Цели урока:
- Формирование духовных, нравственных ценностей, осознание понятий честь, долг, историческая память (стихотворения К. Симонова «Жди меня», А.Суркова «В землянке»).
- Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа поэтического текста.
- Воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому.
Тип урока: лекция с элементами аналитической беседы.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация по теме «Лирика военных лет»;
- аудиозапись (стихотворение «Жди меня» в исполнении автора, песня «В землянке»);
- портреты К. Симонова и А. Суркова.
Ход урока
Война не вмещается в оду,
И многое в ней не для книг.
Я верю, что нужен народу
Души откровенный дневник.
Семен Кирсанов, 1942г. «Долг»
1. Слово учителя.
Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество.
1941-1945 год. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: 4 года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.
С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 из них ушел на фронт, 417 - не вернулись.
На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово...
2. Беседа с учащимися.
- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова? (В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти.)
- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду.)
Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного раскрепощения. И об этом тоже свидетельствует поэзия. Сначала предполагалось, что солдат - это всегда герой, готовый безрассудно умереть в любую минуту, защищая Родину. Теперь, перед лицом большой беды всё видится иначе: и смерть, и жизнь, и любовь. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности. Семен Кирсанов писал в 1942 году: Война не вмещается в оду, И многое в ней не для книг. Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник.
Всё верно. И то, что лучшие произведения тех лет являли собой «дневник души». И то, что эта откровенность давалась не сразу (поэтам ведь было привычнее зарифмовать боевые эпизоды, политдонесения).
Когда сегодня речь заходит о лучших произведениях военных лет, мы говорим о стихотворениях Константина Симонова «Жди меня» и Алексея Суркова «В землянке». Именно эти стихотворения – «души откровенный дневник». Вернемся к вопросу: для чего была нужна поэзия на войне?
Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут, давала силы воевать и верить в победу.
3. Обращение к истории появления стихотворений.
(Чтение текста слайда заранее подготовленным учащимся.)
(Слайд 2)
Давайте обратимся к истории появления этих стихотворений.
Написаны они в 1941 году. Их авторы и думать не могли, что напечатают стихи. Симонов посвятил стихотворение любимой женщине, Валентине Серовой, а Сурков – Софье Кревс. На этот счёт есть их собственные признания.
- О чём говорит история их появления? Что заставило авторов опубликовать свои стихи? (Такие стихотворения нужны были всем. Люди испытывали такие же чувства, поэты дали фронтовикам слова, которые были у тех в сердце, но не находили точного выражения.)
Неожиданно любовная лирика заняла в поэзии большое место. Долгое время она была отодвинута на задний план. До любовной ли лирики, когда идёт жестокая война? Не уклоняется ли поэзия от главных задач времени? Но это были примитивные представления и о поэзии, и о духовных запросах людей. Поэзия определила суть войны так: «Бой идёт святой и правый... Бой идёт не ради славы -Ради жизни на Земле» - говорил Твардовский. А что такое жизнь? Это простые чувства, дружба, любовь...
4. Чтение и анализ стихотворения К. Симонова.
Обратимся к анализу стихотворений.
- Послушайте стихотворение в исполнении автора, Константина Симонова.
- Подумайте, каким предстаёт лирический герой этого стихотворения как человек? Какие у него чувства? Каким вы его представляете?
(Слайд 3)
(Звучит стихотворение в исполнении К. Симонова.)
- Как вы думаете, от чьего имени ведется повествование? (От имени автора.)
- Каким вы увидели лирического героя? Каково его душевное состояние? Какой он человек? (Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит.)
Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.
- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства. (Будем знать только мы с тобой. Ты спасла меня.)
- Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»? (Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится.)
- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой? (Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут...)
Да, ни погода, ни настроения окружающих не должны поколебать эту веру.
- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать? (Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)
- Найдите строку, где автор упоминает о смерти. (Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло.)
- Почему автор говорит «смертям», ведь смерть бывает одна? Верно ли звучит эта фраза применительно к войне? (От ран, взрывов, болезней, холода, голода. Много людей – много и смертей.)
Автор этого стихотворения сам объясняет, что кроется за словами «всем смертям назло»...
(Слайд 4)
- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой? (Потому что оно написано простым, понятным всем языком.)
- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение? (Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.)
- Послушайте стихотворение ещё раз, попробуйте ответить на вопрос: в какие моменты жизни может вспомниться это стихотворение?
- В какие моменты жизни мы можем вспомнить эти строки? (Эти строки можно вспомнить во время военных действий, длительных командировок, службы в армии и т.д.)
5. Чтение и анализ стихотворения А.Суркова.
(Слайд 5 )
- Перейдём к чтению стихотворения Алексея Суркова «В землянке» (читает подготовленный учащийся).
- Подумайте, что объединяет стихотворения «В землянке»и «Жди меня»? (Эти стихотворения объединяет обращение к женщине. В них есть похожие слова, строки.)
- Найдите строки, которые нам говорят о том, что это обращение к близкому человеку? (Автор вспоминает улыбку, глаза, обращается к женщине на «ты», в стихотворении звучат слова любви.)
- Какие чувства испытывает герой этого стихотворения? (Герой стихотворения вспоминает дом, тоскует, осознаёт опасность.)
- Что дают герою воспоминания о доме? (Героя стихотворения согревает любовь: «тепло от моей негасимой любви».)
- Найдите в стихотворении слова, образы, звучавшие также и в стихотворении Симонова. В этом вам поможет сравнительная таблица.
6. Заполнение таблицы.
(Комментирование записей.)
(Слайд 6)
(Проверка записей).
(Слайд 7)
- Не кажется ли вам, что такие совпадения не случайны? (Совпадения в этих стихотворениях не случайны: у авторов одни и те же мысли, образы, слова.)
7. Выводы по уроку.
- Как вы понимаете высказывание К.Симонова: «Если б не написал я, написал бы кто-то другой»? (Подобное стихотворение обязательно было бы написано. Мысли, высказанные в нём, были близки каждому солдату, бойцы и письма писали, и ждать просили, но К.Симонов и А.Сурков словно мыслями поделились друг с другом.)
- Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его, ответьте на вопрос: что представляют собой лирические стихотворения военных лет? Запишите вывод в тетрадь. (Стихотворения военных лет представляют собой лирический дневник, исповедь солдата. Это мысли всех людей военного времени, выраженные в стихотворной форме.)
8. Рефлексия.
Стихотворения эти были написаны более полувека назад. Вы – люди «из другого поколения».
- Понятны ли вам мысли поэтов или это для вас уже «страницы далёкого прошлого»? Может быть, в ответе вам помогут строки из стихотворения Михаила Матусовского:
Вот уж даль дневную
Окрасил вечерний свет...
Что же меня волнуют
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.
- Какие чувства вызвали стихотворения К.Симонова и А.Суркова? О чем вы подумали? Какие моменты особенно понравились?
9. Итог урока.
Домашнее задание: выучить наизусть (по выбору) стихотворение К. Симонова «Жди меня», А. Суркова «В землянке».
Если бы существовал музей «песенной славы» Великой Отечественной войны, то в нем на самом почётном месте лежали бы эти солдатские письма-треугольники, стояла бы солдатская гармонь, и хранились бы священные песенные реликвии, такие, как «Жди меня» и «Землянка». Ведь эти строки действительно стали всенародно любимыми песнями. Стоит зазвучать нехитрой мелодии, как сами собой возникают в памяти слова.
(Звучит песня «В землянке».)
(Слайд 8)