Цель:в игровой форме проверить у учащихся знание программных произведений и литературоведческих терминов.
Задачи:
- Образовательные: обобщение знаний по литературе за период обучения в 6-ом классе, обогащение словарного запаса учащихся.
- Воспитательные: повышение интереса учащихся к чтению художественной литературы; умение работать в группе.
- Развивающие: развитие навыков внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, развитие речи учащихся.
Форма урока: путешествие в Литгородок.
Оборудование: презентация, карточки для литературного лото, карточки с текстом стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей».
Ход занятия
Вступление.
Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Литературному городку. Кто объяснит значение слова «путешествие»? (путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха) – слайд №2). Нашим проводником в этом путешествии будет умная, любознательная Литературинка. Кто знает, как иначе называют проводника, показывающего туристам достопримечательности города или местности? Правильно, экскурсоводом, гидом (от ·франц. Guide) – слайд №3.
Прежде чем отправиться в долгий путь, нужно разделиться на две команды, потому что по ходу путешествия наш гид Литературинка будет задавать вам вопросы. В конце пути мы определим, кто лучше знает программные произведения, изученные в этом году.
Перед вами схема нашего пути – слайд №4 (при щелчке мышки -перемещение картинки с изображением девочки). Первый этап – галерея (кликнуть мышкой по рисунку с названием «Галерея» для перехода на слайд №5). Кто объяснит значение этого слова (слайд №5).
Мы отправимся с вами в портретную галерея. Первая в мире Национальная портретная галерея была основана в 1856 году в Лондоне с тем, чтобы увековечить образы британцев прошлых столетий (слайд №6). В России создана Русская портретная галерея — электронная коллекция портретов русских деятелей. (переход со слайда №6 на слайд №13: нажать на треугольник в правом верхнем углу)
1. Галерея.
Литературинка приглашает нас посетить портретную галерею русских писателей. Вы должны выбрать №, назвать имя, отчество, фамилию писателя. (3 балла за правильный ответ) – для просмотра указанного фрагмента (от 1 до 8) щелкнуть мышкой для перехода на слайд с портретом писателя; для возвращения на данный слайд щелкнуть мышкой на стрелку в правом нижнем углу).
Портреты писателей
- Астафьев
- Шукшин
- Рубцов
- Блок
- Крылов
- Тургенев
- Тютчев
- Некрасов
После выполнения заданий для перехода на слайд №4 щелкнуть на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.
2. Следующий этап – Музей (кликнуть мышкой по рисунку с надписью «Музей»).
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Исторический, литературный, краеведческий м. М. изобразительных искусств. (просмотр слайдов №7-12. На слайде №12 («Музей барона Мюнхгаузена») щелкнуть мышкой на треугольник в правом верхнем углу.
Мы отправимся в Музей литературных героев.– Приложение №1
Оказывается, в мире существует множество музеев, посвященных героям литературных произведений. Это неудивительно, ведь герои книг часто оказываются не менее интересными, чем реальные исторические личности. Например: Музей литературных героев Астрид Линдгрен (Юнибаккен), Музей Шерлока Холмса (Великобритания), Музей Дон Кихота (Испания), Музей Д`Артаньяна (Франция), Музей барона Мюнхгаузена (Латвия) и др.
Литературинка предлагает посетить наш музей и отгадать по описанию, взятому из произведения, имя героя, затем назвать это произведение и его автора (3 балла). - Для просмотра слайдов с описанием литературных героев навести курсор на ярлык с нужным номером и щелкнуть мышкой, чтобы возвратиться на данный слайд, нужно использовать стрелки в нижнем правом углу.
После выполнения заданий для перехода на слайд №4 щелкнуть на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.
3. Кунсткамера.
Это слово вам знакомо по сказу Н.С. Лескова «Левша». (Кунсткамера - музей, собрание редкостей, диковинных предметов). – нажать на рисунок с надписью «Кунсткамера».
Кунстка́мера есть в Санкт – Петербурге, в настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым. В нём находится уникальная коллекция предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. – слайд №35,36
Литературинка приглашает узнать в нашей Кунсткамере предметы из литературных произведений, прочитанных в 6 классе. Нужно назвать предмет, произведение и его автора. (3 балла) - на слайде №37 нажать ярлык с нужным номером. Для возвращения на данный слайд использовать стрелки в нижнем правом углу.
- блоха (Н.С. Лесков «Левша»)
- клюква (М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)
- конь с розовой гривой (В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
- неизвестный цветок (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»)
- мелкоскоп (Н.С. Лесков «Левша»)
- ларчик (И.А. Крылов «Ларчик»)
После выполнения заданий для перехода на слайд №4 щелкнуть на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.
4. Литературная гостиная (Гостиная – это комната для приёма гостей).
Гостей принято развлекать. Литературинка предлагает вам поиграть в литературное лото: нужно совместить термин с его определением.
Литературное лото
Антитеза - противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Эпитет - художественное определение предмета или явления.
Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого предмета, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.
Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.
Инверсия - необычный порядок слов.
После выполнения заданий щелкнуть мышкой по рисунку с надписью «Литературная гостиная» и проверить выполнение задания. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.
5. Литиздательство. – нажать картинку с данной надписью.
Дальше мы отправляемся в Литиздательство. Чем занимается Литиздательство? Правильно, изданием книг. Ведущую роль в Литиздательстве играет редактор. В обязанности литературного редактора входит анализ, оценка текста, внесение необходимых изменений. Литературинка предлагает вам побыть в роли редакторов, объяснить значение нескольких слов из произведений, изученных в 6 классе: палестинка, елань, куртинка, ладило, чирки, озямчик, ногавки, буреметр. (1 балл за каждое слово). – на сладе №46 нажимать мышкой выбранное слово. Для возвращения на данный слайд использовать стрелки в нижнем правом углу.
Палестинкой называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.
Елань – топкое место в болте, все равно, что прорубь на льду.
Куртинка – островок.
Ладило – бондарный инструмент.
(М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)
Чирки – самодельная обувь.
(«В.Г. Распутин «Уроки французского»)
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто.
Ногавки – носки.
Буреметр – барометр.
(Н.С. Лесков «Левша»)
После выполнения заданий для перехода на слайд №4 щелкнуть на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.
6. А сейчас мы побываем в Творческой лаборатории.
Творчество – процесс сложный, порой автор долго ищет именно то одно-единственное слово, которое поможет точнее выразить внутреннее состояние лирического героя. Часто писатель месяцами работает над произведением, доводя его до совершенства.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Владимир Маяковский.имирович Маяковский
Литературинка предлагает попробовать вам свои силы в творчестве. Перед вами стихотворение, в котором пропущены слова. Вам нужно дописать их. При проверке узнаете, совпадут ли ваши рифмы с замыслом поэта. Определите, кому принадлежит это стихотворение и как оно называется.
Звезда полей, во мгле _____________________
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать ___________________,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над ______________ осенним,
Она горит над зимним ________________...
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех ______________________ жителей земли,
Своим лучом _________________________ касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле _______________________,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете _____________________
Горит, горит звезда моих полей...
После выполнения задания, щелкнуть мышкой по рисунку с надписью «Творческая лаборатория» - прочитать вариант автора. Чтобы вернуться на слайд №4, щелкните на треугольник в правом верхнем углу. Затем щелчком мышки переместить картинку с изображением девочки.
7. Рекламное агентство.
Рекламное агентство проводит рекламную кампанию: осуществляет продвижение авторов на книжном рынке. Литературинка предлагает вам написать небольшой рекламный текст об одном из произведений, которое вы читали в 6 классе.
Литературинка благодарит всех за участие в игре (награждение победителей) и прощается с вами до новой встречи в 7 классе. Будьте внимательны к слову обращаются к вам авторы учебника и наша Литературинка. Помните: художественная литература требует вдумчивого чтения (щелкнуть мышкой, изображение картинки с девочкой исчезнет).