Цель: Создать условия для изучения нового материала, закрепления и систематизации, имеющихся уже знаний о признаках растений, которые позволяют их объединять в одну группу и распределять по разным систематическим группам – отделам, на основе которых выстраивается линия эволюционного развития.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания о классификации растений по систематическим группам - отделам.
- Закрепить умение выделять основные признаки у растений для их систематизации как компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
- Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения как компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности.
Развивающие:
- Продолжить развивать умение структурировать и оформлять результаты учебной деятельности.
- Продолжить развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Продолжить развитие у учащихся ориентировочной основы системного мышления в контексте современной естественно научной картины мира как компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательная:
- Продолжить развитие коммуникативных компетенций (умение работать в группе; высказывать и отстаивать свое мнение; слушать и слышать мнение других; воспринимать и ассимилировать поступающую информацию извне; проявлять рефлексивное поведение).
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
- Понимание, какие признаки позволяют разделять и объединять растения по систематическим группам.
- Понимать в чем сущность и различие в процессах размножения разных систематических групп.
- Умение объяснять родство, общность происхождения, различия и эволюцию на примере высших растений; взаимосвязь этих организмов и окружающей среды.
- Умение изучать объекты.
- Умение распознавать и описывать на таблицах, живых и гербарных объектах особенности строения группы растений.
- Умение выявлять приспособленности растительных организмов к среде обитания.
- Умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.
- Умение определять принадлежность конкретного растения к определенной систематической группе.
- Умение производить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника.
Оборудование:
- Учебник биологии 6 класса Пономаревой И. Н. , Корниловой О. А. , Кучменко В. С. “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники” (М. : 2004, 2006Вентана-Графф) [учебник может быть В. В. Пасечник “Биология. Бактерии, грибы, растения” (“Дрофа”);
- А. Г. Еленевский, М. А. Гуленкова “Биология. Растения. Бактерии. Грибы” (Дрофв)], рабочая тетрадь.
- Живые комнатные растения: папоротники (Нефролепис, Адиантум [Венерин волос]), туя, кипарис, пеларгония, бегония, цветочный горшок, покрытый мхом и водорослями; шишки: сосны, лиственницы, кипариса, ели.
- Гербарии: ламинария, улотрикс, полевой и лесной хвощи, щитовник мужской, булавовидный плаун, сибирская сосна, липа, посевной горох, тимофеевка.
- Таблицы (развешаны в класса на стенах): эволюционное древо (на котором закрыты вопросительными знаками названия и рисунки отделов), строение хламидомонады, строение спирогиры, строение кукушкина льна, строение сфагнума, строение папоротника, строение хвоща и плауна, строение гороха, строение пшеницы, жизненный цикл кукушкина льна, жизненный цикл папоротника, жизненный цикл сосны.
- Графопроектор с кодограммами (жизненные циклы, заполняемая таблица №) или мультимедиапроектор.
Структура урока
Таблица № 1
Этап урока | Методы | Методические приемы | Время |
1. Организационный момент | 1 минута | ||
2. Адаптационный этап (подготовка учеников к восприятию нового материала – постановка цели урока (учебной задачи) и мотивация учения, актуализация знаний путем фронтального опроса) | Словесный: элементы дискуссии и
беседы (актуализация знаний), рассказа. Наглядный: использование изобразительных пособий |
Постановка проблемы, сравнения; выявление признаков; индивидуальная работа; постепенное открытие эволюционного древа, ответ с места | 5 – 7 минут |
3. Формирующий (основной) этап (решение учебной задачи: организация восприятия нового материала; работа по осмыслению и закреплению нового материала, через проверку знаний, обобщение и систематизацию имеющихся знаний) | Словесные: рассказ, элементы
дискуссии, работа с книгой (актуализация знаний). Практические:
распознавание и определение объектов,
наблюдение, элементы лабораторной работы. Наглядные: изучение натуральных объектов, изобразительных пособий |
Выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения, беседа, ответ у доски и с места; таблица для заполнения, высвеченная на доске; работа в группе; инструктивные карточки для работы в группе; раздача объектов учащимся; последовательное высвечивание заполненных граф таблицы | 25 – 27 минут |
4. Подведение итогов урока, рефлексия. | Словесные: рассказ | Обобщение – написание синквейна | 10 минут |
5. Домашнее задание | Словесные: рассказ | 2 – 3 минуты |
Содержание и методика проведения
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны. (Вс. А. Рождественский)
Вступление учителя: В истории развития Земля прошла достаточно много этапов, на которых живые организмы появлялись или изменялись. Развитию были подвержены все живые организмы от мельчайших одноклеточных до гигантских многоклеточных, и оно не прекратилось и сегодня.
Постановка учебной задачи:
Задание учащимся: прочитайте отрывок из стихотворения Всеволода Рождественского и попробуйте предположить, какую проблему сегодня предстоит разрешить на уроке.
Комментарий учителя: в лесу встречаются разнообразные представители царства растений. Сегодня нам предстоит, заполнить таблицу, характеризуя отделы высших растений, изученные ранее и охарактеризовать последний отдел растительного царства.
Актуализация знаний:
Проводится в форме беседы (фронтального опроса), учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, поднимая руку (вопросы и примерные ответы приведены в таблице № 2).
Таблица № 2
Вопросы учителя | Примерные ответы учеников |
Какие растительные организмы ученые считают наиболее простыми и древними? | Водоросли считаются наиболее простыми и древними растениями на Земле |
Какие водоросли, по мнению ученых, были первыми на планете Земля? | Одноклеточные водоросли по мнению ученых появились первыми |
Почему первыми были одноклеточные водорослями? | Первыми были одноклеточные водоросли, потому что они произошли от цианобактерий с появлением ядра |
Что постепенно произошло со строением водорослей? | Строение водорослей усложнилось и от одноклеточных появились многоклеточные |
Постепенно в изменяющихся условиях на планете жизнь начала выходить на сушу и стали появляться первые наземные растения это … | Псилофиты и риниофиты |
Что отличает их от водорослей? | Наличие поглощающей и фотосинтезирующей частей тела |
Где обитали эти первые наземные растения? | Они поселились на влажных берегах пресноводных водоемов, где вода то наступала на сушу, то отступала |
Почему они вымерли? | Они вымерли, потому что произошло изменение климатических условий на планете |
Какие сухопутные растения в настоящее время обитают во влажных местах? | В настоящее время во влажных местах обитают моховидные растения |
Мхи являются первыми высшими растениями. А почему они называются высшими? | У одноклеточных водорослей была одна клетка, у многоклеточных – таллом (слоевищем), но они не являлись органами, а у мхов появляются органы |
Какие органы есть у мхов? | У мхов выделяют следующие органы: стебель, листья и ризоиды |
Какая приспособленность для жизни на болоте есть у белого мха сфагнума? (В строении листа?) | В листьях сфагнума находится большое количество мертвых клеток, которые удерживают воды в 25 раз больше веса растения |
Какие отделы споровых растений выделились к моменту вымирания риниофитов и времени существования мхов? | К моменту вымирания риниофитов и времени существования мхов выделяются следующие отделы споровых растений; плауновидные, хвощевидные, папоротники |
Учащиеся открывают на таблице “Эволюционное древо” названные отделы, которые были закрыты вопросительными знаками.
Решение учебных задач:
Учащиеся по группам в течение 10 - 12 минут самостоятельно характеризуют отделы (моховидные, папоротники, плауновидные, хвощевидные, голосеменные растения) высших растений, заполняя таблицу в тетрадях, опираясь на имеющиеся уже у них сведения и используя таблицы, гербарии и живые растения в цветочных горшках (см. таблицу № 3).
По завершении работы каждая группа поочередно рассказывает всему классу составленную характеристику своего отдела. Учащиеся иллюстрируют ответ, показывая представителей называемого отдела на таблицах, в гербарии, а также демонстрируя растение в цветочном горшке. Учащиеся дополняют ответ, рассказывая о том, где они сами встречались с растениями из этого отдела (привлекается личностный опыт). На экран постепенно высвечивается заполнение таблицы (см. таблицу № 3).
При заполнении таблицы учащиеся пользуются инструктивными карточками (на примере отдела моховидные):
- Назовите известные Вам жизненные формы растений (существующих сегодня и вымерших), принадлежащих отделу моховидных.
- Где обитают растения моховидного отдела?
- Какое значение имеют растения отдела моховидные в природе и в жизни человека?
- Как выглядит цикл развития моховидных растений? Где в цикле развития находится половое и бесполое поколение?
- С помощью чего размножаются, расселяются растения отдела моховидные?
- Какое поколение преобладает в жизненном цикле растений отдела моховидные?
После характеристики отдела Голосеменные растения учитель просит учащихся посмотреть, какие гербарные экземпляры, находящиеся на столах у групп, и какие таблицы, развешанные в кабинете, не были использованы. Затем предлагает самостоятельно всем группам (в течение 5 минут) заполнить графы таблицы с помощью оставшихся гербарных экземпляров, живых растений и таблиц, а так же дать название данному отделу растений. По окончании отведенного времени начинается фронтальное заполнение соответствующих граф таблицы.
При подведении итогов учитель при необходимости подводит учеников к выводу о том, что растения сравнивают по тому, какое поколение преобладает в жизненном цикле, с помощью чего растения размножаются, расселяются; как идет эволюция (в сторону какого усложнения).
Комментарий учителя: Растения, о которых мы с вами говорили, размножаются и расселяются спорами. В эволюционном развитии мы видим усложнение строения растения и приспособленности к размножению и расселению. У голосеменных и покрытосеменных растений появляются семена, которые имеют зародыш и содержат минимальный запас питательных веществ, для начала развития молодого растения, и появилась защитная оболочка. (Вывод делается вместе, но затем самое основное учитель повторяет еще раз сам).
Домашнее задание:
Повторить сведения об изученных отделах растений, описать жизненный цикл покрытосеменных растений на отдельном листочке. Обосновать, почему этот отдел растений называется Покрытосеменные или Цветковые растения. Подготовиться к биологическому диктанту. По учебнику биологии 6 класса Пономаревой И. Н. , Корниловой О. А. , Кучменко В. С. “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”. Параграфы 37-43 (стр. 134-162)