Тип урока: обобщение знаний.
Цели урока:
Образовательные: сформировать
представление о сказке как литературном жанре,
совершенствовать умение анализировать текст
народной сказки, умение находить и употреблять
выразительные средства произведений данного
жанра.
Оборудование:
- Учебник "Литературное чтение" Кац.
- Выставка книг, рисунков;
- Иллюстрации к сказкам.
- Мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, я заметила, что вы подготовили выставку рисунков, сказок, книг-всё, что нам необходимо для сегодняшнего урока. Я вижу ваше желание показать свою любовь к сказке и все, что вы знаете о ней. Ну что ж, тогда в добрый путь. И я желаю вам всем успеха.
Сообщение темы и целей урок.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме: "Что за прелесть эти сказки!:" Мы коснемся не только тех сказок, которые читали в этом разделе, но и других, которые вы читали прежде. Попытаемся сравнить и сопоставить русскую народную и другие народные сказки и еще раз убедиться в мудрости произведений этого жанра. За правильно выполненное задание ученик зарабатывает жетон. Набравший более трех жетонов, получает "пятерку". Но прежде всего, давайте попытаемся ответить на вопрос:
- Кому принадлежат слова: "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок"? (Слайд 2)
- Что этим хотел сказать А.С. Пушкин?
III. Работа над темой урока.
Украинская народная сказка "Колосок"
1. Расшифруйте название сказки. Соотнесите букву левого столбика с цифрами правого. (Слайд 3)
- Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью разных народов, с национальными традициями и обрядами, с природой разных стран. Сказки разных народов часто похожи на русские народные сказки. Но, несмотря на сходство, всегда отличаются своеобразием речи, быта. Самое главное, что сказки любых народов рассказывают о трудолюбии, о том, как нужны дружба и взаимовыручка, осуждают лень, злость , жадность.
2. - Понравилась ли вам украинская сказка "Колосок"? (слайд 4)
- Назовите главных героев сказки.
- Расскажите, как жил петушок? Как жили мышата?
- Как зовут мышат? Как вы думаете, почему их так назвали?
- Кто нашёл колосок? Что он хотел с ним сделать?
- Почему мышата не захотели ему помочь?
- Как мышата отвечали на просьбы петушка?
- Как вели себя мышата, когда увидели, что петушок накрыл на стол?
- Пришлось ли петушку их звать?
- Почему петушок не угостил их пирогами?
- Как вы считаете, он правильно поступил?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Чему учит нас эта сказка?
3. Расшифруйте пословицы. Читайте только русские буквы. (Слайд 5)
ДОQПWЛЯZСLАЛWИСRЬ, ЧWТRО YБRЕЗQ ХDЛGЕБNА ОWСRТRАЛRRИQСNЬ(ДОПЛЯСАЛИСЬ, ЧТО БЕЗ ХЛЕБА ОСТАЛИСЬ)
QДЕSЛОF ВWЕДYИ, А БЕLЗWДREЛЬSЕГZОSНИV.
(ДЕЛО ВЕДИ, А БАЗДЕЛЬЕ ГОНИ)
- Объясните смысл этих пословиц.
4. Прочитайте отрывки из сказки, подходящие к данным иллюстрациям (слайд 6-10)
Белорусская народная сказка "Легкий хлеб" (слайд 11)
Соберите пословицы. (слайд 12)
ДЕЛУ - ВРЕМЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ХЛЕБ УРОДИТСЯ ХОРОШО ПОТРУДИТЬСЯ - ПОТЕХЕ ЧАС
Найди в таблице персонажей сказки (слайд 13-14)
Т | А | П | Р | Ш | Л | Е | Л | О | В | Ц | Ы | А |
Р | К | Н | Г | Л | Ж | У | А | О | Я | Ы | Д | Л |
Л | К | Л | Е | В | Ж | П | Я | Ю | К | Х | Ю | Д |
К | О | Ц | У | К | Ю | М | У | Ж | И | К | И | Л |
Н | Н | С | М | И | Ц | О | Ь | В | Б | Б | Щ | Х |
О | Ь | Л | Й | Г | Й | Г | Р | Ь | Б | Щ | Ш | Ш |
Ш | Т | Б | Э | Д | К | У | К | Л | А | Б | Я | Г |
В | К | В | О | Л | К | А | Б | Я | Р | Ч | С | У |
Й | Ф | Я | Ц | Ы | Ч | Н | В | К | А | Е | Н | С |
В | Е | Е | Б | Н | Щ | Д | Д | А | Н | Т | О | И |
Кроссворд (слайд 15- 20)
- Кто пас овец на лугу? (Пастух)
- Кто хотел отведать легкого хлеба? (Волк)
- Где волк встретил гусей? ( Река)
- Кто сбил волка? (Баран)
- Какое слово получилось в вертикальном столбе? (хлеб)
- Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Нанайская народная сказка "Айога" (слайд 21)
В нашей стране живут не только русские, наша страна многонациональна. На дальнем Востоке по берегам реки Амур живут нанайцы. Это люди, которые ведут кочевой образ жизни, у них нет постоянного местожительства. Это малочисленная нация, их всего 10 тысяч человек. У этого народа богатый фольклор, множество разных песен, загадок, пословиц, поговорок и сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством.
1. Подберите пословицы, которые подходят к сказке "Айога" (слайд 22)
- Лениться да гулять - добра не видать.
- Видом сокол, а голосом ворона.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Одна ложка дёгтя портит бочку мёда.
2. Тест.
1. Как звали дочь нанайца Ла?
а) Айога б) Гайгу в) Айло
2. Какой предмет заменял Айоге зеркало?
а) стекло б) медный таз в) кружка
3. О чём мать попросила свою дочь?
а) полить огород б) принести воды в)испечь хлеб
4. Кто сходил за водой?
а) Айога б) мать в) соседская девочка
5. Зачем матери нужна была вода?
а) помыть воды б) печь лепешки в) полить огород
6. Что испекла мать?
а) торт б) пироги в) лепешки
7. Кому мать отдала лепешку?
а) отцу б) Айоге в) соседской девочке
8. Кто превратился в птицу?
а) мать б) Айога в) соседская девочка
9. В кого превратилась Айога?
а) в утку б) в лебедя в) в гуся
Афганская народная сказка "Волк-ябедник" (слайд 23)
Кроссворд (слайд 24-29)
- Кто из зверей заболел? (Тигр)
- Чем заболел тигр? (Насморк)
- Кто не пришёл навестить тигра? (Лиса)
- Кто наябедничал на лису? (Волк)
- Место, из которого тигр достал лекарство? (Пятка)
IV. Обобщение:
- Почему сказка ложь? (вымысел).
- Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка - вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).
V.Итог
- Что объединяет эти сказки? Докажите.
- Чему учат эти сказки?
- В чем же сила и красота этих сказок?