Слайд №1
Звучит музыка "Времена года" А. Вивальди.
Учащиеся входят под музыку, готовятся к уроку.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Вступительное слова учителя.
1. Чтение отрывков из стихотворений
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам!..
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит:
Ребята, скажите, о чем идет речь?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.
А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтете эпиграф к нашему уроку.
Что такое эпиграф.
Ответы детей.
Слайд №2
"Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный".
Ульям Шекспир.
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Ответы детей: Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ.
Учитель: Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?
Ответы детей: Нам помогают еще и художники.
III. Знакомство с новым материалом.
Слайд №3
Учитель: Тема нашего урока "Образ весны в искусстве"
Слайд №4
Учитель: Цель нашего урока: определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны.
Вспомните, какие поэтические произведения вы знаете о весне? Назовите их авторов?
Сегодня мы с вами вернемся к творчеству Ф. И. Тютчева.
Слайд №5
Учитель: Какие интересные моменты его жизни вам запомнились?
Ответы детей: Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье. Юные годы провел в Москве. Рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. В 1819 году он поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил в 1821 году. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, а в 1822 году отправляется в Мюнхен, где живет и работает 22 года. Все это время он переводит стихи многих европейских поэтов, а также пишет свои, публикуя их в журнале "Современник". В 1844 году Тютчев возвращается на родину. В конце 40-х годов начинается новый подъем его лирического творчества: выходит сборник со стихотворениями поэта.
Учитель: Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. Записывал: А потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда.
И вот одним из таких чудес является стихотворение
"Весенние воды"
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят -Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед".Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Учитель: Давайте закроем глазки и внимательно послушаем его стихотворение.
Вам понравилось это стихотворение? Какие чувства и настроение оно вызывает?
Ответы детей.
О какой весне пишет поэт? (о ранней)
- Какие слова вам подсказали? (ещё в полях белеет снег)
Словарная работа.
Слайд №6
- В стихотворении есть слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте поговорим о них.
Брег - берег
Гласят - глас - голос
Гонец - человек, посланный куда-нибудь со срочным известием
Анализ стихотворения.
(Цель: совершенствовать навык работы с поэтическим текстом и навык чтения.)
Учитель: А теперь проанализируем стихотворение.
1 четверостишие (читается)
- Каким поэт Тютчев назвал берег? (сонным)
- Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят? (блещут - вода отражается в лучах солнца; гласят - бегут, разговаривают, шумят)
- Какие ещё действия совершают ручьи? (бегут, будят)
- Что общего между всеми этими словами? (глаголы)
- Тютчев использует в своём стихотворении глаголы, чтобы оживить природу, показать скорый приход весны.
2 четверостишие(читается)
- Прочитайте, что гласят весенние ручьи. (Весна идёт! Весна идёт! )
- Как они сами себя называют? (мы молодой весны гонцы)
- Тютчев наделил ручьи человеческой речью. А на самом деле они говорят? (журчат, звенят, как будто говорят)
- Как в литературе называется этот приём? (олицетворение)
Олицетворение - такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
3 четверостишие (читается)
- О чём восклицает поэт в 3 четверостишье? Для чего Тютчев использует в своём стихотворении эти повторы? (показать скорое наступление весны)
Учитель: И вот ребята, мы еще раз убедились, в том ,что Ф.И. Тютчев непревзойденный мастер пейзажа и художественного слова при помощи средств художественной выразительности он показал одухотворенность многогранность, многоликость, яркость весенней природы.
Сейчас мы с вами рассмотрели литературный пейзаж, но пейзажи еще бывают и живописными.
Кто создавал живописные пейзажи?
Ответы детей.
Слайд №7
Ученик: Исаак Ильич Левитан (1860-1900) был одним из родоначальников пейзажной живописи конца ХIХ века. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А. К. Саврасова, В.Д. Поленова. Левитан восхищался умением Саврасова видеть поэзию и красоту русской природы. Поленов оказал большое влияние на юного художника в области колорита, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы.
К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина И. И. Левитана "Весна. Большая вода"
Слайд №8
Ученик: на картине изображён момент половодья, когда "большая вода" покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, жёлтого и зелёного. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым зелёным пятном ели, а также оттенками зелёного в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня.
Ученик: "Весна - большая вода" очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.
Моменты весеннего пробуждения природы мы можем увидеть на картинах других наших художников.
Слайд №9
"Грачи - первые вестники весны".
Учитель: Как на Руси весну встречали раньше?
Ответы детей.
Слайд №10
Учитель. А еще в эти дни дети бегали стайками по селу с птицами, сделанными из теста. Одних они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Других надевали на длинные шесты и раскачивали так, чтобы птицы казались летящими. При этом пели песни-заклички.
Песни-заклички назывались "Веснянками". Сейчас мы с вами одну из таких песен и послушаем.
Слайд №11
(звучит музыка)
Учитель: При помощи каких средств художник раскрывает образ весны.
(красок, линий, кисти)
Учитель:
Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимое всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой.. После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Назовите мне первые цветы, которые появляются весной? (подснежники)Слайд №12
И вот почему их так называют и символом чего они являются, об этом нам сейчас расскажут.
Ученик: "Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор подснежники, стали символом надежды и любви"
Ученик: А я знаю другую легенду про нас. "Как-то раз подснежник нарушил закон вечного царства зимы и пробился навстречу солнцу. Добрая волшебница-Весна захотела согреть его. Но налетел злобный ветер и швырнул в нее колючим кустом. Брызнула алая кровь и обагрила белые лепестки. Ожил цветок и стал с тех пор символом торжества добра над злом. И по сей день у молдаван принято дарить 1-го марта женщинам белые и красные подснежники как символ счастья и любви".
Учитель: Какие красивые легенды рассказали нам! Да, подснежник - это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора
Слайд №13
Учитель: П. И. Чайковского, когда он жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы. Им написан целый цикл, который он посвятил всем временам года. Он так и назвал свой цикл "Времена года", где каждому месяцу года он посвятил целое произведение. Каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф.
Слайд №14
Учитель: Эпиграфом к музыкальной пьесе "Подснежник" Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова:
Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой - последний снежок.
Последние слезы о горе былом.
И первые грезы о счастье ином.
(Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла "Времена года" Подснежник)
Слайды№№ 15 - 21
Учитель: Какой характер произведения?
Какую картину вы себе представили, слушая произведение?
Музыкальная пьеса Чайковского "Подснежник" наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания:
Слайд№22
Учитель: "...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!"
Насколько перекликаются настроения стихотворения, картины, музыкальной пьесы?
Ответы детей. Настроения радости, так как происходит пробуждении природы.
Учитель: А когда еще бывает такое состояние пробуждения.
(Утром).Учитель:
Что такое утро? (появление солнышка на небе)Я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я включу запись мелодии произведения "Утра", а вы попробуете изобразить появление солнышка. Будьте внимательны. Под мелодию вы должны будете поднимать руки на вверх. Как солнышко восходит. И на кульминации солнышко должно будет проснуться и поднять на небо. Это все вы будете показывать.
Слайды№№23-28
Учитель: Молодцы, у вас хорошо получилось.
- Какое настроение было в произведении? (певучее, спокойное, напевное, мелодичное)
- Какой темп был у произведения? (умеренный, медленный, спокойный).
- Какие инструменты солировали в оркестре? (скрипка, флейта).
- Какие интонации слышны в теме флейты? (пение птиц)
- Удалось ли композитору передать в музыке весеннее пробуждение природы? (да)
- А с помощью чего? (темпа, характера, инструмента)
Учитель: Это произведение написал норвежский композитор Э. Григ, а называется оно "Утро".
Слайд №29
Учитель: Как вы думаете, почему мелодия "Утра" отражает в себе весенние образы?
Ответы детей: Весной и утром вся природа вокруг просыпается.
Учитель: Молодцы! Увидеть красоту природы помогает и песня Александра Ермолова "Апрель"
(исполнение песни)
Слайды №30, 31
Учитель: Делаем вывод по сегодняшнему уроку.
Слайд№32
Учитель: Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства.
Слайд№33
Вначале урока мы поставили перед собой цель - определить каким языком каждый вид искусства раскрывает образ весны. Давайте ответим на этот вопросы:
- Как раскрывает образ весны живопись? (рисует образ линией и красками)
- Как музыка? (звуком)
- Как литература?(словом)
Учитель: Каждый из вас был настоящим творцом, вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.
И в заключение мне захотелось пожелать:
Слайд №34
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Приглядывайтесь к родникам,
ничто не повторится.За мигом миг,
за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так и нет
Через одно мгновенье.
IV. Сегодня, когда будете идти домой, посмотрите на ожившую природу глазами Вивальди, Чайковского, Тютчева, Саврасова...
Слайд №35