Урок литературы "Поэтический мир Иннокентия Анненского". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: постижение поэтического своеобразия лирики Анненского, оказавшего значительное влияние на поэзию ХХ века.

Оборудование урока: мультимедийные средства (презентация), оформление  репродукциями картин художников-импрессионистов.

Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельсельских лебедей.

Н. Гумилёв

ХОД УРОКА

Учитель. 30 ноября 1909 года. Иннокентий Анненский должен был читать доклад в Обществе классической филологии. В этот же день готовился к печати журнал «Аполлон» с циклом его стихотворений. Тексты уже были набраны, но в последний момент редактор отложил печатание – дело довольно обычное. Но не для Анненского. Он умер на ступеньках Царскосельского вокзала. (Слайд 2) Его так и нашли в распахнутой шубе, с портфелем в руке, где была рукопись доклада. Как же страстно хотел увидеть Анненский свои стихи! А.Ахматова считала этот инцидент причиной смерти поэта.

Чтение стихотворения «Снег» (Слайды 3,4)

Какая верность взгляда и какой твёрдой рукой это написано! Почему, например, «лед – нищенски синий»? Какова здесь логика эпитета?
Учащиеся говорят об особой символике цвета: синева льда сцеплена с нищенством, нищенский – потому и заплаканный, но лёд заплакан, вероятно, ещё и потому, что местами подтаял и на нём проступает вода.

Вот так и возникает поэтика ассоциаций, которая, несомненно, определяет личность поэта-философа, поэта-эстета Иннокентия Анненского, с именем которого связано понятие психологического символизма, а ещё мастерства совершенства ассоциаций.
Обратимся к поэтической биографии Анненского. Когда впервые читатель узнал об Анненском-поэте?

Ученики говорят о необычности судьбы поэта, о том, что впервые выступил в печати с оригинальными стихами в возрасте 48 лет – случай небывалый для поэта такого масштаба. В 1904 он издал «Тихие песни», вместо фамилии автора указан псевдоним Ник.Т-о. (Слайд 5)

Так (только по-древнегречески) назвался хитроумный Одиссей в пещере циклопа Полифема. Анненский настолько спрятался, что имя автора осталось неизвестным даже в литературном круге Петербурга. Студент Блок чуть-чуть свысока похвалил дебютанта, отметив некоторые декадентские излишества. Скоро он извинился перед Анненским за то, что не узнал в Никто автора 17 трагедий и переводов, известного всем ранее.

Учитель: Что же  в русской поэзии предварял, предзнаменовал собой Анненский? И что он для нас теперь? Великий дилетант? Педагог-классик, директор царскосельской гимназии? (Слайды 6, 7) По мнению Евсеева, исследователя творчества поэта, Анненский обновил весь русский стих. Он менял не форму стиха, а наполнение. Он привёл с собой сотни небывалых эпитетов, а поэта узнают не по рифме, а как льва по когтям – по эпитету. Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом.
Формула поэзии Анненского: «Поэты говорят обычно об одном из трёх: или о страдании, или о смерти, или о любви».
Вы читали стихи Анненского. С кем из художников вы бы могли сравнить его изобразительную манеру?

Ученики говорят о сходстве его поэзии с живописью импрессионистов.  Всё настоль неотчётливо, зыбко, лишено вещественности, мир, как на картинах Клода Моне. (Слайды 8,9)

Стихотворение «Стансы ночи» (Слайд 10,11)

О чём эти стихи?

Учащиеся: Стихи о свидании, об ожидании встречи. Это ничуть не ново, а что необычного в этом стихотворении, которое так обычно начинается: она назначила свидание? Необычно то, что всё определённое вначале, куда-то уводится в сторону. Тот, кто ожидает, вряд ли может так рассуждать:

Я не знаю, кем, но ты любима,
Я не знаю, чья, но ты мечта.

Ход ассоциаций, который привёл к этим двум строкам, однозначно восстановить невозможно:

За тобой в пустынные покои
Не сойдут алмазные огни.

Ну а финал совсем неожидан: «Но не я томился и желал». Так кому же сказано: «Приди!»

Учитель: Перед нами удивительное стихотворение. Логические неувязки – не недостатки его, а достоинства. Совершенно новое мироощущение. Те самые ассоциации, на которых будет построена лирика Ахматовой и Мандельштама. А начало начал – Анненский, сыгравший роль посредника между поколениями символистов и акмеистов.

Стихотворение «Смычок и струны». (Слайд 12)

В чём тайна этого самого  любимого Анненским стихотворения?

Учащиеся говорят о том, что в стихах Анненского мучаются, тоскуют не только люди, но и всё, что есть в мире. Любое существо, любая часть мира тоскуют по чему-то высшему. Лирический сюжет сосредоточен на двух связанных между собой предметах, но сами предметы истолкованы символически, вовлечены в психологическое движение и потому сигнализируют о мире  человеческих отношений…

Учитель: Как тут не вспомнить вечное выражение «муки творчества». Те муки, на которые обречён истинный талант, переживающий свой «жестокий век». В отличие от «старших символистов В.Брюсова и К.Бальмонта, поэтизирующих внерассудочный  порыв, Анненский не мог отказаться от мучительного «света сознания». «Быть самим собой невозможно без того, чтобы не приносить страдание другому». Столкнулись два высших, в понимании Анненского, закона жизни: закон свободы личности – закон добра. Это столкновение остаётся в его поэзии неразрешённым.

Стихотворение «Когда б не жизнь»

Внезапный уход поэта ошеломил многих. Панихида собрала у гроба Анненского множество народа. Поражало огромное количество никому не известных людей. Похороны соединили разные слои русского общества: хоронили одного из замечательных педагогов, деятеля культуры и учёного. Но мало кто знал, что из жизни ушёл тонкий лирик.

Стихотворение «Среди миров» (Слайды 13,14)

Это стихотворение войдёт во вторую книгу Анненского «Кипарисовый ларец», опубликованную посмертно. (Слайд 15)

Анна Ахматова предсказала Анненскому славу великого поэта , спустя полвека она напишет посвящение любимому поэту и назовёт его «Учитель». (Слайды 16,17)

Памяти Иннокентия Анненского

А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем,
предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул
томленье –
И задохнулся...