Направленность программы
Еще вчера самым страшным словом считалось «война», сегодня, наряду с ним – «Экологическая катастрофа». Впрочем, сказать что сегодня, будет не совсем точно. Уже и вчера и позавчера мы ощущали тревожные и даже угрожающие симптомы. Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология и здоровье – одна из важнейших.
Когда дети, живущие на садовом кольце, болеют в 6 раз чаще их сверстников из других районов Москвы, а в среднеазиатских странах СНГ едва ли не самая высокая смертность, то виной тому отравленная атмосфера, вода, пища. Все чаще в пище обнаруживаются нежелательные примеси, снижающие иммунитет остатки лекарств, препаратов, гормонов, тяжелые металлы, пестициды. Как с этим бороться? Как сделать так, чтобы производство экологически чистых продуктов стало экономически выгодно?
Пока эти вопросы повисают в воздухе. Между тем 30% населения нашей страны проживают в зоне экологического бедствия, а еще 35-40% - в экологически неблагополучных условиях. Опыт других стран показывает, как важно неотложно принять необходимые законодательные и практические меры для охраны окружающей среды, что единственный путь исправления сложившейся ситуации – постепенный отказ от использования пестицидов и развитие экологически обоснованных форм ведения сельского хозяйства, что сегодня как никогда остро стоит проблема экологической культуры и грамотности всего населения.
Нам нужно изучить и понять сложную систему, которую представляет собой планета Земля, эту огромную экосистему, в которой поток материи и энергии упорно пересекает любые границы между средами, является основой процессов обмена веществ в живых организмах. Здесь велика роль биологической науки. Именно она в состоянии не только поставить и уточнить диагноз, но и предугадать его заранее для того, чтобы определить способы лечения. Она стоит на страже здоровья людей, она берет на себя ответственность за объективность и научность оценок.
Усилиями учителей биологии и экологии прививается детям любовь к природе, показываются ее величие, красота и ранимость; становится видимым мир сложных взаимодействий живой природы, человека и среды, экологии и здоровья. Это важная ответственная работа, ибо результат ее влияет на экологическую грамотность и нравственность подрастающего поколения. Очевидно, только повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить и стиль мышления хозяйственных руководителей, поведение каждого гражданина. Экологически грамотный человек будет знать как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия; он не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства по отношению к ее ресурсам - будь то вода, топливо или электроэнергия.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Экологические проблемы крупных городов – особо актуальны для каждого жителя такого крупного мегаполиса, каким является Москва. Поэтому, программа нашего кружка затрагивает прежде всего вопросы загрязнения городской среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям крупных городов – сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в городе, сохранение видового разнообразия городской экосистемы, сохранение здоровья человека.
Формы и методы.
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
- стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);
- способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;
- обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)
- вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.)
Режим занятий.
Занятия проводятся в 2 группах по 3 часа (всего – 6 часов в неделю) в учебных классах: 1 группа (5 класс) - 15 ; 2 группа (6 класс) – 15 чел., Однако возможны выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции по очистке территории и др. как во время занятий, так и в дополнительное время.
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:
1. Программа составлена учителем с 15-летним стажем работы в этой области;
2. Использованы интересные методы и формы работы с учащимися;
3. Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (экология округа, района, пришкольной территории);
4. Изучено большое количество специальной литературы, подобран материал для проведения практических работ с учетом имеющихся в школе средств для проведения данных работ;
5. В осуществлении некоторых мероприятий принимают участие учащиеся всей школы, а также их родители и жители района «Зюзино»
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная программа рассчитана на учащихся разных возрастных категорий – учащихся 5-6-х классов (начальный курс экологии). Однако может быть использована для учащихся старших классов.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на один учебный год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).
Ожидаемые результаты.
- Повышение уровня экологической грамотности;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
- Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;
- Привлечение внимания и средств администрации района, округа, города к экологическим проблемам города.
Тематическое планирование занятий.
Группа №1, 10-12 лет
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Введение в экологию. Основные экологические понятия Экологическое проектирование |
12 |
2. |
Город и человек: загрязнение окружающей среды, влияние городской среды на здоровее человека |
16 |
3. |
Жизнь растений в городе |
15 |
4. |
Жизнь животных в городе |
15 |
5. |
Экологическая обстановка г. Москвы, ЮЗАО |
15 |
6. |
Экологическая обстановка района «Зюзино» |
13 |
7. |
Экологическая обстановка в школе № 533 и пришкольной территории |
22 |
ИТОГО |
108 |
Группа № 1.
Содержание занятий.
Первый год обучения, 10-12 лет.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
1. |
Введение в экологию. Цели и задачи экологии |
3 |
Теория |
2. |
Биологические сообщества |
3 |
Теория. Видеофильм |
3. |
Структура экосистем |
3 |
Теория, экскурсия в Битцевский лесопарк |
4. |
Экологические проблемы человечества |
3 |
Теория. Видеофильм |
5. |
Город и человек. Деятельность человека и воздействие его на окружающую среду |
3 |
Теория |
6. |
Транспорт, его влияние на окружающую среду. |
3 |
Теория. Видеофильм |
7. |
Город и здоровье человека. Конференция |
3 |
Теория, практика |
8. |
Город и здоровье человека |
3 |
Теория |
9. |
Подготовка и выпуск стенгазеты «Человек и город» |
3 |
Теория, Практика |
10. |
Анкетирование учащихся школы «Здоровье человека в городе» |
1 |
Практика |
11. |
Многообразие растений в городе |
3 |
Теория |
12. |
Изучение состояния растительности города |
3 |
Практика |
13. |
Создание энциклопедии растений пришкольной территории |
3 |
Практика |
14. |
Растения Красной книги |
3 |
Теория Экскурсия в Битцевский лесопарк |
15. |
Проект по озеленению пришкольной территории «Зеленая школа» |
3 |
Практика |
16. |
Жизнь животных в городе |
3 |
Теория, видеофильм |
17. |
Многообразие животных города |
3 |
Теория |
18. |
Изучение видового разнообразия животного мира города |
3 |
Практика Экскурсия |
19. |
Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей |
3 |
Теория Конференция |
20. |
Охрана животных города |
3 |
Теория |
21. |
Экологическая обстановка г.Москвы |
3 |
Теория, видеофильм |
22. |
Экологическая обстановка ЮЗАО |
3 |
Теория |
23. |
Составление экологической карты ЮЗАО |
3 |
Практика |
24. |
Экология и заболевания людей в городе и округе |
3 |
Теория |
25. |
Подготовка и выпуск газеты «Экология нашего округа» |
2 |
Практика |
26. |
Конференция «Экология нашего города» |
1 |
Практика |
27. |
Экологическая обстановка «Зюзино» |
3 |
Теория, видеоролик |
28. |
Создание компьютерной презентации «экология нашего района» | 3 |
Теория, практика |
29. |
Мониторинг состояния воздуха, воды, почвы нашего района |
3 |
Практика |
30. |
Конференция «Экология района «Зюзино» |
3 |
Практика |
31. |
Выпуск газеты по итогам конференции |
1 |
Практика |
32. |
Экологическая обстановка пришкольной территории |
3 |
Теория |
33. |
Экология школьного здания. Экологический паспорт школы |
3 |
Теория, практика |
34. |
Чистота школьных помещений и их влияние на здоровье людей |
3 |
Теория, практика |
35. |
Режим питания школьников.Выпуск газеты «Что мы едим?» |
3 |
Теория, практика |
36. |
Изучение состояния пришкольной территории |
3 |
Теория, практика |
37. |
Исследование чистоты воздуха, воды, почвы на территории школы |
3 |
Теория, праткика |
38. |
Конференция «Экология школы № 533» |
3 |
Практика |
39. |
Выпуск стенгазеты по итогам конференции |
1 |
Практика |
Группа №2.
Тематическое планирование занятий
Второй год обучения, 12-13 лет
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Экология – основные задачи и проблемы человечества. Растения – источник энергии и органических веществ на Земле. |
14 |
2. |
Введение в ботанику. Жизнь растений в городе. Экологический мониторинг растительности пришкольной территории |
23 |
3. |
Лесные ресурсы и их роль в экосистемах и биосфере. Мероприятия по восстановлению растительности. Охрана почв. |
16 |
4. |
Экологическое проектирование. Проект и его реализация. Выбор темы, оформление, предзащита |
16 |
5. |
Экологическая обстановка в школе. Роль комнатных растений в очистке воздуха. Профилактика заболеваний |
21 |
6. |
Защита экологических проектов : «Охрана растений. Роль растений в улучшении экологической обстановки города» |
18 |
7. |
Итого: |
108 |
Содержание занятий
(Группа № 2, второй год обучения, 12-13 лет)
№ |
Тема занятия |
Часы |
Вид деятельности |
1. |
Экология. Проблемы и задачи. План работы на год |
3 |
Теория |
2. |
Роль зеленых растений в биосфере. |
3 |
Теория |
3. |
Фотосинтез – процесс образования органических веществ. Лабораторный практикум |
3 |
Теория Практические занятия |
4. |
Дыхание растений. Лабораторный практикум |
3 |
Теория Практические занятия |
5. |
Передача энергии и веществ по пищевым цепям в сообществах. |
2 |
Ролевая игра |
6. |
Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Экологические группы растений |
3 |
Теория Экскурсия по пришкольной территории |
7. |
Жизнь растений в городе |
3 |
Теория |
8. |
Биоиндикация |
3 |
Теория |
9. |
Исследование растительности пришкольной территории. Определение степени повреждения растений города |
3 |
Теория Практика |
10. |
Лабораторный практикум : Определение степени загрязнения растительности пришкольной территории |
3 |
Практика |
11. |
Составление энциклопедии растительности пришкольной территории |
3 |
Практика |
12. |
Роль растений в жизни города |
3 |
Теория Видеофильм |
13. |
Выпуск газеты «Растения в городе» |
2 |
Практика |
14. |
Лес и его роль в экосистемах |
3 |
Теория |
15. |
Значение леса в жизни человека |
3 |
Теория. Видеофильм |
16. |
Охрана лесов. Меры предупреждения Исчезновения лесов |
3 |
Теория |
17. |
Почвы. Типы почв. Изучение состава почв |
3 |
Теория Практика |
18. |
Охрана почв. Меры предупреждения почвенной эрозии |
3 |
Теория Практика |
19. |
Конкурс плакатов «Лес – наше богатство» |
1 |
Практика |
20. |
Экологическое проектирование. Подготовка ученических проектов к защите. |
3 |
Теория |
21. |
Цели и задачи проекта |
3 |
Теория |
22. |
Гипотеза, этапы работы, Результаты |
3 |
Теория |
23. |
Требования к оформлению проектных работ |
3 |
Теория |
24. |
Оформление постера |
3 |
Теория, практика |
25. |
Предзащита ученических проектов |
1 |
Практика |
26. |
Экологическая обстановка в школе. Анкетирование учащихся |
3 |
Теория Практика |
27. |
Проветривание помещений. Влияние чистого воздуха на здоровье человека |
3 |
Теория Практика |
28. |
Конкурс чистоты классных кабинетов |
3 |
Практика |
29. |
Комнатные растения и их роль в очистке воздуха в помещении |
3 |
Теория |
30. |
Конференция «Комнатные растения» |
3 |
Практика |
31. |
Фитонциды и их влияние на здоровье человека |
3 |
Теория |
32. |
Составление энциклопедии комнатных растений, растущих в школе |
3 |
Практика |
33. |
Подготовка к защите школьных ученических проектов |
3 |
Теория Практика |
34. |
Практические занятия (выполнение практических работ по проекту) |
3 |
Практика |
35 |
Практические занятия в компьютерном классе |
3 |
Практика |
36. |
Предзащита проектов «Роль растений в жизни города» | 3 |
Практика |
37. |
Проведение конференции |
3 |
Практика |
38. |
Посещение Биологического музея имени К.А. Тимирязева |
3 |
Экскурсия |
39. |
Подготовка проектов. Цели, гипотеза |
3 |
Теория, практика |
40. |
Реализация проекта. Этапы работы |
3 |
Теория |
41 |
Выполнение проектной работы |
3 |
Практика |
42 |
Оформление постера |
3 |
Практика |
43 |
Предзащита проектов |
3 |
Практика |
44 |
Защита проектов. Конференция |
3 |
Практика |
Литература.
- «Птицы Москвы», Е.В. Нестеров и др., Государственный Дарвиновский музей, 1997г.
- «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник , М: «Дрофа», 1998г.
- «Фотографирование как метод экологического воспитания и образования» Колосков А.В., МГДТД Ю, 1998г.
- Журнал «Школьные технологии», «Экология эстетика пришкольного участка», Н.А. Пугал, № 3, 1998
- «Практические занятия по экологии». .Д. Зверев, М: «Просвещение».1998г
- «Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль, «Академия развития», 1998г.
- «Внеклассная работа. Биология., 3-8 классы»,Н.А. Касаткина, Волгоград, 2001г. «Учитель»
- «Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ 10(11) .А. Жигарев и др.,»Дрофа», 2002г.
- «Экологическое право РФ» Курс лекций, Ю.Е. Винокуров, М:МНЭПУ,1997г.
- «Основы Экологии»,10(11) Н.М. Чернова и др., М:»Просвещение», 2002г.
- «Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М: «Новая школа», 1997.
- «Среда нашего обитания» 4 тома, П.Ревелль, Ч. Ревелль, «Мир», 1995г.
- «Экология» Е.А. Криксунов др., «Дрофа», 2001г.
- «Экология» 10 -11 кл, С.В. Алексеев, Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 1997г.
- «Экология, 10-11» , А.Т. Зверев. М: «Оникс 21 век», 2004г.
- «Экология. Краткий справочник школьника»,9-11 кл, «Дрофа».1997