Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Задачи урока
- Образовательная: изучить особенности роста и развития растительного организма, показать роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений.
- Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общения
- Воспитательная: обоснование целостности живой природы, бережного отношения ко всем ее представителям.
Ход урока
Изучение нового материала
Индуктор – начало мотивирующее творческую деятельность каждого:
Загадка классу –
Прилетела пава, села на лаву,
Распустила перья для всякой зелени. (Весна)
Учитель: вспомните высказывания и народные приметы о весне, записать их в технологическую карту урока.
Весною и оглобля за одну ночь травой обрастет
Весна-красна пришла – зелень пошла
Учитель: Почему урок начинаем с этих высказываний?
Тема урока: Рост и развитие растений
(Правильные ответы учащихся поощряются бутонами цветов, из которых в конце урока можно составить “букет настроения” на доске)
Учитель: Слово “растение” происходит от глагола “расти” и отражает самую важную отличительную черту этой группы организмов – увеличение размеров и массы особи за счет увеличения числа и массы клеток. Но ведь животные тоже растут? Маленькие слепые котята в будущем становятся взрослыми большими животными. Таких примеров вы сами можете привести множество. Но давайте подумаем: чем же рост растения отличается от роста животных и человека?
(Парная работа с записью в технологической карте:
- постоянный рост растений
- постоянная смена основных органов
- рост – единственная возможность перемещения растений)
Учитель: Можем ли мы сказать, что слова “рост” и “развитие” являются синонимами, обозначают одно явление? Попробуйте охарактеризовать развитие растения.
(Развитие – процесс преобразования организма от зарождения до конца жизни)
Учитель: С чего начинается развитие любого организма?
(С оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы)
Учитель:
- Ну, дружочек, не зевай-ка,
Что в мешочке угадай-ка!
Игра “Угадай-ка”, в которой учитель может отвечать на вопросы односложно – “да” или “нет”. В мешочке находятся семена, о чем учащиеся и должны узнать.
Учитель: Почему именно семена были загаданы в этой игре?
(Потому что в семени заключен зародыш – будущее растение)
Учитель: Рассмотрите предложенные вам семена растений и рисунки учебника на с.140-141 и определите способ их распространения.
(Практическая работа с заполнением технологической карты)
Рефлексия – это самоанализ, закрепление изученного проводится в виде игры “Лови ошибку”.
(В предложенном тексте найти ошибки)
Сказать хочу вам по секрету, что лучше времени и нету,
Когда растет все и цветет, и сердце радостно поет.
Увеличение размеров нам говорит лишь о развитьи,
И это главное, поймите.
Начало жизни – от плода, легко запомнить можно, да?
А для чего же яйцеклетки в толк взять я не могу совсем уж, детки.
Быть может для распространенья, забавы или развлеченья?
Запуталась совсем, простите и разобраться помогите -
Вот желудь по небу летает, взбешенный огурец стреляет,
Костянку скушал муравей – ошибки ищем поскорей!
Домашнее задание: с.140 учебника, записать преимущества семенного размножения.