Программа элективного курса "Пятый океан планеты"

Разделы: Химия, Биология, Экология


Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов, и является авторским курсом.

Рассчитан на один час в неделю и включает в себя 14 занятий (средней длительности).

Курс междисциплинарный.

Тема “Экология” в небольшом объёме изучается в курсе биологии 9-го и 11-го класса.

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Но в Федеральном базисном плане среди предметов, обязательных для изучения она не представлена.

Курс “Пятый океан планеты” рассчитан на более глубокое ознакомление учащихся 9-х классов с этой наукой, на примере изучения экологии воздушной оболочки Земли.

Цель: формирование понимания юношеством всеобщей связи и зависимости природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека и осознанию роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности, а также самоопределение учащихся в выборе профиля обучения, знакомство с особенностями работы эколога. В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социального и личностно значимого компонента образования человека.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование и развитие интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющего исследовать явления природы
  • формирование представлений(в форме научных знаний или художественных образов) об экологии атмосферы и биосферы в целом.
  • формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных экологических проблем современности.
  • раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющего исследовать
    явления природы.
  • интерес к изучению экологии, биологии, химии, информационных учебных программ.
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания.
  • творческих способностей.
  • выполнять измерения
  • выдвигать гипотезы
  • описывать результаты измерений
  • делать выводы
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии

Воспитательные:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру - профориентационная работа
  • педагогика сотрудничества
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Концепция:

Программа курса построена по принципу постепенного раскрытия материала, согласно логике: Вводное занятие (Что будем изучать? Как будем изучать? Чем мне будет полезен данный курс для выбора профиля обучения в старшей школе?) —> изучение составных частей воздуха (из истории открытия, состав, строение, свойства, значение в жизни человека и для его организма, влияние на экологию Земли) —> работа над творческими проектами (технология ТОГИС) —> заключительное занятие (защита творческих проектов).

В содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов.

Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

1. Данный курс опирается на знания учащихся по биологии, химии, физике, информатике.

2. Содержание курса отличается от тем курса “Биология” (экология), тем что включает в себя не только определённый объём знаний по экологии, но и способствует формированию нового мировоззрения на современный мир(компонент философии)

3. Курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:

  • Школьный учебник “Экология”, Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., 9 класс, М; “Дрофа”, 1996.
  • Мультимедийные курсы: “Экология, 10-11 классы”, ЗАО “1С”, 2004; “Экология”, Московский Государственный институт электроники и математики,2004.
  • Ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный центр. Учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе.

4. Возможны следующие виды деятельности учащихся:

  • написание рефератов по темам обобщающего характера: воздух, составные части воздуха, экология воздуха и.т.д.
  • составление сказок-загадок по данным темам и объектам.
  • творческие работы.
  • научные исследования.

5. Доля самостоятельности ученика при изучении курса достаточно велика. Учащиеся могут выбрать:

  • уровень и сложность самостоятельной работы.
  • объект изучения ( любая составная часть атмосферы; проблемы охраны природы, деятельность человека и.т.д.)
  • вид отчётных работ из предложенного перечня;
  • литературу и другие пособия, по которой будут готовить свои работы;
  • форму защиты своей работы.

6. Критерии успешности учащихся?

Ученик получает зачет (оценка не ниже “4”) при условии:

  • написание отчетной работы, в установленный срок, в выбранной учеником форме;
  • использование Интернет-технологии;
  • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (конкурс, смотр, презентация.).

7. Динамика интереса работы будет фиксироваться:

  • С помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседовании в процессе работы;

8. Форма итоговой отчетности: урок-презентация самостоятельных работ учащихся.

9. Особенности организации деятельности учащихся: изучение нового материала основано на применении компьютерных технологий.

10. Целесообразность построения курса: курс построен по модульному принципу.

Модуль состоит из блоков (порция материала, дающая возможность учащимся познакомиться с представлениями по данному вопросу; закрепить полученные знания.)

11. Чувствительность к сбоям: возможна компенсация, в результате самостоятельнойработы по изучению материала индивидуальной программе.

12. Уровень усвоения:

  • возможны все уровни усвоения, но в целом курс рассчитан на уровень “знать”, “уметь”, “применять”.

Ожидаемые результаты обучения.

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен

Знать:

  • взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
  • о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;
  • значение и свойства углекислого, инертных газов, кислорода, водорода.

Уметь:

  • выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
  • оперировать полученными знаниями для составления собственной картины мира, теоретического и практического освоения действительности.

Иметь представление:

  • об особенностях работы эколога.

Тематическое планирование курса.

Тема занятия Количество часов Форма проведения Форма контроля
1. Вводное занятие: “Мир в котором я живу” 1 Педагогическая мастерская “Природа не делится на разум без остатка” (смотри Приложение 1) Анкетирование

Педагогическая мастерсая проводится в сопровождении презентации, но её объём достаточно большой для публикации.

2. Тайна “Собачьей пещеры” 1 Разгадывание сказок-загадок; беседа; рассказ; видеодемонстрация. ------
3. Диоксид углерода “человекоубийственный гений” или дух “жизни”? 1 Рассказ учителя; беседа; составление схем; Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, в связи с парниковым эффектом.
4. “Я - альфа и омега, начало и конец, первый и последний” 1 Рассказ-лекция; демонстрация круговорота азота в природе; превращений азота в атмосфере; Д/З: заложить опыты по влиянию удобрений на жизнедеятельность растений(парная работа)(по желанию)
5. Сын Солнца и его братья: ленивый, тайный, новый, чужой и светящийся. 1 Рассказ учителя, виртуальная экскурсия. Д/З: реферат на тему “Происхождение названий химических элементов” (по желанию)
6. Огненный воздух. 1 Видеосюжеты, лекция, Д/З: исследование чистоты воздуха.
7. Три атома кислорода. 1 Рассказ учителя; демонстрации; Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, связанным с изучаемой проблемой.
8. Поллюганты или когда не помогут зонтики. 1 Видеосюжеты; беседа; применение знаний. Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, связанным с изучаемой проблемой.
9. Когда положительное – отрицательно, а отрицательное – положительно. 1 Лекция; беседа; -----------------------
10. Космос.Земля. “Ядерная зима”. 1 Видеосюжеты; рассказ; ------------------------
11– 12. Индивидуальная исследовательская деятельность. 2 Работа по индивидуальным планам. (методика ТОГИС) Написание отчетных работ ( см. выше)
13 - 14 “У каждого века вечность вопрошает: Что же свершиться в будущем с природой?”. (А.Кольцов.) 2 Защита творческих проектов. Письменные и устные сообщения, рефераты, творческие проекты, исследовательская деятельность.

Содержание курса.

1 занятие. “Мир в котором я живу”.

Педагогическая мастерская “Природа не делится на разум без остатка”; анкетирование.

2 занятие. “Тайна “Собачей пещеры”.

Занятие начинается с разгадки древних легенд: “Тайны “Собачей пещеры”” и “Тайны “Древней лампы”. Актуализация знаний об углекислом газе. История открытия диоксида углерода. Круговорот углерода в природе(видеодемонстрация)

3 занятие. “Диоксид углерода “человекоубийственный гений” или “дух жизни”?

Значение углекислого газа в природе и жизни человека: фотосинтез, воздушное удобрение, регулятор физиологических процессов, “парниковый эффект” и.т.д.. Писатели и учёные о будущем планеты. Мероприятия по сохранению планеты Земля.

4 занятие. “Я-альфа и омега, начало и конец, первый и последний”.

Азот: из истории открытия, название, строение, свойства, превращения азота в атмосфере, связывание азота, азотные удобрения-нитраты. Загрязнения почв и вод удобрениями. Правила внесения удобрений.

5 занятие. “Сын Солнца и его братья…”

Водород: из истории открытия, физические свойства, водород во Вселенной. Инертные газы: содержание в воздухе, свойства, применение.

6 занятие. “Огненный воздух”

Кислород: открытие, свойства, значение, применение.

7 занятие. “Три атома кислорода”

Озон-аллотропная модификация кислорода; строение , свойства. Озоновый экран и проблемы связанные с его разрушением.

8 занятие. “Поллюганты или когда не помогут зонтики.”

Загрязнения атмосферы продуктами промышленности, автомобильным транспортом

9 занятие. “Когда отрицательное-положительно, а положительное-отрицательно”.

Положительные и отрицательные ионы в воздухе. Аэроионы. “Космос. Земля. Ядерная Зима” (теория ядерной зимы Карла Сагана, исследования Российской академии наук; последствия военного конфликта для биосферы Земли и человека как ее части.

10-11 занятие. “Индивидуальная исследовательская деятельность”

Индивидуальная работа с детьми: оказание помощи в выполнении заданий. Каждому ученику (возможна работа в паре) заранее выдаётся

12-13 занятия. “У каждого века вечность вопрошает: Что же свершиться в будущем с природой?”

Защита работ.

Список литературы.

1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., Школьный учебник “Экология”, 9 класс, М; “Дрофа”, 1996.

2. Лейбин М.В. Глобалистика. Москва. 1992.

3. Муранов А.П. Волшебный и грозный мир природы.

4. Мультимедийные курсы: “Экология, 10-11 классы”, ЗАО “1С”, 2004; “Экология”,
Московский Государственный институт электроники и математики,2004.

5. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Москва. 1992.

6. Свиридонов Г. Здоровья кладезь-природа.

7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Москва. “Новая школа” 1994.

8. Терлецкий Е.Д. Лик невидимки. Москва.”Химия” 1982.

9. Материалы с сайта: WWW.ecosystema.ru . Ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный центр. Учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе.