Авторы учебника – Рустэм Николаевич и Екатерина Валерьевна Бунеевы. Раздел «Самое обыкновенное чудо», произведение Джанни Родари «Как Алиса в море побывала».
Цели: формирование навыка чтения, работа над выразительным чтением;
развитие умения предполагать, предвосхищать содержания текста по заглавию, иллюстрации; развитие умения выражать своё отношение к прочитанному; развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте; воспитание уважения к точке зрения собеседника, требовательности к себе, чувства долга и ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успеху других.
Оборудование: мультимедийный проектор, листы ожидания
Ход урока
Содержание урока | Примечание | |||||||||||||||
1. Орг. момент. Актуализация знаний. | ||||||||||||||||
Настроение каково? (во) Все такого мнения? (все без исключения) Слайд 2 – Озвучьте тему урока, предположите цели. Работа с листами ожидания. |
Листы ожидания: на столах листы чёрного цвета и голубого цвета. На чёрных листах дети пишут чего боятся, на голубых – что ждут от урока. | |||||||||||||||
2. Артикуляционная разминка. | ||||||||||||||||
Слайд 3
– Какое слово может быть лишним? – Все эти слова встретятся в сказке. |
Открывается на 5-6 секунд, ученики должны запомнить все слова и ответить на вопросы. |
|||||||||||||||
3. Проверка домашнего задания. | ||||||||||||||||
– Что необычного увидел автор в обычном? Пересказ сказки Д. Родари «Солнце и туча». – Так кто счастливее: солнце или туча? |
||||||||||||||||
4. Работа с текстом до чтения. | ||||||||||||||||
Знакомство с автором и названием произведения. – Кто будет героем новой сказки? – Где происходят события? – Какой персонаж сказки подсказала нам иллюстрация? Чтение ключевых слов т. с. 47 №2 – Что же могло произойти? |
Слайд 4 |
|||||||||||||||
5. Работа с текстом во время чтения. | ||||||||||||||||
Чтение текста одновременно в течение 1 минуты. – Какая мечта была у Алисы? Повторное чтение этого же отрывка 1 минуту. – Встаньте те, кто во второй раз прочитал больше? – Что Алиса смотрела, подходя к зеркалу? Чтение этого же отрывка в темпе скороговорки 30 секунд. – Что находила Алиса на своих плечиках? Чтение – диалог с автором до слов «…и она нисколечко его не боялась.» – Предположите, что могло произойти дальше? Найти предложения с синонимами: Очень Находиться Не появились Найти предложения с антонимами: Позже Сложно Опускать Грустил Моллюски — важный компонент в пище многих животных, в том числе промысловых рыб, птиц и млекопитающих. Среди моллюсков есть как полезные, так и вредные для человека виды. Морские ежи медленно передвигаются по дну в поисках пищи (в основном водорослей). Удивительно, что, не имея глаз, они могут скрыться от хищника в каком-нибудь укромном месте Чтение – буксир до слов «..со всеми её мечтами.». Чтение – молния до конца текста. Физминутка Класс наш прыгает опять – Раз, два, три, четыре, пять. А потом у нас прогулка, Каждый шаг чеканим гулко. Мы учиться все готовы И за парты сядем снова. |
Система И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Технология формирования типа правильной читательской деятельности. Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Буксир : учитель читает. ускоряя темп, учащиеся должны не отстать. Темп – молния: ребята читают громко в темпе скороговорки. По сигналу ученики читают только глазами (темп чередуется). |
|||||||||||||||
6. Работа с текстом после чтения. | ||||||||||||||||
Экспресс-опрос 1. На дне морском царили с) свежесть г) духота и) чистота 2. Алиса вспомнила о о) мальчике л) маме т) брате 3. Алиса вынырнула наружу и поплыла р) вперёд а) домой о) наверх 4. О своём приключении Алиса рассказала н) никому л) всем я) родителям Физминутка Головой кивает слон – он слонихе шлёт поклон. – Какое слово пропущено? «…на том месте, где только что был дельфин, вдруг появился мальчик.» «Но тут с ней приключилась беда: Алиса опустилась на большую двухстворчатую раковину, которой как раз в этот момент захотелось зевнуть.» «Хорошо было оставаться тут навсегда и жить на дне моря, как когда-то в давние времена жили русалки.» «Она изо всех сил упёрлась руками и ногами в створки раковины, приоткрыла, выскользнула наружу и скорее поплыла наверх.» – Какой девочкой была Алиса? – Что узнали о мальчике? – Расскажите, как происходило превращение мальчика в дельфина? – Кем хотела стать Алиса? – Что из этого получилось? – Чем ей понравилось морское дно? – Как вы думаете, что из описанного было на самом деле, а что Алиса себе вообразила? – Какой момент изобразил художник? (прочитайте) |
Школьники выбирают букву правильного ответа, получается слово слон. Слайд 8-10 Слайд 13-16 Работа в тетради с. 47 №4 Слайд 17 |
|||||||||||||||
7. Работа со стихотворением. | ||||||||||||||||
– Много людей неравнодушных к морю. Композиторы переносят в музыку звуки моря, художники пишут картины, поэты воспевают его красоту в стихах. Владимир Орлов написал о море необычное стихотворение. Чтение учителем – Где сидит художник, рисующий море? – Как вы понимаете последние строчки? |
Слайды 18-23 Звучит «От зари до полудня на море» Клод Дебюсси. Слайды с пейзажами моря. |
|||||||||||||||
8. Итог. | ||||||||||||||||
– Чем похожи сказка и стихотворение? Самооценка своей работы на уроке. Домашнее задание: с. 127 задание 2 выучить стихотворение Работа с листами ожидания |
Слайд 24 Ученики выбирают лист: или сбывшиеся ожидания, или опасения, крепят на магнитную доску Получается или спокойное море, или море перед штормом. |