Цикл уроков биологии по теме: "Общий обзор организма человека"

Разделы: Биология


Требования к результатам изучения темы.

Учащиеся знают:

  • клеточное строение организма;
  • строение животной клетки,
  • функции частей и органоидов клетки;
  • строение и значение тканей;
  • органы и системы органов.

Учащиеся умеют:

  • называть части и органоиды клеток организма человека, типы тканей, органы и системы органов;
  • раскрывать особенности строения и функций частей и органоидов клеток человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека;
  • распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.

Учащиеся могут:

  • раскрывать функции органоидов клеток, видимых под световым микроскопом, типов тканей;
  • доказывают взаимосвязь частей и органоидов клеток, направленную на функциональное единство тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза организма.

Планирование темы.

Уроки 1-2. Обзор строения и функций организма.

Клеточное строение организма. Лабораторная работа.

“Строение животной клетки”.

Урок 3. Ткани и органы.

Урок 4. Органы. Системы органов. Организм.

Уроки 1-2. Клеточное строение организма.

Задачи:

  • сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембрана, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);
  • сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;
  • продолжить формировать умение распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;
  • развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами;
  • развивать умение выделять главное;
  • совершенствовать логическое мышление.

Оборудование:

  • световые микроскопы, микропрепараты животных клеток;
  • таблица “Строение животной клетки”;
  • динамическая модель “Строение клетки”;
  • таблица “Строение растительной клетки”;
  • видеофильм (диа- или кинофильм);
  • слайды.

Методические рекомендации:

I. Актуализация знаний о строении растительной и животной клеток из курса “Живые организмы” (6 класс). (Беседа, использование таблиц “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, рисунков в учебнике).

1. Повторение материала о клеточном строении организмов, о строении растительной и животной клеток. (Фронтальная беседа.)

2. Проверка умений работать с микроскопом, микропрепаратами.

II. Изучение нового материала.

1. Клеточное строение организма (рассказ-лекция учителя с элементами беседы, с использованием таблицы и динамической модели “Строение клетки”).

План изучения (изложения) материала:

  • разнообразие клеток в организме человека (формы, размеры),
  • свойства живых клеток,
  • единство строения клеток. Основные части клетки, особенности их строения и функции;
  • основные органоиды клетки, строение и функции,
  • составление конспекта-таблицы.

Таблица. Строение клетки.

Название элементов клетки Особенности строения Функции
     

Сходство в строении клеток; сравнение животной и растительной клеток.

2. Лабораторная работа “Строение животной клетки”.

Микропрепараты клеток тканей:

а) эпителиальная ткань (клетки);

б) соединительная ткань (клетки крови);

в) нервная клетка;

г) мышечные ткани.

(Учащиеся работают парами или в группе. Рассматривают микропрепараты и зарисовывают по одной клетке. Делают вывод о сходстве в строении, о клетке как структурной и функциональной единице тела человека.)

3. Практическая работа (учащиеся отрабатывают материал о клеточном строении организма, проверяется усвоение темы; работа в группах по 4 человека).

Задания:

  • выберите правильные утверждения;
  • почему клетку считают структурным и функциональным элементом тела? (составить план, изложив по нему свои предположения);
  • сформулировать выводы о клеточном строении организма.

(Рекомендации: одной из групп можно дать творческое задание: составить проверочную работу оп теме на 2-3 варианта.)

III. Закрепление знаний (ответы групп).

IV. Задание на дом: изучить с. 35-37, повторить материал о растительной клетке; проработать все задания практической работы; составить текст для контроля знаний по теме в группе (паре).

Урок 3. Ткани и органы.

Задачи:

  • раскрыть понятия “ткань”, “орган”;
  • познакомить школьников с основными типами и видами тканей, их локализацией и функциями в организме человеке;
  • научить распознавать ткани и органы, ими образуемые;
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, микроскопами и микропрепаратами;
  • постановки лабораторных исследований и наблюдений.

Оборудование:

  • таблицы “Ткани”, “Органы человека”;
  • учебный кинофильм (или видеофильм) “Ткани животных и человека”;
  • модели “Деление клетки”.

Методические рекомендации.

I. Проверка знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания (взаимоопрос по теме “Клетка” по составленным учащимися вопросам, тестам; по заданиям и вопросам рубрики “Проверьте свои знаний” и т.д.).

2. Сравнение растительной и животной клеток с использованием моделей, таблиц.

3. Выполнение заданий Рабочей тетради.

II. Изучение нового материала.

1. Введение в тему, краткое повторение знаний о тканях и органах и выполняемых ими функциях (актуализация знаний из разделов “Растения”, “Животные”).

Беседа с учащимися:

  • дайте определение понятия “ткань”;
  • назовите виды растительных и животных тканей, их функции и локализацию в организмах растений, животных;
  • что называют “органом”? Приведите примеры органов у млекопитающих животных;
  • можно ли сказать, что строение органа зависит от его функции? Ответ поясните;
  • что образуют органы, выполняющие общую функцию?
  • клетки каких тканей вы рассматривали на прошлом уроке? Что узнали об их строении?

2. Типы тканей, строение, функции (самостоятельная работа с учебником, видео- или кинофильмом; заполнение таблицы; словарная работа).

3. Заполните таблицу

Таблица “Ткани организма человека”.

Тип, вид ткани Строение Локализация Функция
рисунок особенность
         

Методические рекомендации к работе с таблицей.

При чтении текста учебника заполнить сведения и типе, виде, локализации и функциях ткани, особенностях строения. Рисунок выполняется в ходе лабораторной работы.

4. Лабораторная работа “Ткани” (поисково-самостоятельная работа). Используя рисунки в учебнике, инструктивной карточке, определить тип и вид ткани.

III. Закрепление знаний.

1. Определите ткань (тип, вид). (Самостоятельная работа на 3 варианта).

1) соединительная (1 - кровь, 2 – костная, 3 – хрящевая);

2) мышечная (1 – поперечно-полосатая, 2 – гладкая, 3 – сердечная);

3) эпителиальная (1 – железистый, 2 – кубический, 3 – эпителий кожи);

4) нервная.

(работа проводится с использованием микропрепаратов, надписи на которых закрыты. По окончании работы взаимопроверка через кодоскоп; учащиеся по данному учителем критерию оценивают работы своих товарищей.)

2. Обобщение и выводы (о взаимосвязи строения тканей и органов с их функциями).

IV. Задание на дом: с. 41-44 учебника; повторить записи в тетради, ответить на вопросы рубрики “Проверьте свои знания”.

Урок 4. Органы. Системы органов. Организм.

Задачи:

  • сформировать у учащихся понятия “система органов”, “организм”;
  • познакомить с функциями основных физиологических систем и органов, их образующих;
  • показать взаимодействие органов, систем, аппаратов организма.

Оборудование:

  • таблицы с изображением различных систем органов человека, тканей, скелета и торса;
  • микроскопы (3-6 шт.);
  • микропрепараты тканей, изученных на прошлом уроке;
  • кодоскоп; ключи ответов на кодопленке.

? По каким признакам органы объединяют в физиологические системы?

Методические рекомендации:

I. Проверка и контроль знаний.

1. Письменный опрос (групповая, парная работа по выполнению заданий рубрик).

1-я группа: “Какие утверждения верны?”;

2-я группа: “Выберите правильный ответ” - взаимоконтроль, оригинал проверяет учитель.

2. Устный опрос (“по цепочке”, “вертушка” и пр.)

3-я и 4-я группы: “Проверьте свои знания”;

5-я группа: словарная работы (проверка знания терминов и понятий).

II. Изучение нового материала.

1. Органы.

2. Системы органов, их строение (органы составляющие), функции. (Самостоятельная работа с учебником: чтение текста и ответы на вопросы рубрики “Проверьте свои знания”; практическая работа на с. 50, словарная работа).

Таблица “Строение и функции систем органов”.

Название системы Строение (составляющие органы) Функции
     

III. Закрепление знаний.

1. Фронтальный опрос по заданию “Проверь свои знания”.

2. Обобщающая беседа по результатам самостоятельной практической работы; проверка заполнения таблицы (на кодограмме – заполненная таблица). Выводы.

IV. Задание на дом: проработать изученный материал по учебнику и тетради.