Особенности поэтического мира А.А. Фета

Разделы: Литература, Информатика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели и задачи урока:

– познакомить учащихся с особенностями поэтического мира А.А.Фета;
– углубить знания о средствах художественной выразительности; подготовить лицеистов к ЕГЭ по литературе (через анализ поэтического текста) и русскому языку (задание В8 – анализ средств художественной выразительности);
– научить старшеклассников

  • понимать образную природу словесного искусства,
  • воспроизводить текст (через декламацию),
  • анализировать и интерпретировать поэтические произведения,
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному,
  • сопоставлять поэтические тексты;

– сформировать личностное отношение к высказываниям критиков, писателей, композиторов об особенностях поэтической манеры Афанасия Фета,
– воспитать у старшеклассников высокий художественный вкус, привить любовь к русской классической поэзии.

Особенность данного урока – оригинальная подача материала через презентацию (слайд фильм: кадры 1–29), а также предложенные для интерпретации цитаты известных писателей, композиторов, критиков, современных исследователей о творчестве А.А.Фета. Все желающие получили индивидуальные карточки с цитатами и вопросами по теме урока, заранее были ознакомлены с “готовым” слайдом или составили собственный вариант, который использовали для иллюстрации ответа. Музыкальное сопровождение к стихотворному тексту ученики подбирали самостоятельно.

План урока.

1. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и задачами урока (Слайд 1)

2. Слово учителя. Все в жизни и судьбе Фета таинственно, загадочно, необъяснимо, парадоксально. Вот несколько пунктов, требующих “разгадки”:

– тайна рождения (точная дата неизвестна):

  • 29 ноября?
  • или 2 октября?
  • или 29 октября?
  • или 23 ноября? 1820 г.?

– загадка происхождения (кто отец):

  • Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет?
  • Афанасий Шеншин?

– трагическая гибель любимой (почему сгорела Мария Лазич? – версии),
– куда делась буква “е” из фамилии Фет? (информация о первой публикации стихов А.Фета)

почему в студенческие годы Фет получил прозвище героя романа Н.Полевого “Абадонна” (герой-поэт Рейхенбах говорил: “Никогда не находил я в мире согласия и мира между жизнью и поэзиею”).

Ответы, думаю, мы найдем, обсуждая и анализируя индивидуальные домашние задания.

3. Выступления обучающихся по предложенным вопросам (Слайды 1, 2, 3)

 

3.1. Е.Винокуров: “Его поэзия – это всегда преодоление на минуту земного притяжения, это всегда взлет, рывок, попытка подняться и заглянуть куда-то”. Такова фетовская Вселенная красоты.

Декламация стихотворения “Я пришел к тебе с приветом…” с последующим анализом текста (Слайд 4).

Вывод. “Я пришел к тебе с приветом…” – визитная поэтическая карточка А.Фета, так как в полной мере дает нам представление о взглядах лирика на жизнь (через эмоции, тончайшие изменения души, любовные призывы), на призвание поэта (процесс рождения стиха-песни).

3.2. В.Баевский: “Строго выдержано соответствие между миром природы и миром человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием”. О каком стихотворении идет речь? Как Фету удается добиться такого эффекта?

Индивидуальное домашнее задание: ответ учащегося по карточке № 1

Карточка № 1. Писатели и читатели разделились на поклонников и противников поэта. Лев Толстой: "И откуда у этого... офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?”. Салтыков-Щедрин видел поэтический мир Фета "тесным, однообразным и ограниченным". Каково ваше мнение по данному поводу? Обоснуйте его.

Чтение, морфологический и синтаксический анализ стихотворения “Шепот, робкое дыханье…” (Слайд 5)

Вывод. Весь текст представлен одним предложением; при кажущейся “безглагольности” читатель наблюдает развитие действия. Снова присутствуют 3 поэтических предмета, образующих фетовскую Вселенную красоты (Слайд3). Понятию “разум” противостоит мир чувств, эмоций, переживаний. Это новое и необычное мы называем импрессионизмом поэтики Фета. Возможно, именно отсюда непонимание лирики Афанасия Фета некоторыми критиками, писателями и поэтами. “Шепот, робкое дыханье…” – символ поэзии А.Фета.

3.3. Е.Винокуров: “Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создавали настроение, как картины импрессионистов. Основной прием – психологический параллелизм. Настроение человека всегда созвучно с состоянием природы”. Индивидуальное домашнее задание: чтение и синтаксический анализ ст. “Это утро, радость эта”. Слайд 7

3.4. Индивидуальные домашние задания: декламация стихотворений “Ель рукавом мне тропинку завесила…”, “Вечер”, “Заря прощается с землею…” и др. по выбору учащихся, музыкальная иллюстрация поэтических текстов, создание Слайдов 8, 10, 11.

Вывод. Природа – постоянный источник вдохновения, вместилище фетовской Вселенной красоты.

3.5. Музыкальность – основная особенность лирики, о чем свидетельствует музыкальный фон, созданный вами к лирическим миниатюрам Афанасия Афанасьевича. Фет считает: “Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения – песни”.

Карточка № 2. П. И. Чайковский: "Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами…Скорее можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена “…” Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант”. Приведите примеры “музыкальности” поэзии Фета.

Декламация стихотворений под музыку.

Карточка № 3. Фет признавался: “Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данные слова поэта с помощью его же стихотворных строк. Индивидуальное домашнее задание.

4. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (элемент интегрирования гуманитарных дисциплин) Часть В, задание № 8 (анализ средств художественной выразительности в текстах А.А.Фета).

Валерий Брюсов призывал: “Верь в звук слов: // Смысл тайн в них”. (Слайды 15, 16). В статье Я.Белинского “Пчела Фета” читаем: “Она вылетела из улья более столетия назад. Великие события произошли в мире за это время “…” Но также явственно слышим мы и сейчас золотое жужжание этой вечно живой пчелы”. Какие художественные средства помогли Фету добиться такого эффекта? Какие “звуковые тайны” вы сумели разгадать, прочитав и проанализировав стихотворение А.А.Фета “Пчела”?

4.1. Задание для всего класса: фонетический анализ текста.

Вывод. Звуковая организация стихотворения “Пчела” помогает автору найти особенное художественное выражение; звукопись в тексте не просто “украшение”, а “пучок смыслов”, способ передачи чувств и эмоций.

4.2. Любовь как поединок роковой. Фонограмма (минусовка “На заре ты ее не буди…”, романс исполняет ученица ). Слайды 17, 18.

Е.Винокуров: “Жизненная драма изнутри, как подземный ключ, питала его лирику”. Отрывок из презентации “Письма – окна в поэтические души” (Ученица, подготовившая презентацию, рассказывает о Марии Лазич – трагической любви Фета. Музыкальное сопровождение: К.Дебюсси “Отражение в воде”).

4.3. Подготовка к ЕГЭ. Часть В. задание № 8 (анализ средств художественной выразительности в тексте, продолжение работы).

Карточка № 4 Фет писал: "Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит". А что удалось “увидеть” вам в стихотворении Афанасия Фета “Ива”? Слайды 19, 20

Исследование “скрытых” возможностей стиха Фета. Слайд 21.

5. Особенности поэтического мира Фета. Стихи как Божественный дар. Слайд 22.

“Как беден наш язык! // Хочу и не могу – // Не передать того ни другу, ни врагу, // Что буйствует в груди прозрачною волною…” – признается Афанасий Фет. Что же делать в этом случае поэту? Он обращается за помощью к небесам… И вдруг душа начинает “говорить” за поэта!

5.1. Чтение стихотворения “Ave Maria”.

Душа поэта, услышав Божественные звуки, переносит их на бумагу – так рождаются поистине гениальные строки.

5.2. Задание: звуковое исследование, изучение ритмического рисунка фетовского текста (ст. “Ave Maria”). Слайды 22, 23, 24.

Вывод. “Шепот” Фета звучит тоньше и проникновеннее, чем обычная речь, а значит, воспринимается острее, уловить Божественные переливы сможет только чуткое читательское ухо. Эту особенность фетовской поэтики замечает критик Ю.Айхенвальд. В статье “Фет” он называет лирика “шепотом русской поэзии”

5.3. Фонограмма “Францисканские монахи” и чтение стихотворения А.Фета “Не тем Господь могуч, непостижим…”. Слайды 25, 26.

Вывод. Величественно и монументально звучит стихотворение, потому что именно Божественный огонь горит в душе Поэта с большой буквы.

6. Подведение итогов. Заслушиваю ответы обучающихся на вопрос: в чем своеобразие лирики Фета?

Вывод. Афанасий Афанасьевич Фет имел необычное, даже оригинальное поэтическое кредо: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик”. Вера в Бога и Любовь ко всему, что подарил Господь планете Земля, – вот те крылья Вдохновения, которые помогают Афанасию Фету воспарить над повседневной суетой, отвлечься от обыденности, увидеть красоту мира и передать свои впечатления от неповторимых и ярких мгновений нам, потомкам, через года, столетия, время…

Таков он, наш поэт-земляк, сотканный из парадоксов и противоречий, но подаривший миру чистое, особенное и, возможно, поэтому такое парадоксально прекрасное искусство!

7. Рефлексия. Слайд 27.

Домашнее задание. Письменный анализ поэтического текста А.А.Фета (по выбору обучающихся).

Дополнительная информация. В презентации использованы фотоматериалы из Интернет-ресурса. Благодарю всех авторов фотоснимков за данные материалы.