Цель:
- Продолжить изучение творчества А.С.Пушкина.
- Развивать творческое мышление и выразительную речь.
- Воспитать чувства любви и верности.
Оборудование: Картинки с изображением сердца, Купидона и розы; книги А.С.Пушкина.
Ход урока
I. Организационное начало:
а) Приветствие
“Любовь – неведомая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем” (Пришвин М.М.)
б) Знакомство с темой и целью урока
Как вы наверно уже поняли, что говорить мы будем о любви, но не просто о любви, а о любви в поэзии великого поэта А. С.Пушкина
II. Основная часть
а) Беседа
– Ребята, как вы понимаете это чувство? Что
означает это слово?
– А вы знаете, что у этого прекрасного чувства
есть символы: это сердце, роза и Купидон.
Когда-то люди верили, что чувства, такие как любовь, удача, гнев или опасения, находятся в сердце; позже стали считать, что только чувство любви живет в сердце. Поэтому именно сердце стало символом любви.
Роза – любимый цветок Венеры, богини любви. Красный цвет – цвет сильных чувств. Вот почему красная роза считается цветком любви.
И еще один символ – это Купидон. Купидон – сын Венеры, богини любви. Он может заставить человека влюбиться выстрелом одной из своих стрел.
– Ребята, а какие высказывания, пословицы и цитаты о любви вы знаете? (Ответы детей.)
– А теперь, давайте откроем свои тетради, запишем сегодняшнее число, тему урока и то высказывание, которое вам понравилось. (На доске 2–3 высказывания о любви.)
– Особое значение этому чувству любви придавали поэты, начиная со времен античности. Даже у А.С. Пушкина тема любви получает некоторое освещение. Пушкин влюблялся, иногда без взаимности, и мучительные переживания претворились в едва ли не самые лирические строки. Мы открываем прекрасные и трагические страницы жизни поэта.
– Теперь давайте обратим внимание на некоторые биографические данные из жизни А.С.Пушкина.
В 1820 году А.С.Пушкин завершает поэму “Руслан и Людмила”, и в этом же году по доносу одного из завистников Пушкина его отправляют в ссылку. (Его отправляют в ссылку из-за дерзких, нецензурных стихов на политические темы в оде “Вольность”).
В середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение сурового и неприязненного генерала М.С. Воронцова.
В Одессе А.С.Пушкин переживает многочисленные любовные драмы. Были у него серьезные увлечения; они вдохновляли – и приносили горечь разочарования, обостряли ощущение жизни – и подвергали в печаль. Одной из первых привлекла его внимание Амалия Ризнич, жена одесского коммерсанта,– высокая, черноволосая, экстравагантная. Весть о ее смерти в Италии потрясает Пушкина; памяти Амалии Ризнич он посвятит “Элегию”, одно из горьких стихотворений 1826 года.
(Чтение учеником стихотворения “Элегия”.)
В этой же ссылке он обращает внимание и на жену своего непосредственного начальника, Елизавету Воронцову. Она была на 7 лет старше его, но выглядела молодо, поражала красотой. Ненавистный Пушкину Воронцов ревновал – это усиливало остроту ощущений. Романтическая любовь Пушкина часто безответна, она горит и сжигает сама себя, как в стихотворении, посвященное Е. Воронцовой “Сожженное письмо”.
(Стихотворение “Сожженное письмо” читает ученик.)
Следующая любовь Пушкина была к польке Каролине Собаньской, родной сестре будущей жены Оноре де Бальзака. Это любовь строилась на взаимной страсти и на взаимном обмане. Ей он посвящает стихотворение “Что в имени тебе моем?”
(Чтение учеником стихотворения “Что в имени тебе моем?”.)
В 1824 году Пушкин прибывает в свое родовое поместье. Здесь он общается с обитателями и особенно обитательницами соседнего села Тригорского. Владелицей Тригорского была Прасковья Александровна Осипова. У нее были 2 дочери от первого брака: Анна и Евпраксия Вульф. Пушкин ухаживал за обеими. Но вскоре в 1825 году к Прасковье Александровне приезжает ее родственница Анна Петровна Керн. Пушкин знакомится с Анной Петровной Керн, урожденной Полторацкой, выданной замуж за старого генерала, но не считавшей брачные узы священными и ведшей весьма вольный образ жизни. Это знакомство перерастает в любовную страсть. Называя ее в письмах “вавилонской блудницей”, Пушкин в то же самое время посвятит ей утонченное любовное послание “Я помню чудное мгновенье”
(Звучит романс “Я помню чудное мгновенье”.)
1830-й год – самый серьезный рубеж и пушкинской жизни и пушкинского творчества. В этом же году А.С. Пушкин женится на своей единственной и последней любви Наталье Николаевне Гончаровой. По шутливому признанию А.С.Пушкина, Наталья Николаевна была стотринадцатой любовью. Но увлечения и порывы страстей, волновавшие его в молодости, не были еще тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже бурно прожитой молодости и наступившей зрелости. Жажда личного счастья, стремления любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти годы. Он был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу жену.
Позднее Пушкин писал Наталье Ивановне (матери Гончаровой): “Когда я увидел вашу дочь в первый раз, я полюбил ее, голова у меня кружилась”. Он любил и мечтал о своей будущей жене 2 года. Встречи с Натальей Николаевной казались ему блаженством.
(Чтение стихотворения.)
III. Этап
А.С.Пушкин написал много стихотворений на эту тему, которые мы не успели рассмотреть. Вы можете самостоятельно изучить его произведения.
– Итак, мы с вами узнали на уроке о любовной лирике А.С.Пушкина. Вместе с Александром Сергеевичем пережили мучительные любовные переживания, разочарования безответной любви и прекрасные, волнующие чувства взаимной любви.
Обратите внимание на высказывание В.Гюго: “Самое главное и большое счастье на земле в жизни – это уверенность в том, что тебя любят”.
Я желаю вам любить и быть любимыми. За участие на уроке я вам вручаю сердечки с оценкой.