Цели и задачи урока:
- показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
- выявить роль пейзажа в произведении;
- развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;
- развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;
- воспитание трепетного отношения к природе.
Оборудование урока: Презентация, портрет писателя.
Теория литературы: пейзаж, экспозиция.
Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, комментирование чтение, анализ текста.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Приветствие гостей. Настрой на рабочий лад: нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности.
2. Вступительное слово учителя
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Запишите тему урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». (Слайд 1)
Цель урока:
- показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
- выявить роль пейзажа в произведении;
- развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;
- развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;
- воспитание трепетного отношения к природе. (Слайд 2)
На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – это крестьянские дети; они – центральный образ произведения. Их мироощущение заинтересовало писателя. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке. Но это изображение крестьянских детей Тургенев пронизывает изображением русской природы. Об этом мы с вами и будем сегодня говорить. Ключевыми словами станут слова «пейзаж», «природа».
3. Изучение нового материала.
- Что называется пейзажем?
Пейзаж – это художественное описание картины природы. Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.
Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня».
А) - Каким предстает пейзаж пред охотником в самом начале рассказа? Находим это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода) (Слайд)
- Какие же они, краски июльского дня? (небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)
- Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)
Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение.
- Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы
Б) - А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.
- А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа? (Учащиеся читают эпизод описания летней ночи.) (Слайд)
(Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…)
Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?
Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (Выражения, подчеркнутые).
Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.
- Какую роль играют многоточия? (Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)
Вывод: Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.
Чем пахнет летняя ночь? («У костра: запах русской летней ночи… Стр. 137, слайд 6)
Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.
- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?
- Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.
- А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод.)
- Какие звуки мы здесь слышим?
Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…» Слайд стр.149)
- Найдите эпизод « Недолгие летние ночи!..» (Слайд стр.155)
- Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение эпизода.)
«Утро зачиналось…» (Слайд стр.155)
В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».
Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.
- Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра?
- А какие звуки слышны ранним утром на лугу?
- Автор всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомо.
С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.
Мы с вами увидели, что автор стремится не только пробудить в нас чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставляет задуматься над их дальнейшей судьбой.
Поэтому, может быть, рассказ заканчивается праздничной картиной наступающего утра.
- Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?
Учитель: Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа
4. Работа со словарем.
Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. (Слайды 11–12)
5. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».
Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. (Слайд 13)
6. - А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?
Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
7. Проблемный вопрос (Слайд)
- Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?
Анализ эпизодов.
Чтение первого отрывка «Прекрасный июльский день»: начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая» и ответы на вопрос: связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?
Эта часть композиции рассказа называется экспозиция. (Слайд)
Экспозиция - это изображения положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия.
- Какую функцию она выполняет в данном рассказе? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию.)
- Какое настроение создает это описание? (Радостное, бодрое, ясное.)
Выводы урока. (Слайд)
Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?
- Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное
- Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
- Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полных фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.
- Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
- Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
- Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.
6. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок - одно из описаний природы - по выбору.
Оценки за урок.