Обобщающий урок по литературе на тему "Путешествие по страницам школьного учебника". 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:в игровой форме проверить у учащихся знание программных произведений и литературоведческих терминов.

Задачи:

  • Образовательные: обобщение знаний по литературе за период обучения в 6-ом классе, обогащение словарного запаса учащихся.
  • Воспитательные: повышение интереса учащихся к чтению художественной литературы; умение работать в группе.
  • Развивающие: развитие навыков внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, развитие речи учащихся.

Форма урока: путешествие в Литгородок.

Оборудование: презентация, карточки для литературного лото, карточки с текстом стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей».

Ход занятия

Вступление.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Литературному городку. Кто объяснит значение слова «путешествие»? (путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха) – слайд №2). Нашим проводником в этом путешествии будет умная, любознательная Литературинка. Кто знает, как иначе называют проводника, показывающего туристам достопримечательности города или местности? Правильно, экскурсоводом, гидом (от ·франц. Guide) – слайд №3.

Прежде чем отправиться в долгий путь, нужно разделиться на две команды, потому что по ходу путешествия наш гид Литературинка будет задавать вам вопросы. В конце пути мы определим, кто лучше знает программные произведения, изученные в этом году.

 Перед вами схема нашего пути – слайд №4 (при щелчке мышки -перемещение картинки с изображением девочки). Первый этап – галерея (кликнуть мышкой по рисунку с названием «Галерея» для перехода на слайд №5). Кто объяснит значение этого слова (слайд №5).

 Мы отправимся с вами в портретную галерея. Первая в мире Национальная портретная галерея была основана в 1856 году в Лондоне с тем, чтобы увековечить образы британцев прошлых столетий (слайд №6). В России создана Русская портретная галерея — электронная коллекция портретов русских деятелей. (переход со слайда №6 на слайд №13: нажать на треугольник в правом верхнем углу)

1. Галерея.

Литературинка приглашает нас посетить портретную галерею русских писателей. Вы должны выбрать №, назвать имя, отчество, фамилию писателя. (3 балла за правильный ответ) – для просмотра указанного фрагмента (от 1 до 8) щелкнуть мышкой для перехода на слайд с портретом писателя; для возвращения на данный слайд щелкнуть мышкой на стрелку в правом нижнем углу).

Портреты писателей

  • Астафьев
  • Шукшин
  • Рубцов
  • Блок
  • Крылов
  • Тургенев
  • Тютчев
  • Некрасов

После выполнения заданий для перехода на слайд №4 щелкнуть на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.

2. Следующий этап – Музей (кликнуть мышкой по рисунку с надписью «Музей»).

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Исторический, литературный, краеведческий м. М. изобразительных искусств. (просмотр слайдов №7-12. На слайде №12 («Музей барона Мюнхгаузена») щелкнуть мышкой на треугольник в правом верхнем углу.

Мы отправимся в Музей литературных героев.– Приложение №1

Оказывается, в мире существует множество музеев, посвященных героям литературных произведений. Это неудивительно, ведь герои книг часто оказываются не менее интересными, чем реальные исторические личности. Например: Музей литературных героев Астрид Линдгрен (Юнибаккен), Музей Шерлока Холмса (Великобритания), Музей Дон Кихота (Испания), Музей Д`Артаньяна (Франция), Музей барона Мюнхгаузена (Латвия) и др.

Литературинка предлагает посетить наш музей и отгадать по описанию, взятому из произведения, имя героя, затем назвать это произведение и его автора (3 балла). - Для просмотра слайдов с описанием литературных героев навести курсор на ярлык с нужным номером и щелкнуть мышкой, чтобы возвратиться на данный слайд, нужно использовать стрелки в нижнем правом углу.

После выполнения заданий для перехода на слайд №4 щелкнуть на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.

3. Кунсткамера.

Это слово вам знакомо по сказу Н.С. Лескова «Левша». (Кунсткамера - музей, собрание редкостей, диковинных предметов). – нажать на рисунок с надписью «Кунсткамера».

Кунстка́мера есть в Санкт – Петербурге, в настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым. В нём находится уникальная коллекция предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. – слайд №35,36

Литературинка приглашает узнать в нашей Кунсткамере предметы из литературных произведений, прочитанных в 6 классе. Нужно назвать предмет, произведение и его автора. (3 балла) - на слайде №37 нажать ярлык с нужным номером. Для возвращения на данный слайд использовать стрелки в нижнем правом углу.

  • блоха (Н.С. Лесков «Левша»)
  • клюква (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)
  • конь с розовой гривой (В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
  • неизвестный цветок (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»)
  • мелкоскоп (Н.С. Лесков «Левша»)
  • ларчик (И.А. Крылов «Ларчик»)

После выполнения заданий для перехода на слайд №4 щелкнуть на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.

4. Литературная гостиная (Гостиная – это комната для приёма гостей).

Гостей принято развлекать. Литературинка предлагает вам поиграть в литературное лото: нужно совместить термин с его определением.

Литературное лото

Антитеза - противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

Эпитет - художественное определение предмета или явления.

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого предмета, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Инверсия - необычный порядок слов.

После выполнения заданий щелкнуть мышкой по рисунку с надписью «Литературная гостиная» и проверить выполнение задания. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.

5. Литиздательство. – нажать картинку с данной надписью.

Дальше мы отправляемся в Литиздательство. Чем занимается Литиздательство? Правильно, изданием книг. Ведущую роль в Литиздательстве играет редактор. В обязанности литературного редактора входит анализ, оценка текста, внесение необходимых изменений. Литературинка предлагает вам побыть в роли редакторов, объяснить значение нескольких слов из произведений, изученных в 6 классе: палестинка, елань, куртинка, ладило, чирки, озямчик, ногавки, буреметр. (1 балл за каждое слово). – на сладе №46 нажимать мышкой выбранное слово. Для возвращения на данный слайд использовать стрелки в нижнем правом углу.

Палестинкой называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.
Елань – топкое место в болте, все равно, что прорубь на льду.
Куртинка – островок.
Ладило – бондарный инструмент.
(М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)

Чирки – самодельная обувь.
(«В.Г. Распутин «Уроки французского»)

Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто.                                                 
Ногавки – носки.
Буреметр – барометр.
(Н.С. Лесков «Левша»)

После выполнения заданий для перехода на слайд №4 щелкнуть на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.

6. А сейчас мы побываем в Творческой лаборатории.

Творчество – процесс сложный, порой автор долго ищет именно то одно-единственное слово, которое поможет точнее выразить внутреннее состояние лирического героя. Часто писатель месяцами работает над произведением, доводя его до совершенства.

Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Владимир Маяковский.имирович Маяковский

Литературинка предлагает попробовать вам свои силы в творчестве. Перед вами стихотворение, в котором пропущены слова. Вам нужно дописать их. При проверке узнаете, совпадут ли ваши рифмы с замыслом поэта. Определите, кому принадлежит это стихотворение и как оно называется.

Звезда полей, во мгле _____________________

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать ___________________,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над ______________ осенним,

Она горит над зимним ________________...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех ______________________ жителей земли,

Своим лучом _________________________ касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле _______________________,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете _____________________

Горит, горит звезда моих полей...

После выполнения задания, щелкнуть мышкой по рисунку с надписью «Творческая лаборатория» - прочитать вариант автора. Чтобы вернуться на слайд №4, щелкните на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.

7. Рекламное агентство.

Рекламное агентство проводит рекламную кампанию: осуществляет продвижение авторов на книжном рынке. Литературинка предлагает вам написать небольшой рекламный текст об одном из произведений, которое вы читали в 6 классе.

Литературинка благодарит всех за участие в игре (награждение победителей) и прощается с вами до новой встречи в 7 классе. Будьте внимательны к слову обращаются к вам авторы учебника и наша Литературинка. Помните: художественная литература требует вдумчивого чтения (щелкнуть мышкой, изображение картинки с девочкой исчезнет).