Подготовка к уроку. За две недели до урока всем учащимся предлагается прочитать рассказы М.М.Пришвина, выбрать понравившиеся и приготовить художественный пересказ.
Цели:
- «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина, выделять художественные детали в изображении природы.
- развивать умение художественного пересказа текста, анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме
- способствовать формированию наблюдательности в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что доброе отношение к природе облагораживает самого человека.
Оборудование и материалы к уроку:
- Портрет М.М. Пришвина
- Выставка книг писателя
- На доске написан эпиграф: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» (М.М. Пришвин)
- Фонохрестоматия: голоса птиц
- Компьютер
- Презентация к уроку
Теория литературы: эпитеты, олицетворения,
сравнения, повторы, метафоры.
Работа в группах. Каждая группа выбрала свой
рассказ
ХОД УРОКА
1. Слово учителя о писателе из статьи В.А.Солоухина «Очарованный странник» (см. Приложение 1)
2. Художественные пересказы рассказов М.М.Пришвина
3. Вопросы на восприятие
1) «Лесной доктор»
– Понравился ли рассказ? Видели дятла, сову? Где они живут?
2) «Этажи леса»
– Объясните, как поняли про этажи у зверьков и
птиц? Что Пришвин говорит о погибших березах?
– Как охотники спасли птенцов? Что им помогло?
Был ли у вас такой случай?
3) «Журка»
– Что знаете о журавле? В каких прочитанных книгах встречали эту птицу? Верите ли, что такой случай был на самом деле?
4) «Золотой луг»
– Что увидел писатель в привычном непривычное? Выразите свое отношение к этому явлению.
5) «Лисичкин хлеб»
– Почему так называется рассказ? Какую добычу принес охотник из леса? Что знаете об этих птицах? Какие чудесные травы достал писатель из сумки?
6) «О чем шепчутся раки?»
– Что понравилось в рассказе? Чем герои ловили раков и на какую приманку?
4. Вопрос классу. Как выражает свою любовь к природе автор в прочитанных вами рассказах?
Учащиеся отвечают.
Учитель делает вывод. М.М.Пришвин не
только прекрасно знает природу, подмечает
малейшие изменения, происходящие вокруг, но
удивительно бережно и тепло относится к
виденному, стараясь передать то ощущение
счастья, радости жизни, которое может и должен
испытывать человек.
Пришвин так любит родную землю и так умеет
рассказать о ней, что читатель, обогащаясь
красотой, увиденной писателем, сам начинает
замечать то, мимо чего проходил равнодушно.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же
только о людях думаю», – говорил М.М.Пришвин.
5. Физминутка «Ласточка» (или игра-этюд «Ласточка»)
6. Учитель. Какие художественные приемы использовал в своих рассказах писатель? Найдите их в прочитанных текстах.
7. Беседа. Вопросы классу
– Мы, жители села, все время находимся среди
природы. Как вы наблюдаете природу, находясь на
улице? Ведете ли дневник природы?
– Знаете ли вы какие-нибудь народные приметы?
Приведите примеры.
(Народная примета – это проверенное
многократными наблюдениями или традиционно
принятое и передаваемое из поколения в поколение
предсказание событий, выраженное в краткой
форме).
– Народные приметы очень красивы, предельно
лаконичны. И мы порой не успеваем заметить ее
художественное изящество.
Учитель раздает учащимся листы (см. Приложение 2)
– Давайте прочитаем их вслух.
8. Экспресс-тест (Приложение 2) Определите резервы художественности, таящиеся в этом жанре.
9. Викторина о птицах (так как большинство учащихся выбрали рассказы для пересказа о птицах)
– Почему снегирю дали снежное имя? (Они
прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают
на север)
– Почему клест зимой гнезда вьет? (Зимой много
еловых семян для птенцов, а весной нет)
– Какое дерево дятла поит? (Береза своим
соком)
– У какой птицы большая семья? (У серой
куропатки 26-28 птенцов)
– Какая перелетная стая обещает снег? (Стая
перелетных гусей. Через 2-3 дня жди снегопада)
– Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
– Какая птица умеет дразниться? (Попугай)
– Какая птица хвостом разноцветным гордиться? (Павлин)
– Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин)
10. Итоги урока
11. Домашнее задание
1) написать сочинение «Птицы – наши друзья»
2) читать сказку-быль «Кладовая солнца»
Заключение. Пришвин любил писать о птицах. И, я
думаю, мы это сегодня увидели в процессе урока.
Птицы, действительно, чудесные создания. Их
мелодии, веселые звонкие песни, яркое оперение
оживляют природу, вселяют в нас бодрость и
радость. Предлагаю послушать пение соловья.
Список используемой литературы:
1. В.А.Солоухин «Очарованный странник» БМЛ
для детей Москва «детская литература» 1982 стр. 5.
2. В.К.Харченко «Эстетика народной приметы»
Русский язык в школе №4 1997