Тема урока: "Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных"

Разделы: Биология


Цели урока:

  1. Сформулировать представление о земноводных, их усложнение по сравнению с представителями класса Рыбы.
  2. Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.
  3. Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.

Ход урока

  1. Характеристика класса Земноводные (объяснение с элементами беседы).
  2. Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни (работа с учебником, у доски, заполнение опорной схемы).
  3. Строение скелета лягушки (практическая работа). Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.
  4. Закрепление изученного материла.
  5. Подведение итогов урока.

Методическое обеспечение урока:

  1. Таблицы:
    1. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка;
    2. Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.
  2. Скелет лягушки (раздаточный материал).
  3. Трафарет-схема лягушки.
  4. Инструктивные карточки для выполнения практической работы.
  5. Схемы-рисунки.
  6. Выставка книг по теме “В мире амфибий”.

План-конспект урока:

Организационный момент.

1. Мы переходим к изучению представителей класса Земноводные, с ними мы познакомимся на примере травяной лягушки. Но прежде выясним -

Кто такие земноводные?

Цель нашего урока: Выяснить какие особенности внешнего строения и передвижения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше, т.е. мы с вами должны выяснить чего у них больше “ЗЕМОГО” или “ВОДНОГО”?

Тема урока: Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных.

Земноводные - первая группа позвоночных животных, вышедшая на сушу, это произошло более 300 млн. л.н., но они сохранили тесную связь с водой. Всего насчитывается земноводных около 3000 видов.

-Кого вы из представителей этого класса можете назвать?

Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки, квакши) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост, это тритоны и саламандры. Земноводные с червеобразным телом не имеющие ног так и называются безногие амфибии, к ним относятся червяги. (По ходу рассказа учитель чертит схему классификации земноводных.)

Тип: Хордовые.

П /тип: Черепные.

Класс: Земноводные (Амфибии).

Отряды:

  • Бесхвостые;
  • Хвостатые;
  • Безногие.

- Где и когда мы можем встретить земноводных?

- Они более активны вечером и ночью. Почему?

Все земноводные активны, лишь в тёплое время года.

- Что происходит с ними при понижении температуры окружающей среды осенью?

При понижении температуры до 4 градусов, они впадают в оцепенение. Зимуют на дне водоёмов (лягушки) или в укрытиях на суше (жабы, тритоны). Много интересного мы можем узнать из книг представленных на выставке и рассказать в форме сообщений (на усмотрение учителя предлагаются темы сообщений).

2. На следующем этапе урока выясним-

Цель: Как лягушки приспособились жить на суше и в воде, какие у них особенности появились во внешнем строении в связи с полуназемным образом жизни?

У всех на столах схема-трафарет, внешний вид лягушки, но здесь мы видим только одну её половину:

Почему? (двусторонняя симметрия тела). Перерисовать в тетрадь. На доске такой же рисунок,

но здесь мы видим вопросительные знаки, ответы на них и на поставленную цель мы узнаем, прочитав учебник, раздел “Внешнее строение земноводных”.

Работа по вариантам:

1 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни на суше.

2 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни в воде.

Также параллельно проводится работа у доски по схемам - рисункам:

Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше:

  1. Тело короткое.
  2. Подвижное соединение головы с туловищем.
  3. Веки.
  4. Ноздри.
  5. Развитие задних конечностей.
  6. Кожа выделяет слизь.

Признаки приспособленности земноводных к жизни в воде:

  1. Обтекаемая форма тела.
  2. Глаза и ноздри верхней стороне головы.
  3. Плавательные перепонки.
  4. Кожа голая.

Итак, чего же больше у земноводных во внешнем строении “ЗЕМНОГО” или “ВОДНОГО”?

“ЗЕМНОГО” > “ВОДНОГО”

Обратимся к схематическому рисунку лягушки, таблице “Травяная лягушка”. Найдём ответы на вопросительные знаки.

- Тело состоит? Голова, туловище, передняя конечность, задняя конечность.

- Органы, расположенные на голове? Глаза, ноздри, орган слуха.

- Передняя конечность? Плечо, предплечье, кисть.

- Задняя конечность? Бедро, голень, стопа.

- Чем сочленены отделы конечностей? Суставы.

- А теперь сравните внешнее строение речного окуня и лягушки, что общего, в чём усложнение?

В заключение этого этапа урока - четверостишие:

Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шёрстка,
И прыгать мешал - бы искрящийся хвост.

3. Что поддерживает форму тела и обеспечивает движение?

Цель: Изучить строение скелета лягушки, выявить особенности связанные с наземной средой обитания и сравнить со скелетом рыб.

- Какую роль выполняет скелет в жизни позвоночных животных?

- Давайте вспомним, из каких отделов состоит скелет речного окуня?

Особенности скелета земноводных изучим самостоятельно по инструктивной карточке, пользуясь учебником, таблицей, раздаточным материалом. Начертить в тетради таблицу, заполнить 1 и 2 столбики, 3 столбик заполнить дома.

Инструктивная карточка по теме:

“Особенности строения и значение скелета лягушки”.

Цель работы:

  1. Выявить особенности скелета лягушки в связи со средой обитания.
  2. В чём проявляется усложнение строения скелета лягушки по сравнению со скелетом костных рыб?
    1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей.
    2. Рассмотрите череп, определите его форму. Найдите мозговую часть черепа и кости верхней и нижней челюстей.
    3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на то, что многие из них прочно соединены между собой.
    4. Найдите плечевой пояс - опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.
    5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей, и кисть с четырьмя пальцами.
    6. Найдите пояс задних конечностей - таз. Он состоит из сросшихся костей и очень плотно примыкает к позвоночнику.
    7. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.
    8. 8. Заполните таблицу.
Отделы скелета Название костей, особенности строения. Значение.
1.Череп.    
2.Позвоночник.    
3.Плечевой пояс.    
4.Скелет передней конечности    
5.Пояс задних конечностей.    
6.Скелет задней конечности.    

Вывод:

Проверка выполнения работы по вопросам поставленной цели.

1. В связи с жизнью на суше и передвижением с помощью прыжков можно различить в скелете лягушки: широкий череп; один шейный позвонок; позвоночник, разделённый на отделы: шейный, туловищный, крестцовый; наличие поясов конечностей, длинные задние и короткие передние конечности.

2. Усложнение проявляются в строении черепа, позвоночника (дифференциация на отделы), пояса конечностей, нет ребер.

Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб, состоит из разных групп мышц. У представителей отряда бесхвостые хорошо развиты мышцы конечностей. У хвостатых также хорошо развиты мышцы хвоста.

4. Закрепление изученной темы по вопросам:

  1. Какие факторы ограничивают распространение земноводных на суше?
  2. Кожа лягушки покрыта влажной слизистой плёнкой. Какое значение имеет влажность кожи в жизни лягушки.
  3. Во многих сёлах Украины - обычай – летом, чтобы молоко оставалось свежим и не портилось, опускать в него лягушку. Что вы думаете, по этому поводу?
  4. В процессе эволюции у земноводных сформировались конечности рычажного типа. В чём биологическое значение такого способа передвижения?

5. Подведение итогов урока.