по 5-балльной системе.

– Итак, I раунд.  Знакомство с командами.

I  команда  «Лицеисты»                                                                 II  команда «Сказочники»

Девиз:    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…                Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Борьба знатоков:

– Где родился А.С.Пушкин? Назовите учебное заведение, в котором учился?
– Назовите лицейских друзей Пушкина. Назовите прозвище Пушкина в лицее.
– Самый близкий человек Пушкина. Какое стихотворение посвятил ей?
– Сколько лет прожил? Как погиб?
– Да, ребята, за такую короткую жизнь, всего 38 лет, он успел нам оставить столько произведений, книг. (Показ выставки книг).
– Теперь войдем в мир литературы.

II раунд.  Посвящается произведениям.

– Кто больше назовет произведений А.С.Пушкина (Ответы учащихся).
– Таким образом, Пушкин – сказочник, поэт, прозаик.
– Какие стихи знаете наизусть?

III  раунд. Конкурс чтецов

Чтение наизусть стихов. Обращается внимание на выразительность.  Выступают представители из каждой команды. Если все знают,  можно хоровое чтение.
Жюри подводит итог по трем  раундам.

IV раунд.  Угадай-ка?

А)  Герои Пушкинских произведений потеряли вещей, по ним нужно угадать название и жанр произведения:  1) зеркало 2) корыто 3) ретивый конь.
Б)  Работа по иллюстрациям.

(Слайд 4)

Приглашаются капитаны команд и составляют  по кадрам сюжет «Песнь о вещем Олеге».

V раунд.  Подведение итогов

Обобщение.

– На уроке прозвучало много стихов великого русского поэта. Еще раз обратите внимание к эпиграфу. Действительно, сбылись слова поэта. Стихи Пушкина учат нас любить Родину, уважать человека, видеть красоту родной природы и за это мы всегда будем благодарить его. Сегодня на уроке я убедилась в том, что вы тоже любите его творчество. (Ученики много стихов рассказали наизусть вне программы). Читайте же Пушкина! Обращайтесь к нему всегда, в любое время, в любом возрасте.

Домашнее задание.

– Написать сочинение-рассуждение «За что я люблю А.С.Пушкина?»