Литературно-спортивное многоборье (урок-игра по физкультуре и литературе)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: Формирование устойчивых интересов и теоретических знаний по физической культуре и спорту.

Задачи:

  • Пробудить интерес к литературе по физической культуре и спорту;
  • Содействовать развитию общего кругозора учащихся,
  • Воспитывать познавательную активность и ориентацию учащихся на здоровый образ жизни.
  • Укрепление межпредметных связей физической культуры и литературы.
  • Способствовать формированию коммуникативной компетентности.

Оборудование: презентация “Литературно-спортивное многоборье”, выполненная в Power Point; шаблоны кроссвордов; шаблоны для конкурса “Города и страны”; книжная выставка “Олимпийские резервы”.

Порядок проведения:

Урок проходит в форме интеллектуальной игры, сопровождаемой презентацией, выполненной в Power Point. В игре участвуют две команды (количество игроков в команде определяется заранее: 4–6 человек). Игра состоит из 5 конкурсов: “Загадки”, “Кроссворд “Олимпиада”, “Олимпийская азбука”, “Города и страны”, “Спорт в литературе”. За ходом игры наблюдает жюри из трех человек (в состав жюри могут входить учителя, воспитатели, старшеклассники). За правильное выполнение конкурсных заданий команды получают баллы. По общей сумме набранных баллов определяется команда – победитель.

Правила работы с презентацией:

  1. Слайд № 1 является титульным.
  2. Слайды № 2–54 в презентации снабжены гиперссылками и управляющими кнопками.
  3. Слайды № 2–12 сопровождают конкурс “Загадки”. На слайде № 2 гиперболизированы номера загадок. Щелчком левой кнопки мыши осуществляется переход к слайду с выбранной загадкой. Со следующим щелчком левой кнопкой мыши на экране появляется верный ответ. Щелчок по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда возвращает игру на главный слайд категории “Загадки”.
  4. Щелчок левой кнопки мыши по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда № 2 делает переход к следующему конкурсу – “Кроссворд” (сопровождают конкурс слайды № 13–14). Щелчок левой кнопки мыши по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда № 13 делает переход к правильному решению кроссворда.
  5. Щелчок левой кнопки мыши по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда № 14 делает переход к следующему конкурсу – “Олимпийская азбука” (сопровождают конкурс слайды № 15–42). На слайде № 15 гиперболизированы буквы алфавита. Щелчком левой кнопки мыши осуществляется переход к слайду с вопросом. Со следующим щелчком левой кнопкой мыши на экране появляется верный ответ. Щелчок по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда возвращает игру на главный слайд конкурса “Олимпийская азбука”.
  6. Щелчок левой кнопки мыши по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда № 15 делает переход к следующему конкурсу – “Города и страны”.
  7. Щелчок левой кнопки мыши по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда № 43 делает переход к следующему конкурсу – “Спорт в литературе” (сопровождают конкурс слайды № 44–54). На слайде № 44 гиперболизированы номера вопросов. Щелчком левой кнопки мыши осуществляется переход к слайду с вопросом. Со следующим щелчком левой кнопкой мыши на экране появляется верный ответ. Щелчок по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда возвращает игру на главный слайд конкурса “Спорт в литературе”.
  8. Щелчок левой кнопки мыши по управляющей кнопке в правом нижнем углу слайда № 44 делает переход к завершающему слайду № 55.
  9. Слайд № 56 завершает игровую программу.

Ход урока

Физкульт-привет, будущие рекордсмены! Готовы побить все мыслимые и немыслимые рекорды? А может, вы уже побили рекорды по прогуливанию уроков? По списыванию у соседа? По вырыванию листов с двойками из дневников? Нет таких? Тогда рада приветствовать вас на нашей встрече по литературно-спортивному многоборью!

Рекорды – это ваше возможное будущее, а ваше гарантированное настоящее – это учеба плюс упорный труд. Не пугайтесь! Те рекорды, которые вам предстоит установить сегодня, несложные, можно даже сказать – веселые.

Одного прославленного спортсмена спросили, что нужно для того, чтобы поставить мировой рекорд? Как вы думаете, что он ответил? Самое главное, сказал прославленный спортсмен, это разум! Умный спортсмен всегда сумеет развить в себе нужные качества для рекорда, глупый – никогда! Поэтому первое, что мы будем разминать, это мозги! Разминать, накачивать их знаниями. И поразим всех силой нашего ума! Вам предстоит ответить на вопросы о спорте.

Я призываю команды к честной борьбе и желаю успеха всем! Пусть победит сильнейший, а в выигрыше пусть останутся наша дружба и сплоченность!

Чтоб провести соревнованья,
Вам нужен опытный судья.
Такое, видно, уж призванье –
Судьей, конечно, буду я!
А еще хочу добавить
И арбитров вам представить. (Представление жюри.)

Конкурс – разминка “Загадки”.

Команды по очереди выбирают загадки о видах спорта, читают их, отгадывают. [1] За правильный ответ команда получает 1 балл.

Эти сильные ребята
За мячом гоняются,
Только мяч у них как дыня.
Как спорт называется? (Регби.)

Нужно очень быстро плавать,
За мячом всегда следить
И, перехватив, в ворота
Обязательно забить. (Водное поло.)

Два спортсмена на ковре
Силой похваляются:
На лопатки уложить
Соперника стараются. (Вольная борьба.)

Как на нашем стадионе
Собирались чемпионы,
Взяли палку, побежали
И другому передали. (Эстафета.)

Две команды на траве
За мячом гоняются.
Если правила не чтут,
Пенальти назначается. (Футбол.)

Две команды на площадке
За победу бьются.
Мяч над сеткою летает,
Зрители волнуются. (Волейбол.)

Жокей на лошади сидит,
На препятствие глядит.
Лошадь не боится,
С препятствием сразиться. (Конный спорт.)

Они бегут на лыжах к цели.
А цель, конечно, далеко.
И нужно поразить мишени,
Где промахнуться так легко. (Биатлон.)

На площадке игроки
Ростом очень велики.
Издалека мечи бросают
И в корзину попадают. (Баскетбол.)

Этот спорт – четыре буквы,
Он для крепких, а не хрупких.
Хук, уход, нокдаун, брек.
Сильных, ловких ждет успех! (Бокс.)

Конкурс – кроссворд “Олимпиада”.

Кроссворд состоит из 9-ти заданий. [4] В заштрихованных клетках кроссворда расположено ключевое слово “ОЛИМПИАДА”, оно же является и подсказкой для игроков. Для работы командам дается 5 минут. За каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 балл. (Работа по шаблонам.)

  1. Спортивный комментатор, автор знаменитого Го-о-ол!" и фразы "Такой хоккей нам не нужен!"
  2. Наиболее прославленный герой древних Олимпийских игр, 12 раз победивший в соревнованиях по бегу.
  3. Игра с мячом, которая недавно вошла в олимпийские виды спорта.
  4. Тренер Оксаны Казаковой и Артура Дмитриева – олимпийских чемпионов в фигурном катании среди спортивных пар.
  5. Финишный рывок с целью опередить соперника.
  6. Кто из свободнорожденных греков не мог принимать участия в атлетических играх?
  7. Соревнования по академической гребле, гребле на байдарках и каноэ, парусному спорту.
  8. Сооружение для проведения спортивных соревнований.
  9. Кинороль, в которой прославился пятикратный олимпийский чемпион американский пловец Джонни Вайсмюллер.

Ответы: 1. Озеров. 2. Леонидас. 3. Теннис. 4. Москвина. 5. Спурт. 6. Женщины. 7. Регата. 8. Стадион. 9. Тарзан.

Конкурс “Олимпийская азбука”.

На экране буквы в алфавитном порядке. Команда выбирает букву и получает вопрос; если отвечает правильно, получает 1 балл. Может ответить другая команда. Подсказка – ответ начинается на букву, которую выбрала команда.[4] Команды имеют право выбрать по 5 вопросов.

Вопросы:

А – Над каким городом впервые был поднят олимпийский флаг? (Антверпен, Бельгия.)

Б – В каком городе олимпийский огонь был зажжен горящей стрелой, пущенной из лука? (Барселона, Испания.)

В – Чем награждали победителей Игр в Древней Греции? (Венком из листьев лавра.)

Г – На открытии Олимпийских игр команды идут в порядке алфавита страны-организатора. Но впереди всегда шествует команда одной и той же страны. Какой? (Греции.)

Д – Что получают спортсмены, занявшие на Олимпиаде в личных и командных соревнованиях с 1 -го по 8-е места? (Дипломы МОК.)

Е – Впервые в истории действующая спортсменка отмечена высшей наградой нашей страны. За выдающиеся достижения в спорте, мужество и героизм ей присвоено звание Героя Российской Федерации. Кто она? (Любовь Егорова, лыжница.)

Ж – Орган, созданный для определения спортсменов или команд, достойных награждения. (Жюри.)

3 – Медаль за высшее спортивное достижение. (Золотая.)

И – Царь небольшого греческого государства Элиды, с именем которого связывают учреждение атлетических игр в городе Олимпии? (Ифит.)

К – Ледяная площадка для катания на коньках. (Каток)

Л – В каком городе находится штаб-квартира Международного олимпийского комитета? (Лозанна, Швейцария.)

М – Талисман летних Олимпийских игр в Москве. (Медвежонок Миша.)

Н – Когда римский император, известный своей жестокостью, пожелал лично участвовать в состязаниях, на старт гонки колесниц он выехал в гордом одиночестве. Никто из атлетов не составил ему конкуренцию, дабы понапрасну не рисковать жизнью. Дважды упав, он все же приехал к финишу и был увенчан олимпийским лавровым венком. Кто это? (Нерон.)

О – Как называли победителя Игр в Древней Греции? (Олимпионик.)

П – Математик и философ с острова Самос, который оставил в "наследство" школьникам всего мира свою знаменитую теорему, был увенчан на Играх лавровым венком чемпиона по кулачному бою. Назовите его. (Пифагор.)

Р – Трехкратная олимпийская чемпионка в фигурном катании, партнерша Алексея Уланова и Александра Зайцева. (Ирина Роднина.)

С – Знаменитый пловец, четырехкратный олимпийский чемпион, которого не хотели включать в олимпийскую сборную на том основании, что он "стар". (Владимир Сальников.)

Т – Хоккейный вратарь, трехкратный олимпийский чемпион, в 22 года признанный лучшим вратарем мира. (Владислав Третьяк.)

У – Наказание за нарушение правил игры. (Удаление с поля.)

Ф – Имя римского императора-христианина, запретившего в 394 г. н. э. Олимпийские игры как "языческие". (Феодосии I Великий.)

Х – Олимпийская чемпионка II, III, IV зимних Олимпийских игр, норвежская фигуристка, кинозвезда, снявшаяся в фильме "Серенада Солнечной долины". (Соня Хени.)

Ц – Клуб, воспитавший победителей Олимпиад – фехтовальщиков, хоккеистов, баскетболистов, волейболистов и т. д. (ЦСКА Центральный спортивный клуб армии.)

Ч – Спортсмен, одержавший победу в соревнованиях. (Чемпион.)

Ш – Вид спорта, в котором Юрий Власов нарушил "американское господство" и установил небывалые мировые рекорды. (Тяжелая атлетика. Штанга.)

Э – Как назывались судьи и распорядители Игр в Древней Греции? (Элладоники.)

Ю – Молодой спортсмен (до 20 лет). (Юниор.)

Я – На Олимпийских играх в Мехико впервые появился зверь-талисман. Какое животное стало талисманом? (Ягуар)

Конкурс “Города и страны”.

В этом конкурсе команды должны сопоставить город, в котором проходила одна из Олимпиад и страну, где он находится. Например: Рим – Италия. Для работы вам отводится 3 минуты. Правильная пара – 2 балла. Понятно? Тогда начнем. [2] (Работа по шаблонам.)

  1. Афины -Греция.
  2. Гренобль -Франция.
  3. Хельсинки –Финляндия
  4. Саппоро – Япония.
  5. Мюнхен – Германия.
  6. Осло – Норвегия.
  7. Монреаль – Канада.
  8. Солт-Лейк-Сити – США.
  9. Берлин – Германия.
  10. Нагано – Япония.
  11. Лос-Анджелес – США.
  12. Турин – Италия.
  13. Лондон – Великобритания.
  14. Лиллехаммер – Норвегия.
  15. Москва – Россия.
  16. Альбервилль – Франция.

Конкурс “Спорт в литературе”.

Команды по очереди выбирают номер вопроса, отвечают. За правильный ответ – 1 балл.

  1. Назовите автора и название произведения, в котором мартышке спорт помог достать бананы с пальмы. (Григорий Остер, “Зарядка для хвоста”.)
  2. Герой какой сказки занялся конным спортом вместо тяжелой атлетики? (“Сказка о попе и работнике Балде” А.С.Пушкина.)
  3. Как называется книга Святослава Рунге о бесконечных хоккейных баталиях команд “Вымпел” и “Метеор”? (“Шайбу! Шайбу!”)
  4. С помощью какого волшебного предмета всегда смогут выигрывать соревнования бегуны? (Сапоги-скороходы.)
  5. В какой сказке все началось с соревнований по стрельбе из лука? (“Царевна-лягушка”.)
  6. Герой какого произведения занимался суперэкстремальным туризмом? (Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.)
  7. В каком спортивном соревновании участвовал капитан Врунгель из повести Андрея Некрасова “Приключения капитана Врунгеля”? (В парусной регате.)
  8. За какое спортивное общество выступал дядя Степа в стихотворении С.Михалкова? (Динамо.)
  9. Назовите имя гимнаста в сказке Ю.Олеши “Три толстяка”. (Тибул.)
  10. Кто автор строк: “Это с нашего двора / Чемпионы – мастера / Носят прыгалки в кармане, /Скачут с самого утра. / Во дворе и на бульваре, / В переулке и в саду, / И на каждом тротуаре / У прохожих на виду…” (А.Барто “Веревочка”.)

Вот и закончился наш последний конкурс.

Сегодня мы все получили заряд бодрости, радости, а это самое главное для того, чтобы быть здоровым человеком. Мы поздравляем победителей и просим не унывать побежденных. Ведь самое главное – не победа, а участие и то, что мы с вами были вместе.

Слово предоставляется жюри. (Подведение итогов. Награждение победителей.)

Использованная литература.

  1. Бакуменко С. Собирались чемпионы. Загадки о спорте// Чем развлечь гостей. – 2009. – № 4. – С.5–6.
  2. Кощеева М. Быстрее, выше, сильнее. Спортивная викторина // Чем развлечь гостей. – 2009. – № 4. – С.40–47.
  3. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? – М., 2010.
  4. Стекольникова Г.Е. Олимпийская викторина // Читаем, учимся, играем. – 2001. – № 5. – С. 70–74.