Требования к результатам изучения темы.
Учащиеся знают:
- клеточное строение организма;
- строение животной клетки,
- функции частей и органоидов клетки;
- строение и значение тканей;
- органы и системы органов.
Учащиеся умеют:
- называть части и органоиды клеток организма человека, типы тканей, органы и системы органов;
- раскрывать особенности строения и функций частей и органоидов клеток человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека;
- распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей, на торсе – основные органы.
Учащиеся могут:
- раскрывать функции органоидов клеток, видимых под световым микроскопом, типов тканей;
- доказывают взаимосвязь частей и органоидов клеток, направленную на функциональное единство тканей, органов и систем, поддержание гомеостаза организма.
Планирование темы.
Уроки 1-2. Обзор строения и функций организма.
Клеточное строение организма. Лабораторная работа.
“Строение животной клетки”.
Урок 3. Ткани и органы.
Урок 4. Органы. Системы органов. Организм.
Уроки 1-2. Клеточное строение организма.
Задачи:
- сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембрана, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);
- сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;
- продолжить формировать умение распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;
- развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами;
- развивать умение выделять главное;
- совершенствовать логическое мышление.
Оборудование:
- световые микроскопы, микропрепараты животных клеток;
- таблица “Строение животной клетки”;
- динамическая модель “Строение клетки”;
- таблица “Строение растительной клетки”;
- видеофильм (диа- или кинофильм);
- слайды.
Методические рекомендации:
I. Актуализация знаний о строении растительной и животной клеток из курса “Живые организмы” (6 класс). (Беседа, использование таблиц “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, рисунков в учебнике).
1. Повторение материала о клеточном строении организмов, о строении растительной и животной клеток. (Фронтальная беседа.)
2. Проверка умений работать с микроскопом, микропрепаратами.
II. Изучение нового материала.
1. Клеточное строение организма (рассказ-лекция учителя с элементами беседы, с использованием таблицы и динамической модели “Строение клетки”).
План изучения (изложения) материала:
- разнообразие клеток в организме человека (формы, размеры),
- свойства живых клеток,
- единство строения клеток. Основные части клетки, особенности их строения и функции;
- основные органоиды клетки, строение и функции,
- составление конспекта-таблицы.
Таблица. Строение клетки.
Название элементов клетки | Особенности строения | Функции |
Сходство в строении клеток; сравнение животной и растительной клеток.
2. Лабораторная работа “Строение животной клетки”.
Микропрепараты клеток тканей:
а) эпителиальная ткань (клетки);
б) соединительная ткань (клетки крови);
в) нервная клетка;
г) мышечные ткани.
(Учащиеся работают парами или в группе. Рассматривают микропрепараты и зарисовывают по одной клетке. Делают вывод о сходстве в строении, о клетке как структурной и функциональной единице тела человека.)
3. Практическая работа (учащиеся отрабатывают материал о клеточном строении организма, проверяется усвоение темы; работа в группах по 4 человека).
Задания:
- выберите правильные утверждения;
- почему клетку считают структурным и функциональным элементом тела? (составить план, изложив по нему свои предположения);
- сформулировать выводы о клеточном строении организма.
(Рекомендации: одной из групп можно дать творческое задание: составить проверочную работу оп теме на 2-3 варианта.)
III. Закрепление знаний (ответы групп).
IV. Задание на дом: изучить с. 35-37, повторить материал о растительной клетке; проработать все задания практической работы; составить текст для контроля знаний по теме в группе (паре).
Урок 3. Ткани и органы.
Задачи:
- раскрыть понятия “ткань”, “орган”;
- познакомить школьников с основными типами и видами тканей, их локализацией и функциями в организме человеке;
- научить распознавать ткани и органы, ими образуемые;
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, микроскопами и микропрепаратами;
- постановки лабораторных исследований и наблюдений.
Оборудование:
- таблицы “Ткани”, “Органы человека”;
- учебный кинофильм (или видеофильм) “Ткани животных и человека”;
- модели “Деление клетки”.
Методические рекомендации.
I. Проверка знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания (взаимоопрос по теме “Клетка” по составленным учащимися вопросам, тестам; по заданиям и вопросам рубрики “Проверьте свои знаний” и т.д.).
2. Сравнение растительной и животной клеток с использованием моделей, таблиц.
3. Выполнение заданий Рабочей тетради.
II. Изучение нового материала.
1. Введение в тему, краткое повторение знаний о тканях и органах и выполняемых ими функциях (актуализация знаний из разделов “Растения”, “Животные”).
Беседа с учащимися:
- дайте определение понятия “ткань”;
- назовите виды растительных и животных тканей, их функции и локализацию в организмах растений, животных;
- что называют “органом”? Приведите примеры органов у млекопитающих животных;
- можно ли сказать, что строение органа зависит от его функции? Ответ поясните;
- что образуют органы, выполняющие общую функцию?
- клетки каких тканей вы рассматривали на прошлом уроке? Что узнали об их строении?
2. Типы тканей, строение, функции (самостоятельная работа с учебником, видео- или кинофильмом; заполнение таблицы; словарная работа).
3. Заполните таблицу
Таблица “Ткани организма человека”.
Тип, вид ткани | Строение | Локализация | Функция | |
рисунок | особенность | |||
Методические рекомендации к работе с таблицей.
При чтении текста учебника заполнить сведения и типе, виде, локализации и функциях ткани, особенностях строения. Рисунок выполняется в ходе лабораторной работы.
4. Лабораторная работа “Ткани” (поисково-самостоятельная работа). Используя рисунки в учебнике, инструктивной карточке, определить тип и вид ткани.
III. Закрепление знаний.
1. Определите ткань (тип, вид). (Самостоятельная работа на 3 варианта).
1) соединительная (1 - кровь, 2 – костная, 3 – хрящевая);
2) мышечная (1 – поперечно-полосатая, 2 – гладкая, 3 – сердечная);
3) эпителиальная (1 – железистый, 2 – кубический, 3 – эпителий кожи);
4) нервная.
(работа проводится с использованием микропрепаратов, надписи на которых закрыты. По окончании работы взаимопроверка через кодоскоп; учащиеся по данному учителем критерию оценивают работы своих товарищей.)
2. Обобщение и выводы (о взаимосвязи строения тканей и органов с их функциями).
IV. Задание на дом: с. 41-44 учебника; повторить записи в тетради, ответить на вопросы рубрики “Проверьте свои знания”.
Урок 4. Органы. Системы органов. Организм.
Задачи:
- сформировать у учащихся понятия “система органов”, “организм”;
- познакомить с функциями основных физиологических систем и органов, их образующих;
- показать взаимодействие органов, систем, аппаратов организма.
Оборудование:
- таблицы с изображением различных систем органов человека, тканей, скелета и торса;
- микроскопы (3-6 шт.);
- микропрепараты тканей, изученных на прошлом уроке;
- кодоскоп; ключи ответов на кодопленке.
? По каким признакам органы объединяют в физиологические системы?
Методические рекомендации:
I. Проверка и контроль знаний.
1. Письменный опрос (групповая, парная работа по выполнению заданий рубрик).
1-я группа: “Какие утверждения верны?”;
2-я группа: “Выберите правильный ответ” - взаимоконтроль, оригинал проверяет учитель.
2. Устный опрос (“по цепочке”, “вертушка” и пр.)
3-я и 4-я группы: “Проверьте свои знания”;
5-я группа: словарная работы (проверка знания терминов и понятий).
II. Изучение нового материала.
1. Органы.
2. Системы органов, их строение (органы составляющие), функции. (Самостоятельная работа с учебником: чтение текста и ответы на вопросы рубрики “Проверьте свои знания”; практическая работа на с. 50, словарная работа).
Таблица “Строение и функции систем органов”.
Название системы | Строение (составляющие органы) | Функции |
III. Закрепление знаний.
1. Фронтальный опрос по заданию “Проверь свои знания”.
2. Обобщающая беседа по результатам самостоятельной практической работы; проверка заполнения таблицы (на кодограмме – заполненная таблица). Выводы.
IV. Задание на дом: проработать изученный материал по учебнику и тетради.