Биология
-
Тема урока: "Этот удивительный мир животных" 2007
Занятие-путешествие предназначено для детей от 8 до 10 лет. Задания, используемые на занятии, пробуждают у ребенка интерес к процессу обучения, расширяют представление об окружающем мире, развивают логическое мышление, моторику, внимание, фантазию, способствуют более осмысленному изучению материала, помогают развитию познавательной деятельности и интереса к предмету. Данное занятие можно использовать как модель вводного занятия, где каждый из островов может представлять определенный раздел программы.
-
Цикл уроков биологии по теме: "Общий обзор организма человека" 2007
В предложенной статье предлагается разработка урока биологии в 6-м классе по теме "Общий обзор организма человека", рассчитанный на 4 часа.
-
Тема урока: "Проблемно-исследовательские технологии на уроке биологии" 2007
Проблемные задания по ботанике, предложенные в статье, основаны на применении технологии проблемного обучения, направлены на творческое овладение учащимися профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают их мыслительные способности. Эта технология применяется при разнообразных организационных формах занятий - семинары, конференции, зачеты. Данные задания позволяют эффективно использовать проблемно-исследовательские технологии и реализовывать на практике принципы личностно ориентированного подхода в обучении.
-
Интеллектуальная игра "Клуб всезнаек естественных наук" в 9–11-х классах 2007
Эта игра проводится в рамках недели естественных наук. Конкурсы и вопросы подобраны с ориентацией на знание таких предметов, как математика, химия, физика, география, биология. В мероприятии участвуют 3 команды учащихся девятых, десятых, одиннадцатых классов. Команды смешанные, включающие по одному человеку от каждого класса. Остальные учащиеся каждого класса образуют группы поддержки.
-
Урок на тему: "Расы современного человека. Особенности и единство современных рас" 2007
Урок проходит в форме семинарского занятия. Тема урока раскрывает биологические особенности человеческих рас, проводит анализ причин их возникновения. Приведены доказательства в пользу принадлежности всех людей Земли к одному виду – человек разумный. Человек разумный возник в результате биологической эволюции от одной из ветвей филогенетического древа отряда приматов. Раскрыты время и место возникновения человеческих рас, показаны механизмы расогенеза. Приведены доказательства несостоятельности теории расизма.
-
Урок биологии в 8-м классе по теме: "Класс Птицы" 2007
На данном уроке используется групповая и исследовательская работа. Урок проводится в виде игры, работает валеологическая служба. В конце урока учащиеся выясняют, что птицы – не только источник белкового и жирового питания, но и объект эстетического наслаждения, общение с которыми доставляет огромную радость и дарит нам здоровье.
-
Обобщающий урок по теме: "Клетка – структурно-функциональная единица живого" 2007
Задачи урока: обобщить и систематизировать материал данной темы: основные положения клеточной теории; строение и функции клеток прокариот и эукариот; закрепить умение находить на таблицах органоиды, сравнивать их в растительной и животной клетке; уметь применять полученные знания для доказательства единства живой и неживой природы, единства органического мира.
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему: "Последние дни" (М.Булгаков). Дуэль и смерть Пушкина 2007
Работа представляет исследование: можно ли было спасти А.С. Пушкина.
-
Технология модульного обучения на уроках биологии 2007
Данный урок в разделе «Метаболизм» - третий. По структуре он связан с предыдущими: пластический обмен, энергетический обмен. Изученный материал будет использоваться при изучении особенностей растительной клетки.
-
Урок по теме: "Рост и развитие растений" 2007
Урок проводится в 6-м классе по УМК Н.И. Сонина. Цель урока - изучение особенностей роста и развития растительного организма. Показана роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений.
-
Математические образы природы (или использование любительской фотографии на уроках в средней школе) 2007
Наблюдая за растениями и животными, замечая физические и математические закономерности в окружающем нас мире, школьники получают возможность иллюстрировать сухие научные знания. Используя фотографии, учителя математики, физики, биологии, географии смогут разнообразить свои уроки, приобщить учеников к проектной и исследовательской деятельности.
-
Урок-презентация на тему: "Органы дыхания: строение и функции" 2007
Данный урок-презентация содержит не только материал о строении дыхательной системы, но и целый ряд наблюдений, информацию о гигиене дыхания, механизме звукообразования. Теоретический материал подкрепляется видеорядом, потому что всем известно, что основное восприятие у большинства детей - визуальное. Мне хотелось создать урок, который поможет и учителю, и ученикам, урок, который будет насыщенным и интересным.
-
Методические подходы при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии 2007
Методическими подходами при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии являются лабораторный практикум и элективный курс "Олимпиада как средство развития". При этом формируются экспериментальные умения и навыки; учащиеся проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты, делают выводы.
-
Интегрированный урок по информатике и биологии на тему: "Нормы питания. Расчет количества калорий с помощью электронных таблиц" 2007
Урок проводится в рамках уроков по здоровьесберегающим технологиям. На нем показываются возможности применения компьютерных технологий на уроке биологии. Также этот урок раскрывает необходимость рационального режима питания, формирует позитивное отношение к собственному здоровью, а также роль питания в поддержании здоровья.
-
Урок по биологии в 8-м классе по теме: "Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях" 2007
Предлагаемый материал является уроком сообщения новых знаний на основе закрепления материала, повторения и систематизации знаний, навыков учащихся. Использовать данный урок можно при изучении раздела "Кровь и кровообращение" учащимися в 9-м классе, а при работе по концентрической программе - в 8-м классе.
-
Тема урока: "Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных" 2007
Разработка урока по теме "Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных" - подробный план-конспект, ориентированный на учебник А.Н. Никишова, И.Х. Шаровой (М.: Просвещение). Это урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала. Цель данного урока - обеспечить усвоение знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, об их многообразии, а также о приспособленности к наземно-водному образу жизни.
-
Урок по теме: "Многообразие высших растений. Деление их на отделы" 2007
Представленная разработка показывает сочетание индивидуального, группового и частично-коллективного видов деятельности с элементами лабораторной работы по изучению признаков растений различных систематических групп, которые могут использоваться в дальнейшей практической жизни.
-
Элективный курс "Почему я не полная копия папы или мамы?" (генетика). 9-й класс 2007
Данный элективный курс является одним из возможных вариантов предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса по биологическому или естественнонаучному профилю. Элективный курс строится на основе общих знаний генетики, которые получены учениками на уроках или есть возможность опережающего изучения. Привлекательность данного элективного курса для учащихся строится на изучении своей родословной методами интерактивного обучения.
-
Программа элективного курса "Пятый океан планеты" 2007
Элективный курс "Пятый океан планеты" предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на более глубокое ознакомление учащихся с наукой экологией на примере изучения воздушной оболочки Земли. Программа курса предусматривает изучение воздуха с точки зрения не только химического состава и биологической роли составляющих его компонентов, но и изменений, возникающих вследствие деятельности человека и их влияния на экологическую обстановку Земли в целом. Курс предусматривает разнообразные формы и методы работы с детьми: игровые (сказки-загадки), беседы, рассказы, виртуальные экскурсии (с использованием ИКТ), проведение учебно-исследовательских работ, написание рефератов, сказок-загадок.
-
Открытый урок по теме: "Витамины" 2007
Урок расширяет знания учащихся и формирует представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе; обеспечивает образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса; знакомит с разными витаминами.
-
Тема урока: "Где вода, там и жизнь" 2007
Мероприятие в игровой форме позволяет учащимся закрепить имеющиеся у них знания о воде, способствует развитию познавательного интереса, воспитанию экологической культуры.
-
Дополнительная образовательная программа по экологии для учащихся 5–6-х классов на тему: "Экологические проблемы города" 2007
С помощью определенных форм и методов работы мы планируем повышение экологической грамотности у учащихся школ, развитие творческих способностей, привлечение внимания к экологическим проблемам жителей и администрации района, округа, города. Программа включает тематическое планирование и содержание занятий и облегчает работу педагога.
-
Устный журнал "Страна МИКРОБиЯ" 2007
Устный журнал «Страна МИКРОБиЯ» ставит своей основной целью повысить интерес к такому разделу биологии, как микробиология, своевременно и быстро откликаться на актуальные вопросы и события.
-
Интегрированный урок по теме: "Строение и свойства белков" 2007
Данная работа представляет собой интегрированный урок по биологии и химии, на котором даются представления о строении и свойствах белков, приводятся интересные лабораторные опыты. Объяснение сопровождается компьютерной презентацией или демонстрацией с кодоскопа. К уроку разработан раздаточный рабочий листок, облегчающий запись материала в ходе занятия.
-
Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Функции белков" 2007
Данная работа представляет собой интегрированный урок по биологии и химии, основной целью которого является формирование представлений о функциях белков. Основной метод, используемый на уроке, групповая работа учащихся, в ходе которой они решают проблемные задачи, выполняют лабораторные опыты, заполняют предложенные схемы.
-
Комбинированный урок на тему: "Типы соединения костей" 2007
На уроке осуществляется знакомство с особенностями соединения костей. Ученики приобретают навыки оказания первой помощи при нарушениях целостности скелета во время практической работы, убеждаются с помощью самодиагностики в необходимости правильного питания, ЗОЖ, занятий спортом. Воспитанию бережного отношения к здоровью, желанию иметь красивое телосложение способствуют дифференцированные задания, эмблема.
-
Урок с элементами исследовательской деятельности учащихся по биологии на тему: "Внешнее строение листа" в 6-м классе 2007
На данном уроке использована коммуникативно-познавательная технология не только на схеме "учитель–ученик", но и "ученик–учитель", "ученик–группа учеников". Данная технология показывает эффективность усвоения учащимися знаний на уроке. Урок построен на предварительной работе учащихся с дополнительным материалом, что позволяет развивать монологическую речь, мышление, самостоятельность, общие учебные умения.
-
Интегрированный урок по биологии на тему: "Сон и сновидения". 8-й класс 2007
Интегрированный урок - путешествие по страницам природы сна и сновидений.
-
Спираль Фибоначчи. Число "фи" 2007
Начать разработку этого материала мне помогла книга Д.Брауна "Код да Винчи". В качестве кода герой книги использует несколько чисел из ряда Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21. Я нашел дополнительный материал по этой теме, и В итоге многие мои разработки уроков пополнились новыми и интересными фактами.
-
Личностно ориентированный урок по биологии на тему: "Строение и функции слухового анализатора" 2007
Вниманию коллег предлагается разработка личностно ориентированного урока по теме "Сенсорные системы - слуховой анализатор" с использованием учебника (Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек: учебник для учащихся 8-х кл. общеобр. учр. - М.: Вентана-Граф, 2003), а также дополнительного материала. Личностно ориентированный урок способствует эффективному накоплению каждым учеником своего собственного личного опыта. Предлагаются на выбор различные учебные задания, что способствует самостоятельному поиску путей решения этих заданий.