Цели урока:
- Сформулировать представление о земноводных, их усложнение по сравнению с представителями класса Рыбы.
- Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.
- Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.
Ход урока
- Характеристика класса Земноводные (объяснение с элементами беседы).
- Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни (работа с учебником, у доски, заполнение опорной схемы).
- Строение скелета лягушки (практическая работа). Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.
- Закрепление изученного материла.
- Подведение итогов урока.
Методическое обеспечение урока:
- Таблицы:
- Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка;
- Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.
- Скелет лягушки (раздаточный материал).
- Трафарет-схема лягушки.
- Инструктивные карточки для выполнения практической работы.
- Схемы-рисунки.
- Выставка книг по теме “В мире амфибий”.
План-конспект урока:
Организационный момент.
1. Мы переходим к изучению представителей класса Земноводные, с ними мы познакомимся на примере травяной лягушки. Но прежде выясним -
Кто такие земноводные?
Цель нашего урока: Выяснить какие особенности внешнего строения и передвижения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше, т.е. мы с вами должны выяснить чего у них больше “ЗЕМОГО” или “ВОДНОГО”?
Тема урока: Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных.
Земноводные - первая группа позвоночных животных, вышедшая на сушу, это произошло более 300 млн. л.н., но они сохранили тесную связь с водой. Всего насчитывается земноводных около 3000 видов.
-Кого вы из представителей этого класса можете назвать?
Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки, квакши) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост, это тритоны и саламандры. Земноводные с червеобразным телом не имеющие ног так и называются безногие амфибии, к ним относятся червяги. (По ходу рассказа учитель чертит схему классификации земноводных.)
Тип: Хордовые.
П /тип: Черепные.
Класс: Земноводные (Амфибии).
Отряды:
- Бесхвостые;
- Хвостатые;
- Безногие.
- Где и когда мы можем встретить земноводных?
- Они более активны вечером и ночью. Почему?
Все земноводные активны, лишь в тёплое время года.
- Что происходит с ними при понижении температуры окружающей среды осенью?
При понижении температуры до 4 градусов, они впадают в оцепенение. Зимуют на дне водоёмов (лягушки) или в укрытиях на суше (жабы, тритоны). Много интересного мы можем узнать из книг представленных на выставке и рассказать в форме сообщений (на усмотрение учителя предлагаются темы сообщений).
2. На следующем этапе урока выясним-
Цель: Как лягушки приспособились жить на суше и в воде, какие у них особенности появились во внешнем строении в связи с полуназемным образом жизни?
У всех на столах схема-трафарет, внешний вид лягушки, но здесь мы видим только одну её половину:
Почему? (двусторонняя симметрия тела). Перерисовать в тетрадь. На доске такой же рисунок,
но здесь мы видим вопросительные знаки, ответы на них и на поставленную цель мы узнаем, прочитав учебник, раздел “Внешнее строение земноводных”.
Работа по вариантам:
1 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни на суше.
2 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни в воде.
Также параллельно проводится работа у доски по схемам - рисункам:
Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше:
- Тело короткое.
- Подвижное соединение головы с туловищем.
- Веки.
- Ноздри.
- Развитие задних конечностей.
- Кожа выделяет слизь.
Признаки приспособленности земноводных к жизни в воде:
- Обтекаемая форма тела.
- Глаза и ноздри верхней стороне головы.
- Плавательные перепонки.
- Кожа голая.
Итак, чего же больше у земноводных во внешнем строении “ЗЕМНОГО” или “ВОДНОГО”?
“ЗЕМНОГО” > “ВОДНОГО”
Обратимся к схематическому рисунку лягушки, таблице “Травяная лягушка”. Найдём ответы на вопросительные знаки.
- Тело состоит? Голова, туловище, передняя конечность, задняя конечность.
- Органы, расположенные на голове? Глаза, ноздри, орган слуха.
- Передняя конечность? Плечо, предплечье, кисть.
- Задняя конечность? Бедро, голень, стопа.
- Чем сочленены отделы конечностей? Суставы.
- А теперь сравните внешнее строение речного окуня и лягушки, что общего, в чём усложнение?
В заключение этого этапа урока - четверостишие:
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шёрстка,
И прыгать мешал - бы искрящийся хвост.
3. Что поддерживает форму тела и обеспечивает движение?
Цель: Изучить строение скелета лягушки, выявить особенности связанные с наземной средой обитания и сравнить со скелетом рыб.
- Какую роль выполняет скелет в жизни позвоночных животных?
- Давайте вспомним, из каких отделов состоит скелет речного окуня?
Особенности скелета земноводных изучим самостоятельно по инструктивной карточке, пользуясь учебником, таблицей, раздаточным материалом. Начертить в тетради таблицу, заполнить 1 и 2 столбики, 3 столбик заполнить дома.
Инструктивная карточка по теме:
“Особенности строения и значение скелета лягушки”.
Цель работы:
- Выявить особенности скелета лягушки в связи со средой обитания.
- В чём проявляется усложнение строения скелета
лягушки по сравнению со скелетом костных рыб?
- Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей.
- Рассмотрите череп, определите его форму. Найдите мозговую часть черепа и кости верхней и нижней челюстей.
- Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на то, что многие из них прочно соединены между собой.
- Найдите плечевой пояс - опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.
- Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей, и кисть с четырьмя пальцами.
- Найдите пояс задних конечностей - таз. Он состоит из сросшихся костей и очень плотно примыкает к позвоночнику.
- Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.
- 8. Заполните таблицу.
Отделы скелета | Название костей, особенности строения. | Значение. |
1.Череп. | ||
2.Позвоночник. | ||
3.Плечевой пояс. | ||
4.Скелет передней конечности | ||
5.Пояс задних конечностей. | ||
6.Скелет задней конечности. |
Вывод:
Проверка выполнения работы по вопросам поставленной цели.
1. В связи с жизнью на суше и передвижением с помощью прыжков можно различить в скелете лягушки: широкий череп; один шейный позвонок; позвоночник, разделённый на отделы: шейный, туловищный, крестцовый; наличие поясов конечностей, длинные задние и короткие передние конечности.
2. Усложнение проявляются в строении черепа, позвоночника (дифференциация на отделы), пояса конечностей, нет ребер.
Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб, состоит из разных групп мышц. У представителей отряда бесхвостые хорошо развиты мышцы конечностей. У хвостатых также хорошо развиты мышцы хвоста.
4. Закрепление изученной темы по вопросам:
- Какие факторы ограничивают распространение земноводных на суше?
- Кожа лягушки покрыта влажной слизистой плёнкой. Какое значение имеет влажность кожи в жизни лягушки.
- Во многих сёлах Украины - обычай – летом, чтобы молоко оставалось свежим и не портилось, опускать в него лягушку. Что вы думаете, по этому поводу?
- В процессе эволюции у земноводных сформировались конечности рычажного типа. В чём биологическое значение такого способа передвижения?
5. Подведение итогов урока.