Интегрированное внеклассное мероприятие "Отечественная война 1812 года и отмена крепостного права в исторических документах и в русской литературе". 8–11-е классы

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели: Систематизировать знания учащихся о событиях 1812 года и о крестьянской реформе 1861 года; воспитывать патриотизм у молодого поколения на основе произведений, воссоздающих картины прошлого нашей страны; развивать умение творчески мыслить, отстаивать свою позицию.

Форма проведения: игра по типу телепроекта "Умники и умницы"

Оборудование: проектор, медали, ордена, листы с заданием для конкурса русского языка; кабинет украшен шарами и плакатами; на доске - портреты и репродукции картин; на полу - дорожки красного, жёлтого и зелёного цветов.

Игра проходит в два этапа: отборочный тур и основной. В отборочном туре принимают участие ребята 8 - 11 классов, интересующиеся историей и филологией (15 - 20 человек). Отдельно располагаются болельщики и жюри. Ведущему помогает ассистент, в обязанности которого входит вручение медалей и орденов в ходе отборочного тура. В основной тур выходят те ученики, которые наберут наибольшее количество медалей в отборочном туре: 3 или 6 участников, в зависимости от количества "прогонов" игры. (В нашем случае было две тройки игроков на два "прогона").

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте! Мы пришли сюда, чтобы поговорить о непростых моментах в истории нашей страны, о том, чему никогда не устареть, что для каждого поколения звучит по-новому. 150 лет отделяют нас от дня отмены крепостничества и 200 лет - от войны 1812 года, но нам крайне важно знать об этих событиях всё, ибо "тот, кто не знает прошлого, не может иметь будущего".

Девятнадцатый век,
Он как будто за тонкой стеной.
Динь - динь - динь колокольчик.-
В Тригорское, в Болдино, в Линцы.
Гром сражений. Балы:
Размышленья о жизни иной:

Так давайте же шагнём в век девятнадцатый, услышим "гром сражений" и "размышленья о жизни иной"!

Представление жюри.

Отборочный тур

Ведущий: Внимательно прослушайте вопрос и поднимите руку, если знаете ответ на него. Жюри замечает, кто был первым, и предоставляет ему право на ответ. В случае полного и правильного ответа участник игры награждается медалью.

Вопросы

  1. "Уланы с пёстрыми значками,
    Драгуны с конскими хвостами:"
    Кто такие уланы и драгуны?
  2. Какая басня И. А. Крылова освещает события 1812 года?
  3. Что такое рескрипт?
  4. Что такое поместье?
  5. Чем барщина отличается от оброка?
  6. Кого называли временнообязанными крестьянами?
  7. Назовите имена командующих русскими армиями в войне 1812 года.
  8. Поражение в какой войне способствовало отмене крепостного права?
  9. Что такое сеча?
  10. Дайте определение слову "манифест".
  11. Что называли флешами?
  12. Как по-другому называлась пехота?
  13. Классику принадлежит высказывание о том, что "Бородино" М.Лермонтова - это "зерно", из которого вырос роман. О каком романе идёт речь? Кто его автор?
  14. Какому поэту принадлежат строки:
    Жаль бедного крестьянина,
    А пуще жаль скотинушку;
    Скормив запасы скудные,
    Хозяин хворостиною
    Прогнал её в луга.
  15. В каких произведения А.С.Пушкина изображены черты крепостнической России? Свой ответ прокомментируйте.
  16. В каких произведениях М.Е.Салтыкова - Щедрина мужики - основа жизни, обеспечивают всех пищей и товарами? (Не менее двух названий).
  17. Какой Храм был воздвигнут в Москве в благодарность за спасение России от Наполеоновского нашествия?
  18. "..На них он выменял борзые две собаки". В каком произведении помещик обменял крестьян на собак? Кто автор произведения?
  19. Какой поэт 19 века принимал участие в войне 1812 года?
  20. В каком произведении предметом аферы являются крестьянские души?

Слово жюри, объявление фамилий лидеров, прошедших в основной тур.

Основной тур (первая тройка игроков)

1. Конкурс русского языка.

Выполните орфографическое задание:

Чере..чур, пр..в..легия, п..лисадник, дириж..р, (пол)лимона, (не)к(чему), песча(н/нн)ый, настеж? (30 секунд)

2. Конкурс ораторов. Задание: Представьте, что вам пришлось произнести речь на мероприятии, посвящённом 200-летию Бородинской битвы. Что бы вы сказали? ( 40 секунд на выступление).

Слово жюри, выявление 1-го, 2-го и 3-го места, выбор дорожек по результатам конкурсов.

3. Игроки (начиная с красной дорожки) выбирают вопросы из номинаций:

  • Бородинское сражение
  • Крепостное право
  • Люди. Факты. События.
  • Почему так?

На экране - вопросы по категориям, в зависимости от возраста учащегося ему даётся вопрос из выбранной им номинации. См. Презентацию1, Презентацию2. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд.

Вопросы номинации "Бородинское сражение"

1.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
(М.Лермонтов "Бородино")

  • Почему "ворчали" старики? Какую тактику войны и почему выбрало русское командование?

2. "У войны не женское лицо",- сказала С.Алексиевич. А можете ли вы назвать имена женщин, участвовавших в Отечественной войне 1812 года?

3. "Кончилось главное Бородинское побоище, в котором русские приобрели бессмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописи всего света",- писал Н.Муравьёв.

Как вы понимаете смысл этих слов? Почему обе армии считали себя победителями и разбитыми?

Вопросы номинации "Крепостное право"

1)

"Здорово, парнище! - "Ступай себе мимо!"
- "Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?" - "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
- "Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я:"

  • Почему маленький герой с сожалением сообщает о том, что в семье всего "два мужика"?

2)

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости:

  • Определите время, когда могло происходить действие поэмы.
  • Объясните, почему автор дал именно такие названия уезду, губернии, волости?

3) Лопахин, герой пьесы А.П.Чехова "Вишнёвый сад", говорил: "Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, в жёлтых башмаках:Я купил имение, где и отец мой, и дед были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, только кажется:"

  • Это пример жизненного пути бывшего крепостного. А как отмена крепостного права повлияла на судьбу всей России?

Вопросы номинации "Люди. Факты. События"

1. "Московская битва - моё самое великое сражение: это схватка гигантов".

  • Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?

2. Рецепт какого блюда родился в связи с войной 1812 года? Объясните, почему оно получило такое название?

3. "Прямолинейный, настойчивый, умеющий сказать своё веское слово в защиту интересов русского мужика. Вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его "вице - Робеспьером". Создатель множества сатирических, обличительных произведений".

  • О ком идёт речь?

Вопросы номинации "Почему так?"

1. "Скажи-ка, дядя, ведь не даром москва, спалённая пожаром, Французу отдана?" (М. Лермонтов "Бородино")

  • Почему в 1812 году русским командованием было принято решение оставить Москву?

2. В одной из сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина мужики предстают в виде "роя": ":Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья".

  • Назовите сказку. Почему писатель использует именно гротескное сравнение?

3. Объясните реакцию Л.Н. Толстого на текст Манифеста об отмене крепостного права: "Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим".

Блиц-вопрос для красной дорожки

Перед вами строки из повести А.С.Пушкина "Метель": ":Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское при слове "отечество"! Как сладки были слёзы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!"

  • Какое время описывает А.С. Пушкин?
  • Чьи чувства описывает автор?
  • О каком государе идёт речь?

4. Номинации для второй тройки игроков

  • Портреты
  • "Народная тропа"
  • 1812 год
  • Если бы:

Вопросы номинации "Портреты"

1. Адъютант П.И.Багратиона. Организовал партизанское движение. Сам возглавил отряд, состоящий из 50 гусаров и 80 казаков.

  • Назовите имя героя.

2. Во время Бородинского сражения был командующим армией. Под ним было убито пять лошадей, рядом с ним погибло два его адъютанта. За Бородино он получил орден Святого Георгия 2-й степени.

  • Кто это?

3. В Отечественную войну 1812 года командовал 2-й западной армией. В Бородинском сражении командовал левым, наиболее опасным крылом русских войск. Был смертельно ранен осколком ядра в бедро.

  • О ком идёт речь?

Вопросы номинации "Народная тропа"

1)

Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:

  • Свидетелем какой славы стал Петровский замок? Почему "напрасно ждал Наполеон"?

2) Художник и скульптор Ф.П.Толстой передал события 1812 года в серии медальонов - барельефов(1814 - 1836). На медальоне "Бегство Наполеона за Неман в 1812 году" изображены два персонажа.

  • Что аллегорически представляет полулежащий старец? О чём говорят цепи на его ногах? Что олицетворяет фигура в развевающемся плаще?

3) Войной 1812 года навеяна скульптура "Русский Сцевола" В.И. Демута - Малиновского(1813 г.). Муций Сцевола - это римский юноша, попавший в плен к врагу. В 1812 году русский крестьянин повторил его подвиг.

  • В чём состоял подвиг обоих юношей, если у крестьянина на руке был знак "N"?

Вопросы номинации "1812 год"

1. В романе "Война и мир" Толстой писал: "Долголетним военным опытом он знал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила:"

  • Какая же сила решает исход сражения, по мнению Л. Толстого?

2. Обращаясь к солдатам и офицерам, преследующим разгромленного врага, этот герой романа Л.Толстого говорит: "Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди".

  • Кому принадлежат эти слова?
  • Почему отступление французов было таким тяжёлым?

3. В какой повести А.Пушкина изображена судьба офицера русской армии, потерпевшего трагическое разочарование в любви по воле природной стихии и погибшего от тяжёлого ранения в Бородинском сражении?

Вопросы номинации "Если бы:"

1. В декабре 1825 года на Сенатскую площадь в Петербурге вышли декабристы - бывшие герои-победители Отечественной войны 1812 года.

  • Если бы не было войны с Наполеоном, то вероятность восстания снизилась бы? Какова связь между 1812 и 1825 годами?

2. Крепостная реформа 1861 года осуществилась по инициативе власти, свыше. Что случилось бы, если бы такая реформа не была проведена?

3. "Бородинское сражение принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности с двое слабейшими силами против французов:", - писал Л.Толстой

  • При таких условиях неизбежно было бы поражение, если бы не:Продолжите мысль.

Блиц-вопрос для красной дорожки

В одном из произведений Н.Некрасов пишет:

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю:
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою:

Какая отрасль экономики России начала стремительно развиваться после отмены крепостного права?

5. Подведение итогов. Награждение победителей. Фото на память.