Цели:
- познакомить учащихся с образом первого космонавта в литературе и в искусстве;
- в ходе анализа раскрыть душевные качества Ю.Гагарина: мужество, доброту, любовь к людям и к Родине; раскрыть особенности гагаринской улыбки;
- развивать навык работы с художественным текстом, умение анализировать полученную информацию сравнивать и обобщать
Оборудование: презентация «Звездный сын Земли в искусстве и литературе»; повесть А. Лиханова «Сын России»; Валентин Гагарин «Мой брат Юрий»; Ю. Гагарин «Дорога в космос»; репродукции картин «Сын России» А. Шилова, «Сын России» художников Палеха, «На Родине» А. Плотнова; звукозаписи песен в исполнении Ю. Гуляева «Каким он парнем был», «Как нас Юра в полет провожал»; звукозапись речи Ю. Гагарина перед стартом.
Эпиграфы:
Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее... Это – Прометеево деяние...
С.П. Королев.
Мечтать должен каждый … учиться мечтать, потому что без мечты нет движения вперед. И главная моя мечта — еще летать и летать в космос.
Юрий Гагарин
ХОД УРОКА
Учитель: перед вами словосочетание: Звездный сын Земли. Ребята, какие ассоциации у вас возникли?
Ребята в тетрадях записывают ассоциативный ряд: космос, планета, звезды, космонавт и т.д.
– Каким вы представляете себе звездного сына Земли?
Учитель открывает вторую половину предложения: Звездный сын Земли в искусстве и литературе.
– Это тема нашего урока. Как вы думаете каковы
цели нашего урока? Кого можно назвать звездным
сыном Земли? (Каким видят и показывают образ
нашего героя художники, писатели, поэты.)
– Да, мы сегодня должны увидеть, какие качества
Юрия Гагарина раскрыли в своих произведениях
художники, писатели, поэты, и соответствуют ли
они вашим представлениям о нем?
– Имя Юрия Гагарина стало символом космической
эры, символом мужества и героизма, верности
своему народу. И чем дальше история отдаляет нас
от событий, начавшихся на космодроме Байконур 12
апреля 1961 года, тем все значимее величие его
подвига.
Выступление Гагарина перед стартом.
– Можно смело сказать, что после первого полета
Юрия Гагарина на нашей планете не было другого
человека, который пользовался бы такой любовью
не только своего народа, но и народов всего мира.
– После 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин становится
героем многих произведений искусства и
литературы.
– Перед вами три портрета Юрия Гагарина: «Сын
России» А. Шилова, «Сын России» художников
Палеха, «На Родине» А. Плотнова. Каким они увидели
первого космонавта, как раскрыли его образ?
– Что является предметом их изображения?
– На что они обращают наше внимание?
– Какие человеческие качества героя
раскрываются в этих произведениях живописи? (Знаменитая
гагаринская улыбка, доброта в глазах, широкая
щедрая душа…)
– Сейчас мы с вами послушаем песню «Каким он
парнем был» на стихи Н. Добронравова, музыку
А.Пахмутовой в исполнении Юрия Гуляева.
Внимательно вслушаемся в текст песни и ответим
на вопрос:
– Какие качества выделили они в нашем герое? (Ответы
детей).
– Эти же качества увидел в символе эры и поэт
ВладимирКостров.
Выразительное чтение стихотворения.
Когда на Землю он вернулся,
Закончив звездные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла!
В ней только доброта и сила,
Ни капли превосходства нет.
Как будто роща излучила
Березовый озерный свет.
Она объединила мудро
Движенье воли и ума.
Так солнечным морозным утром
Смеется русская зима.
Она, как чудо, нам открылась,
И был таков ее размах,
Такая искренность искрилась
В чуть-чуть прищуренных глазах!
Нам с ней легко в пути великом,
Душе теплей в ее тепле.
Да, без гагаринской улыбки
Темнее было б на Земле!
– Итак, ребята, образ какого человека возник перед вами? (Ответы детей).
– О Юрие Гагарине написано очень много. А мы обратимся к трем произведениям: к повести Альберта Лиханова «Сын России» (1 группа), Валентина Гагарина «Мой брат Юрий» (2 группа) и книге самого Юрия Гагарина «Дорога в космос» (3 группа).
Работа по группам.
– Какие ключевые слова в тексте помогают
понять внутренний мир героя, проникнуть в тайны
его души?
– Каким мы видим Юрия Гагарина в произведениях?
– В чем же состоят истоки его героизма,
душевности, доброты, лучезарной улыбки?
Размышления учащихся.
– Изменилось ли ваше первоначальное представление о звездном сыне Земли? (Ответы детей)
– Закончить урок хочу словами Альберта Лиханова из повести «Сын России».
Чтение отрывка из повести А. Лиханова «Сын России»:
Его нет с нами. Но он с нами.
Незабываемым днем.
Улыбкой.
Своими детьми.
Деревьями,
которые он посадил
на маленькой
и
прекрасной Земле.
Делом,
которое продолжают товарищи.
Великое не исчезает,
как не могут истаять, расстраиваться в беспамятстве
герои давних столетий.
Герои,
которыми силен народ.
Будущее немыслимо без настоящего.
Настоящее немыслимо без прошлого.
А прошлого не бывает без будущего.
Он продолжил великую историю Отечества.
Своей жизнью,
делом,
подвигом.
Он лишь продолжил.
Но в этом «лишь»
заключена высшая совестливость наследства.
Ведь поступки наши –
под оком минувшей истории и тысячелетий будущего,
не беспристрастный суд которых
мы восходим каждый день и
каждый час.
На деяния наши
из прошлого и будущего
взирают герои и гении,
уже ушедшие и еще не рожденные,
и под этими взглядами должно нам поверять
свое сегодня.
он совершил достойное истории,
сам вшагнув в нее.
Он был первым сыном Земли,
вступившим в черное безмолвие космоса.
Он был первым сыном России.
Это она,
Родина,
вспоила его душу таким простым и нужным,
без коего нет человека:
словом,
песней,
сказкой,
былиной.
Это она укрепила сердце его
славными примерами прошлого,
дав крыльям его силу духа.
Это она взрастила ученых,
построила корабль,
подняла его судьбу,
назвав своим избранником.
Все она, Родина.
Россия.
Он сказал ей немало ласковых слов.
Он ощущал себя ее кровинкой, ее капелькой.
Рожденный, взлелеянный, вознесенный страной,
он улыбается ей.
Ее минувшему.
Ее настоящему.
Ее будущему.
Юрий Алексеевич Гагарин.
Звучит песня «Как нас Юра в полет провожал» в исполнении Ю. Гуляева.
Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему «Звездный сын Земли в моем восприятии».