Урок литературного чтения "Джанни Родари "Как Алиса в море побывала"". 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Авторы учебника – Рустэм Николаевич и Екатерина Валерьевна Бунеевы. Раздел «Самое обыкновенное чудо», произведение Джанни Родари «Как Алиса в море побывала».

Цели: формирование навыка чтения, работа над выразительным чтением;

развитие умения предполагать, предвосхищать содержания текста по заглавию, иллюстрации; развитие умения выражать своё отношение к прочитанному; развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте; воспитание уважения к точке зрения собеседника, требовательности к себе, чувства долга и ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успеху других.

Оборудование: мультимедийный проектор, листы ожидания

Ход урока

Содержание урока Примечание
1. Орг. момент. Актуализация знаний.
Настроение каково? (во)
Все такого мнения? (все без исключения)
Слайд 2
– Озвучьте тему урока, предположите цели.
Работа с листами ожидания.
Листы ожидания: на столах листы чёрного цвета и голубого цвета. На чёрных листах дети пишут чего боятся, на голубых – что ждут от урока.
2. Артикуляционная разминка.
Слайд 3
Плавник   Назовите слово на 2 месте сверху.
Мальчик   На каком месте слово плыли?
Всплывал   Назовите слово на 1 месте.
Волна   Назовите последнее слово.
Брызги   Какое слово не назвали?
Чтение хором, чтение громко – тихо, чтение с восторгом, с возмущением.
– Какое слово может быть лишним?
– Все эти слова встретятся в сказке.
Открывается на 5-6 секунд, ученики должны запомнить все слова и ответить на вопросы.
3. Проверка домашнего задания.
– Что необычного увидел автор в обычном?
Пересказ сказки Д. Родари «Солнце и туча».
– Так кто счастливее: солнце или туча?
 
4. Работа с текстом до чтения.
Знакомство с автором и названием произведения.
– Кто будет героем новой сказки?
– Где происходят события?
– Какой персонаж сказки подсказала нам иллюстрация?
Чтение ключевых слов т. с. 47 №2
– Что же могло произойти?
Слайд 4
5. Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста одновременно в течение 1 минуты.
Какая мечта была у Алисы?
Повторное чтение этого же отрывка 1 минуту.

– Встаньте те, кто во второй раз прочитал больше?
– Что Алиса смотрела, подходя к зеркалу?
Чтение этого же отрывка в темпе скороговорки 30 секунд.
Что находила Алиса на своих плечиках?
Чтение – диалог с автором до слов «…и она нисколечко его не боялась.»
Предположите, что могло произойти дальше?

Найти предложения с синонимами:
Очень
Находиться
Не появились
Найти предложения с антонимами:
Позже
Сложно
Опускать
Грустил
Моллюски — важный компонент в пище многих животных, в том числе промысловых рыб, птиц и млекопитающих. Среди моллюсков есть как полезные, так и вредные для человека виды.
Морские ежи медленно передвигаются по дну в поисках пищи (в основном водорослей). Удивительно, что, не имея глаз, они могут скрыться от хищника в каком-нибудь укромном месте

Чтение – буксир до слов «..со всеми её мечтами.».


Чтение – молния до конца текста.

Физминутка
Класс наш прыгает опять –
Раз, два, три, четыре, пять.
А потом у нас прогулка,
Каждый шаг чеканим гулко.
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.
Система И.Т.Федоренко и И.Г. Пальченко:
многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Слайд 5



Слайд 6

Слайд 7

Буксир :
учитель читает. ускоряя темп, учащиеся должны не отстать.
Темп – молния: ребята читают громко в темпе скороговорки.
По сигналу ученики читают только глазами (темп чередуется).
6. Работа с текстом после чтения.
Экспресс-опрос
1. На дне морском царили
с) свежесть г) духота и) чистота
2. Алиса вспомнила о
о) мальчике л) маме т) брате
3. Алиса вынырнула наружу и поплыла
р) вперёд а) домой о) наверх
4. О своём приключении Алиса рассказала
н) никому л) всем я) родителям

Физминутка
Головой кивает слон – он слонихе шлёт поклон.

– Какое слово пропущено?
«…на том месте, где только что был дельфин, вдруг появился мальчик.»

«Но тут с ней приключилась беда: Алиса опустилась на большую двухстворчатую раковину, которой как раз в этот момент захотелось зевнуть.»

«Хорошо было оставаться тут навсегда и жить на дне моря, как когда-то в давние времена жили русалки.»

«Она изо всех сил упёрлась руками и ногами в створки раковины, приоткрыла, выскользнула наружу и скорее поплыла наверх.»

– Какой девочкой была Алиса?
– Что узнали о мальчике?
– Расскажите, как происходило превращение мальчика в дельфина?
– Кем хотела стать Алиса?
– Что из этого получилось?
– Чем ей понравилось морское дно?
– Как вы думаете, что из описанного было на самом деле, а что Алиса себе вообразила?
– Какой момент изобразил художник? (прочитайте)
Школьники выбирают букву правильного ответа, получается слово слон.
Слайд 8-10







Слайд 13-16








Работа в тетради с. 47 №4





Слайд 17
7. Работа со стихотворением.
– Много людей неравнодушных к морю. Композиторы переносят в музыку звуки моря, художники пишут картины, поэты воспевают его красоту в стихах. Владимир Орлов написал о море необычное стихотворение.
Чтение учителем
Где сидит художник, рисующий море?
– Как вы понимаете последние строчки?
Слайды 18-23
Звучит «От зари до полудня на море» Клод Дебюсси.
Слайды с пейзажами моря.
8. Итог.
– Чем похожи сказка и стихотворение?
Самооценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: с. 127 задание 2
выучить стихотворение

Работа с листами ожидания
Слайд 24

Ученики выбирают лист: или сбывшиеся ожидания, или опасения, крепят на магнитную доску
Получается или спокойное море, или море перед штормом.