ЦЕЛИ:
1.Систематизация знаний учащихся о воде;
2.Развитие познавательного интереса;
3.Воспитание экологической культуры.
ВЕДУЩИЙ 1: Вода….Удивительная, парадоксальная, загадочная, непостижимая…Она была и остается музой, источником вдохновения не только поэтов, художников, композиторов, но и ученых-философов, естество- испытателей, которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы.
ВЕДУЩИЙ 2: 22 марта объявлен Международным Днем Воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты.
ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня мы с вами проведем интеллектуально-познавательную игру ''Где вода, там и жизнь'', в ходе которой вы сможете показать свои знания в данной области.
ВЕДУЩИЙ 2: В игре принимают участие две команды по пять человек. Каждой команде необходимо придумать название и выбрать капитана .
ВЕДУЩИЙ 1: Приступаем к выполнению конкурсных заданий.
1. ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
- Кто и когда впервые осуществил синтез воды? (А.Лавуазье в 1785г.)
- Какой воздух тяжелее – сухой или влажный (сухой, т.к. молекулярная масса воды меньше молекулярной массы воздуха)
- Почему яйцо не тонет в соленой воде? (потому что плотность соленой воды больше, чем пресной, значит больше и выталкивающая сила.)
- Можно ли высушить белье на морозе? (можно, т.к. лед тоже испаряется) .
- В каком органе человека содержится наибольшее количество воды и в каком - наименьшее? (стекловидное тело глаза - 99%,зубная эмаль-0,2%)
- Назовите восемь наименований состояния воды, принятые в метеорологии (пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи) .
- Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский )
- Почему стальная игла не тонет в абсолютно чистой воде? ( ее удерживают силы поверхностного натяжения воды ) .
2. ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
1.Началом пищевых цепей в водных экосистемах являются:
а) рыбы, б) икра рыб, в) планктон, г) личинки рыб.(в)
2. Эвтрофикация вызывается:
а) кислотными дождями, б) сточными водами, в) ветровой эрозией,
г) разливами нефти.(б)
3. Главным виновником химического загрязнения воды является:
а) водная эрозия, б) ветровая эрозия, в) человек, г) гниение растений.(в)
4. Пригодная для питья вода должна иметь рН:
а) 4, б) 5, в) 7, г) 9.(в)
5. Биоиндикатором загрязненной воды является:
а) аир болотный, б) водяной орех, в) ряска.(в)
6. Причиной обмеления малых рек является:
а) севообороты, б) глубокая вспашка, в) вырубка лесов, г) строительство дорог.(в)
7. Самый лучший метод очистки воды от загрязнения органическими
веществами: а) механический, б) химический, в) биологический,
г) физический.(в)
8. В среднем на одного жителя России в сутки расходуется воды:
а) 120л., б) 150л., в) 170л., г) 200л.(в)
9. Цунами – это:
а) ветер, б) волна, в) сильный ливень, г) крупный град.(б)
10. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании: а) рыб, б) растений, в) микроорганизмов, г) торфа.(в)
3. РЕКОРДЫ.
- Самая длинная река в мире? (Нил)
- Самая длинная река Европы? (Волга)
- Самый большой океан? (Тихий)
- Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
- Самое глубокое озеро мира? (Байкал)
- Материк, на котором содержится 80% пресной воды? (Антарктида)
- Самая полноводная река планеты? (Амазонка)
- Самая длинная река Евразии? (Янцзы)
4. АССОЦИАЦИИ.
Угадай слово, используя логический ряд.
- Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения. (Цунами)
- Испарение, облака, осадки, река. (Круговорот воды)
- Ветер , вода, бутылка, письмо.(Течения)
- Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище. (Водопад)
- Вода, соленость, доля вещества. (Промиле)
- Океан, корабль, лед, гора, опасность.(Айсберг)
5. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
- Алена-царевна по городу ходила,
Ключи обронила.
Месяц видел – Солнце взяло. (Роса) - С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад) - В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
- Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (Роса)
- Растет она вниз головою,
Не летом растет , а зимою. (Сосулька) - В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять. (Вода) - Кругом вода, а с питьем беда.
Кто знает, где это бывает? (В море) - Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать днем -
Ищем, ищем, не найдем. (Роса) - Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник) - Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает. (Снег)
6. НАЙДИ СООТВЕТСТВИЕ.
Каждому термину подбери соответствующее определение.
- Гидробионты.
- Нейстон.
- Планктон.
- Нектон.
- Бентос.
А. Активно плавающие животные, способные преодолевать значительные расстояния.
Б. Организмы, живущие в воде.
В. Совокупность организмов, обитающих у поверхностной пленки воды, прикрепляющихся к ней сверху или снизу.
Г. Совокупность организмов, обитающих на грунте или в грунте водоемов.
Д. Организмы, населяющие толщу воды и не способные противостоять переносу течениями.
Ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – Д, 4 – А, 5 - Г.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
ВЕДУЩИЙ:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - Вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!