Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов, и является авторским курсом.
Рассчитан на один час в неделю и включает в себя 14 занятий (средней длительности).
Курс междисциплинарный.
Тема “Экология” в небольшом объёме изучается в курсе биологии 9-го и 11-го класса.
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Но в Федеральном базисном плане среди предметов, обязательных для изучения она не представлена.
Курс “Пятый океан планеты” рассчитан на более глубокое ознакомление учащихся 9-х классов с этой наукой, на примере изучения экологии воздушной оболочки Земли.
Цель: формирование понимания юношеством всеобщей связи и зависимости природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека и осознанию роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности, а также самоопределение учащихся в выборе профиля обучения, знакомство с особенностями работы эколога. В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социального и личностно значимого компонента образования человека.
Задачи:
Образовательные:
- формирование и развитие интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющего исследовать явления природы
- формирование представлений(в форме научных знаний или художественных образов) об экологии атмосферы и биосферы в целом.
- формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных экологических проблем современности.
- раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных и практических
умений в области биологического эксперимента,
позволяющего исследовать
явления природы. - интерес к изучению экологии, биологии, химии, информационных учебных программ.
- умения самостоятельно приобретать и применять знания.
- творческих способностей.
- выполнять измерения
- выдвигать гипотезы
- описывать результаты измерений
- делать выводы
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии
Воспитательные:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру - профориентационная работа
- педагогика сотрудничества
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Концепция:
Программа курса построена по принципу постепенного раскрытия материала, согласно логике: Вводное занятие (Что будем изучать? Как будем изучать? Чем мне будет полезен данный курс для выбора профиля обучения в старшей школе?) —> изучение составных частей воздуха (из истории открытия, состав, строение, свойства, значение в жизни человека и для его организма, влияние на экологию Земли) —> работа над творческими проектами (технология ТОГИС) —> заключительное занятие (защита творческих проектов).
В содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов.
Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.
1. Данный курс опирается на знания учащихся по биологии, химии, физике, информатике.
2. Содержание курса отличается от тем курса “Биология” (экология), тем что включает в себя не только определённый объём знаний по экологии, но и способствует формированию нового мировоззрения на современный мир(компонент философии)
3. Курс обеспечен следующими учебными и вспомогательными материалами:
- Школьный учебник “Экология”, Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., 9 класс, М; “Дрофа”, 1996.
- Мультимедийные курсы: “Экология, 10-11 классы”, ЗАО “1С”, 2004; “Экология”, Московский Государственный институт электроники и математики,2004.
- Ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный центр. Учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе.
4. Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- написание рефератов по темам обобщающего характера: воздух, составные части воздуха, экология воздуха и.т.д.
- составление сказок-загадок по данным темам и объектам.
- творческие работы.
- научные исследования.
5. Доля самостоятельности ученика при изучении курса достаточно велика. Учащиеся могут выбрать:
- уровень и сложность самостоятельной работы.
- объект изучения ( любая составная часть атмосферы; проблемы охраны природы, деятельность человека и.т.д.)
- вид отчётных работ из предложенного перечня;
- литературу и другие пособия, по которой будут готовить свои работы;
- форму защиты своей работы.
6. Критерии успешности учащихся?
Ученик получает зачет (оценка не ниже “4”) при условии:
- написание отчетной работы, в установленный срок, в выбранной учеником форме;
- использование Интернет-технологии;
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за её пределами (конкурс, смотр, презентация.).
7. Динамика интереса работы будет фиксироваться:
- С помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседовании в процессе работы;
8. Форма итоговой отчетности: урок-презентация самостоятельных работ учащихся.
9. Особенности организации деятельности учащихся: изучение нового материала основано на применении компьютерных технологий.
10. Целесообразность построения курса: курс построен по модульному принципу.
Модуль состоит из блоков (порция материала, дающая возможность учащимся познакомиться с представлениями по данному вопросу; закрепить полученные знания.)
11. Чувствительность к сбоям: возможна компенсация, в результате самостоятельнойработы по изучению материала индивидуальной программе.
12. Уровень усвоения:
- возможны все уровни усвоения, но в целом курс рассчитан на уровень “знать”, “уметь”, “применять”.
Ожидаемые результаты обучения.
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен
Знать:
- взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
- о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;
- значение и свойства углекислого, инертных газов, кислорода, водорода.
Уметь:
- выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
- оперировать полученными знаниями для составления собственной картины мира, теоретического и практического освоения действительности.
Иметь представление:
- об особенностях работы эколога.
Тематическое планирование курса.
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля |
1. | Вводное занятие: “Мир в котором я живу” | 1 | Педагогическая мастерская “Природа не делится на разум без остатка” (смотри Приложение 1) | Анкетирование Педагогическая мастерсая проводится в сопровождении презентации, но её объём достаточно большой для публикации. |
2. | Тайна “Собачьей пещеры” | 1 | Разгадывание сказок-загадок; беседа; рассказ; видеодемонстрация. | ------ |
3. | Диоксид углерода “человекоубийственный гений” или дух “жизни”? | 1 | Рассказ учителя; беседа; составление схем; | Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, в связи с парниковым эффектом. |
4. | “Я - альфа и омега, начало и конец, первый и последний” | 1 | Рассказ-лекция; демонстрация круговорота азота в природе; превращений азота в атмосфере; | Д/З: заложить опыты по влиянию удобрений на жизнедеятельность растений(парная работа)(по желанию) |
5. | Сын Солнца и его братья: ленивый, тайный, новый, чужой и светящийся. | 1 | Рассказ учителя, виртуальная экскурсия. | Д/З: реферат на тему “Происхождение названий химических элементов” (по желанию) |
6. | Огненный воздух. | 1 | Видеосюжеты, лекция, | Д/З: исследование чистоты воздуха. |
7. | Три атома кислорода. | 1 | Рассказ учителя; демонстрации; | Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, связанным с изучаемой проблемой. |
8. | Поллюганты или когда не помогут зонтики. | 1 | Видеосюжеты; беседа; применение знаний. | Д/З: составить по желанию рассказ о будущем Земли, связанным с изучаемой проблемой. |
9. | Когда положительное – отрицательно, а отрицательное – положительно. | 1 | Лекция; беседа; | ----------------------- |
10. | Космос.Земля. “Ядерная зима”. | 1 | Видеосюжеты; рассказ; | ------------------------ |
11– 12. | Индивидуальная исследовательская деятельность. | 2 | Работа по индивидуальным планам. (методика ТОГИС) | Написание отчетных работ ( см. выше) |
13 - 14 | “У каждого века вечность вопрошает: Что же свершиться в будущем с природой?”. (А.Кольцов.) | 2 | Защита творческих проектов. | Письменные и устные сообщения, рефераты, творческие проекты, исследовательская деятельность. |
Содержание курса.
1 занятие. “Мир в котором я живу”.
Педагогическая мастерская “Природа не делится на разум без остатка”; анкетирование.
2 занятие. “Тайна “Собачей пещеры”.
Занятие начинается с разгадки древних легенд: “Тайны “Собачей пещеры”” и “Тайны “Древней лампы”. Актуализация знаний об углекислом газе. История открытия диоксида углерода. Круговорот углерода в природе(видеодемонстрация)
3 занятие. “Диоксид углерода “человекоубийственный гений” или “дух жизни”?
Значение углекислого газа в природе и жизни человека: фотосинтез, воздушное удобрение, регулятор физиологических процессов, “парниковый эффект” и.т.д.. Писатели и учёные о будущем планеты. Мероприятия по сохранению планеты Земля.
4 занятие. “Я-альфа и омега, начало и конец, первый и последний”.
Азот: из истории открытия, название, строение, свойства, превращения азота в атмосфере, связывание азота, азотные удобрения-нитраты. Загрязнения почв и вод удобрениями. Правила внесения удобрений.
5 занятие. “Сын Солнца и его братья…”
Водород: из истории открытия, физические свойства, водород во Вселенной. Инертные газы: содержание в воздухе, свойства, применение.
6 занятие. “Огненный воздух”
Кислород: открытие, свойства, значение, применение.
7 занятие. “Три атома кислорода”
Озон-аллотропная модификация кислорода; строение , свойства. Озоновый экран и проблемы связанные с его разрушением.
8 занятие. “Поллюганты или когда не помогут зонтики.”
Загрязнения атмосферы продуктами промышленности, автомобильным транспортом
9 занятие. “Когда отрицательное-положительно, а положительное-отрицательно”.
Положительные и отрицательные ионы в воздухе. Аэроионы. “Космос. Земля. Ядерная Зима” (теория ядерной зимы Карла Сагана, исследования Российской академии наук; последствия военного конфликта для биосферы Земли и человека как ее части.
10-11 занятие. “Индивидуальная исследовательская деятельность”
Индивидуальная работа с детьми: оказание помощи в выполнении заданий. Каждому ученику (возможна работа в паре) заранее выдаётся
12-13 занятия. “У каждого века вечность вопрошает: Что же свершиться в будущем с природой?”
Защита работ.
Список литературы.
1. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П., Школьный учебник “Экология”, 9 класс, М; “Дрофа”, 1996.
2. Лейбин М.В. Глобалистика. Москва. 1992.
3. Муранов А.П. Волшебный и грозный мир природы.
4. Мультимедийные курсы: “Экология, 10-11 классы”,
ЗАО “1С”, 2004; “Экология”,
Московский Государственный институт
электроники и математики,2004.
5. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Москва. 1992.
6. Свиридонов Г. Здоровья кладезь-природа.
7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Москва. “Новая школа” 1994.
8. Терлецкий Е.Д. Лик невидимки. Москва.”Химия” 1982.
9. Материалы с сайта: WWW.ecosystema.ru . Ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный центр. Учебные видеофильмы и методические пособия по методам организации экологических исследований школьников в природе.