Интегрированный урок чтения и ИЗО. Тема: "Анализ стихотворения С.Есенина "Береза""

Разделы: Литература, Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цели урока: познакомить учащихся с произведением С.А. Есенина «Береза», прививать любовь к поэзии; учить переносить на бумагу образы созданные поэтом.

  • Приобщать детей к искусству: обогащать мир чувств, эмоций;
  • Развивать читательские умения, представления учащихся о средствах создания образа поэтом и художником, речевые навыки, мышление, воображение;
  • Воспитывать культуру восприятия художественной литературы, патриотические чувства, любовь к Родине.

Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс, под ред. М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой. Мультимедийный проектор, презентация к уроку. На партах у каждого ученика: листы бумаги (формат А 4), краски, кисти, мишура (белая, золотистая, синяя), клей ПВА, ножницы, салфетки, снежинки синего и серебристого цвета.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица.
От чего вам радостно?  Почему вы улыбаетесь?
Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь и волнуюсь от встречи с удивительным миром поэзии.
А сейчас нам предстоит узнать, что же интересное нас ожидает.
Итак, внимание…

II. Эмоциональная подготовка к восприятию текста

Звучит мелодия русской народной песни « Во поле береза стояла» (Презентация, слайд 3)

Учитель. Вам знакома эта мелодия? О чем в ней поется?

Учащиеся. Да, знакома. Это русская народная песня о березе.

Демонстрация слайда «Березовая роща» (Слайд 4)

Учитель. Давайте все вместе, исполним первый куплет этой песни.

Дети под руководством учителя исполняют первый куплет песни.

Учитель. Береза – символ нашей родины. Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березе, как символу нашей страны (слайд 5).
Посмотрите, как красива эта береза.  Давайте подберем слова, которые бы смогли описать ее красоту (слайд 6)

Учащиеся. Она очень тонкая, хрупкая, изящная, как будто хрустальная.

Учитель. А теперь давайте рассмотрим слова, записанные рядом с фотографией этой березки, и подберем то, которое, по вашему мнению, более подходит для ее описания (принакрылась, накрылась, укрылась).

Учащиеся выбирают наиболее подходящее на их взгляд слово к изображенной на слайде березе.

Учащиеся. Больше подходит слово – принакрылась. Потому, что она как бы слегка накрылась снегом (слайд 7)

Накрылась – закрылась сверху снегом, вот как это дерево (слайд 8).
Принакрылась – слегка накрылась снегом (слайд 9).
Посмотрите, как красива береза, принакрывшаяся снегом. Опишите ее.

Словесное описание увиденной картины.

III. Введение в тему урока

Учитель. Как вы думаете, почему наш урок, я начала с разговора о березе? (Ответы учащихся).

Учитель. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений замечательного русского поэта С.А. Есенина, которое так и называется «Береза» (слайд 10).
А в конце урока вы попробуете с помощью другого средства выразительности передать то, что автор изобразил с помощью поэзии.

1. Слово об авторе.

Выступление подготовленных учеников.

1 ученик. В осенний день 3 октября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лен он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; В ЭТОЙ СЕМЬЕ И ПРОШЛО ПОЧТИ ВСЕ ЕГО ДЕТСТВО (слайд 11)

2 ученик. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет (слайд 12)

3 ученик. Поэт очень любил свою Родину, ее поля, леса, небо над ней. Это все отражено в его поэзии. Сергей Есенин воспевал в своих стихах красоту природы. Его называли певцом русской природы. «Какой русский, и какой чистый поэт», - говорил о нем Максим Горький (слайд 13)

2. Выразительное чтение стихотворения учителем (под тихую музыку, слайд 14)

3. Анализ первичного восприятия.

Учитель. Какое же настроение вызвало у вас это стихотворение?

Учащиеся. Спокойное, светлое, восторженное, радостное и т.д.

Учитель. Какие слова из стихотворения вызвали такое настроение? (слайд 15)

Учащиеся. Восхищение, радость вызвали строки: «принакрылась снегом, точно серебром», «распустились кисти белой бахромой», «горят снежинки в золотом огне»; спокойное, светлое настроении: «а заря лениво…», «принакрылись снегом…», «в сонной тишине».

Учитель. Все ли стихотворение я читала с одинаковой интонацией?

Учащиеся. Нет. Интонация была не одинаковой.

4. Повторное чтение, деление стихотворения на смысловые части.

Составление плана.

Учитель. Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно, и по моему голосу (по интонации) определите, на сколько частей его можно разделить.

Учитель еще раз читает стихотворение.

Учащиеся.Стихотворение разделили на три части.

Учитель. Найдите первую часть. С каким настроением я ее читала?

Учитель делает вывод после высказываний учащихся по каждой части, появляется план-схема (слайд 16).

Негромко, но с восхищением.

Учащиеся. Негромко, т.е. в полголоса, но восторженно.

Хоровое чтение первой части.

Учитель. Какою увидел поэт березу зимним утром? Какими словами он передает восхищение белой красавицей?

Учащиеся.Есенин увидел березу удивительно красивой, какой-то новой, не такой как всегда. Свое восхищение автор передает словами: «точно серебром», «на пушистых ветках», «снежною каймой», «распустились кисти», «белой бахромой».

Учитель. Найдите вторую часть стихотворения. Как можно ее прочитать? С какой интонацией?

Учащиеся. Вторую часть нужно прочитать тихо, но с восторгом.

Негромко, но с восхищением.
Тихо, но восторженно.

Учитель. Почему именно так нужно прочитать эти строки? Какие слова определяют выбор интонации?

Учащиеся. Автор говорит: «в сонной тишине» - значит нужно читать тихо, чтобы не разбудить дремлющую березу, но в то же время нам надо передать радость, восторг – «горят снежинки в золотом огне».

Хоровое чтение второй части.

Учитель. А теперь найдите третью часть. Каким голосом вы бы прочитали эту часть? Почему?

Учащиеся. Это четверостишие будем читать тихо, спокойно, т.к. поэт говорит про зарю – «А заря, лениво обходя кругом…».

Негромко, но с восхищением.
Тихо, спокойно.
Тихо, но восторженно.

Учитель. Почему автор считает зарю ленивой?

Учащиеся. Зимой заря начинается позднее, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.

Чтение третьей части хором.

Учитель. И так, у нас получился план, которым мы будем пользоваться при прочтении стихотворения (слайд 17).

5. Чтение всего стихотворения по плану (хором)

Учитель.  Опираясь на наш план-схему, давайте подведем итог. Какое же по характеру это произведение?

Учащиеся. Стихотворение спокойное, мелодичное, но в тоже время в нем выражается восторг, восхищение, радость.

Физминутка.

Звучит музыка «Ритмическая мозаика – танец снежинок» (слайд 18)

Учитель. К нам прилетели снежинки. Они плавно кружатся в воздухе, опускаются на землю. Все они разные, ни одна не похожа на другую.
Прошу вас закрыть глаза, представить свою единственную, не похожую ни на чью другую снежинку, и показать движениями как она порхает, кружится и ложится на землю мягким ковром. Как только музыка закончится, вы снова окажитесь за своими партами.

Дети под музыку выполняют каждый свой танец.

IV. Объяснение, показ последовательности рисунка

Учитель. Рисуя картины природы, Есенин всегда называет цвета, в которые она окрашена. Как вы думаете, для чего автор использует этот прием? (Слайд 19)

Учащиеся. Наверное, для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чем он пишет.

Учитель. Ребята, если бы вас попросили нарисовать картину к стихотворению Есенина, какие краски вы бы использовали? Почему?

Учащиеся. Можно использовать черную краску – ствол дерева, бледно-розовую – заря, голубую – небо и т.д. Для описания автор использует так же белый, серебристый, золотистый цвета.

Учитель. Из всех перечисленных красок, какие цвета у вас имеются? А где же нам взять золотую, серебряную краски?

Ответы детей.

Учитель. Для того, чтобы передать блеск снега озаренного зарей, я предлагаю вам использовать необычные краски, а мишуру. Почему именно мишуру?

Учащиеся. Она блестит, переливается на солнце, «горит» разноцветными огнями.

Учитель. Мы с вами знаем, что в душе каждый человек может и должен быть художником и поэтом. Вот сейчас мы с вами попробуем выступить в роли художников и изобразить на бумаге то, что так умело, изобразил в своем стихотворении Сергей Есенин – заснеженную березу на фоне  утренней зари.

Практическая работа

Учащиеся выполняют работу под руководством учителя (музыкальное сопровождение, Слайд 19)

Учитель.

1. Сейчас мы на некоторое время станем волшебниками. Нам нужно изобразить дерево. Давайте закроем глаза и представим, какая она – береза в нашем образе. Наши руки – это ветви. По-прежнему они ждут тепла, но, не получая его, стоят по одиночке, стыдливо пряча себя среди голых ветвей. Теперь открываем глазки и приступаем к рисованию силуэта дерева.

Учащиеся приступают к работе.

2. Хотя зимой по большей части преобладает белый цвет, мы не должны забывать, что утро солнечное. И в этом сочетании прекрасно подойдет ярко-голубой фон. Окружаем наше дерево голубой вуалью, оставляя в местах ветвей ореол для снега и света.
3. А вот теперь начинается главное превращение. «Оденем» наши березки в зимний наряд. Для этого нужно мелко нарезать мишуру, и покрывая область ветвей клеем, мы начинаем накладывать наш наряд, который может находиться, как на ветвях, так и под самим деревом (используем мишуру белого, синего, золотистого, розового цвета).
4. Самостоятельно с помощью красок добавьте те детали, которые вам кажутся необходимыми для завершения вашего пейзажа – зарю, лес на горизонте и т.д.
5. И так, работа завершена, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Учащиеся прикрепляют свои работы на доску.

Учитель. Посмотрите, какая красота у нас получилась. Рисовали все одно и то же, пользовались одними приемами, а картины у всех получились разные и каждая по-своему интересна (слайд 20).

V.  Коллективное  чтение стихотворения

Учитель. А теперь давайте прочитаем стихотворение еще раз, по цепочке, соблюдая план, который мы с вами составили.

Чтение стихотворения по две строчки, цепочкой.

VI. Домашнее задание

Составьте небольшой рассказ о своем любимом дереве, нарисуйте к нему иллюстрацию. Дайте своему дереву необычное название (слайд 21)

VII. Рефлексия

Учитель. Что нового для себя вы открыли на уроке?

Учащиеся. Мы поняли, что даже в привычных вещах, которые нас окружают, которые мы видим каждый день, можно рассмотреть что-то необычное, удивительное, прекрасное.

Учитель. С каким настроением вы уходите с урока?

Ответы учащихся.

VIII. Самооценка. (слайд 22)

Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке с помощью снежинок, которые лежат на ваших партах. Если вы считаете, что работали очень хорошо, возьмите серебристую снежинку, если вы считаете, что могли бы работать лучше, возьмите снежинку синего цвета.
Я благодарю вас за урок, и желаю вам творческих успехов во всем!