Цели:
- знакомство с произведением Пушкина. Понятие о балладе.
- анализ художественных особенностей «Песни…»
- характеристика героев, тема, идея.
К уроку ученики получили задание прочитать балладу А. С. Пушкина и повторить определение баллады, сделать карточки «Значение незнакомых слов»: песнь, волхвы, жрец, вещий, праща. Перевести древнерусский текст летописи. Индивидуальные задания: сообщение о князе Олеге, выразительное чтение фрагмента летописи (перевод).
ХОД УРОКА
1. Вводное слово учителя (слайд 1)
На прошлых уроках мы с вами обогатили свои
знания о биографии Пушкина, о его поэмах. Дома вы
прочли балладу «Песнь о вещем Олеге». Сегодня
цель нашего урока: узнать, что такое баллада,
проанализировать «Песнь…»; дать
характеристики героям. Определить тему и идею
произведения. Поделиться своими впечатлениями о
балладе.
– Запишем в тетради тему урока (тема урока
записана на доске): А.С.Пушкин «Песнь о вещем
Олеге» и её летописный источник. Тема ? в
произведении. (Исходя из записи на
доске учащиеся сами определяют цели урока)
2. Урок начнем с теоретической разминки
Восстановите деформированный текст (слайд 2)
Проверим себя (слайд 3).
Сделаем вывод: в чём особенность
изучаемого произведения?
3. Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.
4. Чтение фрагмента летописи (перевод читает подготовленный ученик)
Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Наступила осень, вспомнил Олег своего старого коня. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: "Отчего суждено мне умереть?" И волхвы ответили: "Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня". Опечалился Олег и сказал: "Если так, то никогда больше не сяду на него". Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого. Через 4 года вспомнил князь коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: "Уже три года прошло, как умер твой конь". Тогда воскликнул Олег: "Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!" Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: "От этого ли черепа смерть мне принять?" Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. И "оплакивали его все люди плачем великим", погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года.
5. Баллада называется «Песнь о вещем Олеге». (Слайд 4)
– Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от
«песни»? (Высокое, торжественное звучание,
память о прошлом)
– А кто такой Олег? (Обычно про Олега дети
говорят, что это князь). (Слайд 5) На репродукции
изображен князь Олег.
6. Послушаем небольшую историческую справку (ученик зачитывает карточку-информатор)
Карточка-информатор
Олег – первый киевский князь из рода Рюрика, который перенёс столицу из Новгорода в Киев и подчинил своей власти славянские племена. В 907 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.
7. (Слайд 6) А что означает слово «вещий»? (Значение слова «вещий» устанавливаем по словарю В. И. Даля, словарю Ожегова).
8. Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с текстом баллады. Не видите ли вы какого-либо противоречия? (Обычно дети говорят о том, что «умеющий предвидеть будущее» князь не сумел уберечься от злой участи) – Почему же так произошло? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным событиям, составляющим сюжет баллады (слайд 7).
Работа в тетради: Расположите события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно, через 3–4 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд 8):
1. Предсказание
2. Разлука с конем
3. Возвращение на Родину
4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате
товарища
5. Появление змеи
6. Гибель князя
9. Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника)
Физкультпауза
Литературу любим мы, друзья, Читаем пушкинские строки, Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! |
Руки – вверх, потом – направо И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! |
10. Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план. Перечитаем сцену встречи князя Олега с кудесником (слайд 9). В 1899 году вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В. М. Васнецов. Одна из них перед вами.
11. Задание по вариантам (проследите по тексту): (Сначала обсуждение в парах)
1 вариант – какие черты старца говорят о
том, что князь не мог не послушаться его совета?
2 вариант – как в речи волхва переданы
особенности его характера? (Звук на слайде 9)
12. Обсуждаем выполнение задания.
13. А как князь относится к
предсказанию кудесника? (Читаем и комментируем
строфу 8)
Итак, всего лишь предсказание – и что делает
Олег? (Меняет коня) Кем был для него конь? (Верный
друг) Доказательства из текста поэмы.
– Как прожил свою жизнь Олег?
– Всегда ли достойно себя вел?
– Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг
такая смерть (как у обычного человека).
Несмотря на предостережение, предсказание
волхва сбылось. Да какое предсказание! Князь умер
от коня! (Древние славяне считали, что убитый в
загробном мире становится рабом убийцы) (Слайд
10)
(На доске схема):
14. За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (Основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)
15. Сможете теперь вы назвать одну из основных тем баллады? (Тема судьбы) – (слайд 11) Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего...».
16. Как тема судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь!)
17. Идея произведения в чем? (Помните, мы
говорили, что поэт в России – пророк,
предсказатель, он знает будущее и борется за
него). Напомню, что стихи написаны в ссылке. Что
могло волновать ссыльного Пушкина? Каким должно
быть творчество? Есть ли ответ на этот вопрос
в тексте?
(В ссылке Пушкин размышлял о свободе поэта,
родственного в своём пророческом даре древним
волхвам)
18. Итак, что же общего между жанрами
летописи и баллады и чем они отличаются друг от
друга? (Можно по группам)
В тетради сделать таблицу:
Летопись | Баллада |
Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии | |
Различия: | |
Прозаическое произведение. Цель: только сообщить о событии. |
Поэтическое произведение Цель: сообщить о событии и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою. |
(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.)
19. – Знаете ли вы, что во время Гражданской войны и в красных, и в белых войсках любили распевать на один и тот же лихой мотив... «Песнь о вещем Олеге»? Вот только припев к этому гимну был их собственного сочинения и отличался одной строкой (слайд 15)
20. Общий вывод по уроку учащиеся самостоятельно делают в форме синквейна:
Баллада
Загадочная, непредсказуемая
Интригует, заставляет задуматься
Помни: от судьбы не уйдёшь
Рок
Вместо синквейна можно провести тест.
Тест:
1. Основой «Песни о вещем Олеге» является:
А) народная легенда,
Б) летописное предание,
В) Житие Олега.
2. Жанр «Песни о вещем Олеге» – это
А) сказ,
Б) баллада,
В) новелла,
Г) поэма.
3. Кому принадлежат эти слова в «Песне о вещем Олеге»: «…Волхвы не боятся могучих владык…»?
А) Игорю,
Б) Олегу,
В) Кудеснику.
4. Кто предсказывает Олегу судьбу? (По «Песне о вещем Олеге»)
А) Ольга,
Б) Кудесник,
В) Игорь.
Ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – В, 4 – Б.
21. Домашнее задание:
1) подготовить выразительное чтение наизусть
1–7 строфы баллады;
2) устно ответить на вопрос: почему «Песня о вещем
Олеге» стала гимном русского воинства?
3) Письменная работа (вопрос по выбору): Какие
чувства и мысли вызвало у вас стихотворение
Пушкина. Какова, на ваш взгляд, идея «Песни…»?