I. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшем жизненном пути.
В школе с щадящим режимом обучения главной задачей педагогов является научить ребёнка быть сильным, не поддаваться воле случая, с которым они столкнулись в своей, только начавшейся судьбе; помочь ученику найти себя, открыть их способность, талант, реализоваться и даже стать конкурентноспособными специалистами во всех сферах жизни.
Для успешного выполнения этих задач педагоги применяют технологии, которые имеют прямое воздействие не только на формирование ЗУН, но и на создание условий для полноценного развития человека:
- способность человека к выбору;
- умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
- поиск смысла жизни, творчество;
- формирование образа “Я”;
- ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
- автономность личности, а также на улучшение и укрепление здоровья ребенка. Речь идет о личностно-ориентированной технологии, которая в современной образовательной сфере является ведущей.
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
- возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
- образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
- распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
- отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Такие методы и подходы помогают педагогам решить вышеизложенные задачи, которые возникают пред ними в процессе их творческой деятельности.
Опыт работы показал, что целесообразно начать с применения дифференцирования, т.к. методы ЛОО основываются на таких подходах обучения.
II. Разработана одна из версий уровневого дифференцирования при изучении художественных текстов литературы: типы заданий распределены по уровням, в каждом уровне виды и формы деятельности детей, а дальше ставятся цели и задачи для успешной реализации данных заданий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников.
Уровневая дифференциация изучения художественного текста
Уровни |
I уровень |
II уровень |
III уровень |
Тип работ | Ответы на вопросы | Наблюдение, отбор материала | Поисково-исследовательский |
Вид деятельности | С помощью учителя: беседа, игра | Творческо-самостоятельный | Творческо-исследовательская работа, поисковый, аналитический |
Форма деятельности | Задание выбирается с помощью учителя | Выборочное чтение, сочинение письменное, устное | Выступление Самореализация собственных творений |
Цели | Владение материалом | Формирование умения правильного использования знаний в нестандартной ситуации, развитие самостоятельности, творческих способностей | Умение планирования и организации своей деятельности, формирование навыков работы с полученной информацией, самореализация |
Использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения школьников.При этом:
- обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
- предоставляет условия для формирования и развития у учащихся интереса к работе с текстом;
- создает условие для проявления самостоятельности и инициативности, т.е. предоставляет ученику момент самостоятельного выбора заданий;
- создает условия для максимального достижения результата;
При всем этом дает учителю возможность конструировать задания с опорой на индивидуальные возрастные, психологические возможности каждого ученика и его общий уровень подготовленности.
III. Практическую направленность изучения художественной литературы по уровневой дифференциации можно увидеть не только на уроках, но и на занятиях кружка.
Занятия на литературных кружках позволяют
каждому ученику усвоить не только базовый
уровень работы с художественным текстом:
– вызвать интерес к работе с текстом;
– проявить самостоятельность и инициативность в
учебе;
– проявить творческих способностей;
– достичь результата в задании С ЕГЭ, но иможет
повлиять на дальнейшем творческом росте ученика.
Ряд лет работы по такой форме обучения показал,
что уровень знаний, умений и навыков у детей
повысился. Они стали самостоятельными,
свободными в общении, открытыми. Высказывают
свои мнения, ориентируются в разных ситуациях,
могут выходить со своим творчеством в разные
мероприятия, активно участвуют в конкурсах.
Ученики пишут стихи, рассказы, ведут
исследовательские работы, обдумывают свои
проекты. Их работы высоко оценены на городских,
республиканских, российских, международных
смотрах и конкурсах: Черных Оксана ежегодно
участвует в конкурсе сочинений «Край мой родной
– Якутия» и занимает I, II места, интересуется
народным фольклором, выступает на концертах с
игрой на хомусе. Виртуальная газета Оксаны
«Победа через судьбы близких» вышла в финал
Международного конкурса в Швеции в 2010 году и
награждена грамотой. Пестерева Дайя принимала
участие в научно-практических конференциях:
«Языкознание для всех» (III место), «Шаг в будущее».
Ее исследовательская работа «Диалог в «Сказках
дедушки Иринея» В.Ф. Одоевского» и проект «Мои
школьные сочинения» размещены на сайте
Всероссийского фестиваля работ учащихся
«Портфолио», записаны на компакт-диске и
опубликованы в сборнике тезисов. Макарова Алена,
начала писать стихи и успешно участвовать в
городских и республиканских конкурсах, умело
сочетает поэзию и музыку, выступает на концертах.
Сочинения учащихся «Мои мечты. Мое будущее» в
конкурсе при Министерстве внешних связей РС (Я),
«Если бы я был депутатом» в конкурсе газеты «Ил
Тумэн», «Край мой родной Якутия» и т.д. отмечены
грамотами и призами. Ученики-кружковцы стали
пробовать свои силы в сфере поэзии и прозы.
Например, в городской литературный конкурс
«Проба пера» (май 2010г.) были отправлены сочинения
троих учащихся и все стали победителями
конкурса.
IV. Предлагается сценарий урока-представления на тему «Дыхание роз, фонтанов шум…» по поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Это завершение проектной деятельности по внеклассному изучению поэмы на литературном кружке «Музыка поэзии». Тип проекта краткосрочный, творческо-игровой. Состоит из этапов:
1. Вводный этап (знакомство с поэмой, с восточной культурой: восточные песни, танцы, бытовая культура, распределение ролей произведения)
2. Чтение и изучение текста (анализ, чтение по ролям, словарная работа, заучивание наизусть)
3. Подготовительный этап (проверка знания текста, сбор и систематизация материалов, подбор иллюстраций, монтировка видео-балета, помощь в подборе костюмов, помощь в постановке танца, индивидуальные и групповые консультации по постановке эпизодов поэмы)
4. Оформление результатов проекта (составление Power Point, прогон видео с текстом, запись песни, музыки)
5. Подготовка к публичной защите (определение даты, места публичного выступления, медиа-поддержка, подготовка аудитории, фото-, видеосъемка, подготовка раздаточных материалов и бланков оценки проектной работы)
6. Заключительный этап (открытый урок или выступление перед публикой)
По данному сценарию дети выступили на городском музыкально – литературном мероприятии и завоевали грамоту за творчество.
V. С этого года обучения у кружковцев появилась возможность проявить свои умения работать на операционной системе Macintosh, т.к. наши ученики получили комплект оборудования инновационной технологии по федеральной программе. На кружке «Музыка поэзии» дети научились работать на подкасте Macintosh: записывать и создавать музыку, свой голос, подобрать к стихам соответствующую мелодию, составить музыкальную композицию с иллюстрациями или с видеофильмом. В связи с этим в этом учебном году программа кружка «Музыка поэзии» была отредактирована. Изменены цели и задачи, внесена практика создания подкаста: запись музыки, запись собственных сочинений, подбор музыки к сочинениям, запись собственной мелодии к стихам, подбор иллюстраций. Детям даются задания с учетом их подготовленности: выразительное чтение и запись стиха, подбор соответствующей музыки к этому стихотворению, подбор иллюстраций, и составить композицию на определенную тему. Кружковцы с большим интересом взялись за созданием таких процедур на Macintosh. У них уже есть несколько материалов для выпуска литературно-музыкального альманаха, которого мы планируем представить к концу этого учебного года.
VI. Предлагаем программу работы кружка «Музыка поэзии» 2011-2012 учебного года.
Всегда в лазори, всегда в мечтах,
Слагаю молитвы.
Я – композитор: в моих стихах –
Чаруйные ритмы.(И. Северянин)
Пояснительная записка
Цель литературного образования – становление
духовного мира человека, создание условий для
формирования внутренней потребности личности в
непрерывном совершенствовании, в реализации и
развитии своих творческих способностей.
Именно достижению этой цели призваны служить
дополнительные занятия по литературе. На
занятиях литературного кружка предполагается
работа по нескольким направлениям:
1) совершенствование навыков выразительного
чтения художественного произведения с
сочетанием музыки.
3)формирование навыков сочинения прозаических и
лирических произведений,
4)развитие умения музыкально-художественного
оформления своих творческих работ.
Программа рассчитана на 18-20 часов и содержит как теоретические, так и практические занятия.
Итог деятельности кружка – выпуск литературно-музыкального сборника с произведениями собственного сочинения, презентация его перед публикой.
Цели и задачи кружка:
- Обучение учащихся выразительному чтению художественных произведений; первоначальное знакомство с мастерством художественного слова.
- Дать понятие о «музыкальности» поэзии и развивать у детей чувствовать музыку в поэтических строках.
- Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.
- Обучение учащихся созданию своих композиций на программах «гараж», «подскат» операционной системы Makintoch.
Дети, работающие по данной программе, к концу года обучения должны
Знать:
- Звуковые направленности стиха (инструментовка стиха, использование терминологии, принадлежащей музыкальному искусству, музыкальная жанровость в стихотворении)
- Поэтов серебряного века.
- Стили сложения стиха разных народов.
- Приобретать навык работы на компьютере с программами «гараж», «подскат» на Maсintosh.
Уметь:
- Выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их с сочетанием музыки.
- Выделять в тексте основные категории музыкальности стихотворения.
- Видеть поэтический образ, характер, чувствуя настроение, переданное поэтом и подбирать соответствующую музыку.
- Создавать собственные стихотворные произведения заданной тематики.
- Создать литературно-музыкальную композицию по определенной теме.
Педагогические принципы
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей; уважение личности; использование метода предметного обучения; достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
1. Введение
Знакомство с целью, задачами, программой, условиями работы кружка.
2. Основы анализа лирического произведения
Понятие музыкальности поэзии. Анализ работ известных мастеров художественного слова. Средства передачи образности языка произведения-оригинала. Подбор музыки к текстам.
3. Работа над творческим самовыражением
Методы творческого самовыражения. Создание характерных образов средствами слов, рисунков, фотографии. Подбор музыки к собственному творчеству.
4. Работа на компьютере
Создание на программах фрагментов композиций.
5. Итоговая работа. Выпуск литературного альманаха
Понятие «литературный альманах». Выбор материала и подготовка своих творческих работ к печати. Работа над художественно-музыкальным оформлением альманаха на компьютере.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
(2011-2012 учебный год)
№№ | Название темы |
Колич.часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Основные категории музыкальности поэзии. | 1 |
3. | Особенности японского стихосложения хокку. | 1 |
4. | «Скрытая музыка» в поэзия серебряного века. | 1 |
5. | Анализ и выразительное чтение стихотворений поэтов серебряного века. | 1 |
6. | Подбор музыки к стихотворениям. | 1 |
7. | Создание подкаста к стихам | 1 |
8. | Пастернак и Алампа в «персимфансе» серебряного века. | 1 |
9. | Мелодичность в строках лирики Алампа. (в переводе) | 1 |
10. | Созвучие хомуса и поэтических строк. | 1 |
11. | Создание подкаста к стихам. | 1 |
12. | Анализ собственных творений. | 1 |
13. | Передача образа с помощью авторских снимков. | 1 |
14. | Музыка к собственным стихам. | 1 |
15. | Выразительное чтение с музыкой своих сочинений. | 1 |
16. | Понятие «литературный альманах». Подготовка материалов для литературного альманаха. | 1 |
17. | Художественное оформление альманаха. | 1 |
18. | Презентация альманаха. | 1 |
Дифференцированный подход к образованию ребенка с применением инновационной технологии: учет его индивидуальных возможностей и способностей, уважение личности, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения, предоставление условий для участия в разнообразной деятельности – может сыграть немаловажную роль в формировании поликультурной компетентности и интегративности в условиях внедрения ФГОС. Детям предоставляется возможность реализовать своих способностей и возможностей на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне. Способствует эффективной подготовке к ЕГЭ в старших классах, выявляет талант, даст познать себя полезным для общества, для родных и близких, для себя.
Сценарий урока-представления «Дыханье роз, фонтанов шум…»
Эпизоды из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с восточной поэмой А.С. Пушкина.
- познакомить школьников с творческой и сценической работой над поэмой.
- Развивающие:
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением.
- развивать творческое воображение, культуру общения, зрительскую культуру, умение “ исполнять” роли героев поэмы;
- Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного;
- воспитывать интерес к театральному искусству, творчеству А.С. Пушкина
Оборудование:
- презентации (5 слайдов)
- 4 эпизода из кинофильма – балета «Бахчисарайский фонтан»
- 2 ковра, кальян, шкатулки с украшениями, костюмы .
- восточная музыка
- экран, проектор
Примечание: на подготовительном этапе
работы дети знакомятся с произведением А.С.
Пушкина «Бахчисарайский фонтан»; производится
словарная работа по тексту поэмы; анализ
произведения; выбор исполнителей ролей и
репетиция.
Музыка «Татарской песни»: Винокурова Н.Р.,
учитель русского языка и литературы
Роли исполняют:
Хан Гирей – Алексеев Михаил
Зарема – Черных Оксана
Жены Гирея – Макарова Алена, Черникова Елена, Светлолобова Вероника
Евнух – Заболоцкий Юрий
ХОД ИНСЦЕНИРОВКИ
На фоне иллюстрации фонтана: слуги, придворные, Гирей сидит на ковре с кальяном. Звучит восточная музыка. Девочки танцуют музыку.
1 чтец: (Презентация 1 – «Ханский дворец»)
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Что движет гордою душою?
Какою мыслью занят он?
На Русь ли вновь идет войною,
Несет ли Польше свой закон,
Горит ли местью кровавой,
Открыл ли в войске заговор,
Страшится ли народов гор.
Иль козней Генуи лукавой?
Нет, он скучает бранной славой.
Устала грозная рука;
Война от мыслей далека.
(Гирей и его слуги, придворные все выходят)
(Презентация 2 – «Гарем». Жены Гирея – на ковре, играют, смеются, наряжаются)
Ужель в его гарем измена
Стезей преступною вошла,
И дочь неволи нег и плена
Гяуру сердце отдала?
Нет, жены робкие Гирея,
Ни думать, ни жалеть не смея,
Цветут в унылой тишине;
На лоне скуки безотрадной
Измен не ведают оне.
(Евнух ходит вокруг девушек и усаживается рядом)
Меж ними ходит злой евнух
Его ревнивый взор и слух
За всеми следует всечасно:
Его стараньем заведен
Порядок вечный. Воля хана
Ему единственный закон.
2 чтец:
(Презентация 3 – «Вокруг фонтана». Жены Гирея)
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Нарочно к ней на дно иные
Роняли серьги золотые.
И песнью звонкой и приятной
Вдруг огласили весь гарем:
(Презентация 4 – «Песня»)
(Жены Гирея поют под музыку)
ТАТАРСКАЯ ПЕСНЯ
1. «Дарует небо человеку
Замену слез и частых бед:
Блажен факир, узревший Мекку
На старости печальных лет.2. Блажен, кто славный брег Дуная
Своею смертью освятит:
К нему навстречу дева рая
С улыбкой страстной полетит.3. Но тот блаженней, о Зарема,
Кто, мир и негу возлюбя,
Как розу, в тишине гарема
Лелеет, милая, тебя».
3 чтец:
Они поют. Но где Зарема,
Звезда любви, краса гарема?–
Увы! Печальна и бледна,
Похвал не слушает она.
Как пальма смятая грозою
Поникла юной головою;
Ничто, ничто не мило ей:
Зарему разлюбил Гирей.
Видео «Мария» (0м. 32 с.)
С тех пор, как польская княжна
В его гарем заключена.
Она в купальне потаенной
Одна с невольницей своей;
Гарема в дальнем отделенье
Позволено ей жить одной:
В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.
(Конец видео. Наступает ночь. Все спят)
4 чтец:
Как милы темные красы
Ночей роскошного Востока!
Как сладко льются их часы
Для обожателей Пророка!
Какая нега в их домах,
В очаровательных садах,
В тиши гаремов безопасных,
Где под влиянием луны
Все полно тайн и тишины
И вдохновений сладострастных!
Настала ночь;
Дворец утих; уснул гарем,
Все жены спят. Не спит одна.
Едва дыша, встает она;
Пред ней лежит евнух седой.
Ах! Сердце в нем неумолимо:
Обманчив сна его покой!
Как дух она проходит мимо…
Пред нею дверь;
Вошла, взирает с изумлением…
И тайных страх в нее проник.
Видео «Мария и Зарема» (3м. 17с.)
Лампады свет уединенный,
Кивот, печально озаренный,
Пречистой девы кроткий лик
И крест, любви символ священный,
Грузинка! всё в душе твоей
Родное что-то пробудило,
Всё звуками забытых дней
Невнятно вдруг заговорило.
Пред ней покоилась княжна,
И жаром девственного сна
Ее ланиты оживлялись.
Увы! Зарема, что с тобой?
Стеснилась грудь ее тоской,
Невольно клонятся колени,
И молит.
Зарема: (Видео идет)
«Сжалься надо мной,
Не отвергай моих молений!..»
«…»
«Я шла к тебе,
Спаси меня; в моей судьбе
Одна надежда мне осталась...
Я долго счастьем наслаждалась,
Была беспечней день от дня...
И тень блаженства миновалась;
Я гибну. Выслушай меня.
«…»
Мария! ты пред ним явилась...
Увы, с тех пор его душа
Преступной думой омрачилась!
Гирей, изменою дыша,
Моих не слушает укоров,
Ему докучен сердца стон;
Ни прежних чувств, ни разговоров
Со мною не находит он.
Ты преступленью не причастна;
Я знаю: не твоя вина...
Итак, послушай: я прекрасна;
Во всем гареме ты одна
Могла б еще мне быть опасна;
Но я для страсти рождена,
Но ты любить, как я, не можешь;
Зачем же хладной красотой
Ты сердце слабое тревожишь?
Оставь Гирея мне: он мой;
На мне горят его лобзанья,
Он клятвы страшные мне дал,
Давно все думы, все желанья
Гирей с моими сочетал;
Меня убьет его измена...
Я плачу; видишь, я колена
Теперь склоняю пред тобой,
Молю, винить тебя не смея,
Отдай мне радость и покой,
Отдай мне прежнего Гирея...
Не возражай мне ничего;
Он мой! он ослеплен тобою.
Презреньем, просьбою, тоскою,
Чем хочешь, отврати его;
Клянись... (хоть я для Алкорана,
Между невольницами хана,
Забыла веру прежних дней;
Но вера матери моей
Была твоя) клянись мне ею
Зарему возвратить Гирею...
Но слушай: если я должна
Тебе... кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена».
(Конец видео. Зарема уходит, осторожно оглядываясь вокруг)
5 чтец:
Сказав, исчезла вдруг. За нею
Не смеет следовать княжна.
Невинной деве непонятен
Язык мучительных страстей,
Но голос их ей смутно внятен;
Он странен, он ужасен ей.
Какие слезы и моленья
Ее спасут от посрамленья?
Что ждет ее? Ужели ей
Остаток горьких юных дней
Провесть наложницей презренной?
О боже! если бы Гирей
В ее темнице отдаленной
Забыл несчастную навек
Или кончиной ускоренной
Унылы дни ее пресек, —
С какою б радостью Мария
Оставила печальный свет!
Мгновенья жизни дорогие
Давно прошли, давно их нет!
Что делать ей в пустыне мира?
Уж ей пора, Марию ждут
И в небеса, на лоно мира,
Родной улыбкою зовут.
(Видео «Смерть Марии) (1м. 38 с.)
1 чтец:
Промчались дни; Марии нет.
Мгновенно сирота почила.
Она давно желанный свет,
Как новый ангел, озарила.
Нет Марии нежной!...
Дворец угрюмый опустел.
Его Гирей опять оставил;
С толпой татар в чужой предел
Он злой набег опять направил;
Он снова в бурях боевых
Несется мрачный, кровожадный:
Но в сердце хана чувств иных
Таится пламень безотрадный.
Он часто в сечах роковых
Подъемлет саблю, и с размаха
Недвижим остается вдруг,
Глядит с безумием вокруг,
Бледнеет, будто полный страха,
И что-то шепчет, и порой
Горючи слезы льет рекой.
(Конец видео)
(Презентация 5 – «Фонтан». Все выходят молча.)
Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан.
(Заходит Гирей. Все встают, кланяются и протягивают руки в сторону видео)
Видео «Плачущий фонтан» (0м. 30с.)
1 чтец:
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна.
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
(Конец видео. Все встают и уходят. Музыка)
Конец.
Рефлексия:
- Понравилось ли вам поэма, какие чувства вызывает это произведение?
- Почувствовали ли вы дыхание восточной культуры?
- Как вы думаете: как передали наши «актеры» характеры, чувства, переживания героев?
- Понравилось ли вам играть такие роли?
- Много ли времени и сил необходимо для постановки произведения?
- Можно ли сравнивать персонажей с сегодняшними людьми?
- Какие вечные проблемы затрагивает поэт? Обоснуйте их.
Домашнее задание: подготовиться к выступлению на городском фестивале.