Цель урока: Расчёт суточного рациона питания с учётом норм.
Показать возможность применения ЭТ в биологии.
Задачи:
- Формирование позитивного отношения к собственному здоровью.
- Раскрытие необходимости рационального режима питания, сбалансированного по составу белков, жиров и углеводов.
- Разъяснение роли питания в поддержании здоровья.
- Отработка навыков работы с электронными таблицами.
Оборудование:
- Таблица, отражающая содержание витаминов в пищевых продуктах;
- Таблица “Калорийность пищевых продуктов”
- “Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах”;
- Компьютерная презентация темы
- Фильм на CD– диске.
- Компьютерный проектор.
- Карточки с заданиями для расчета количества белков, жиров и углеводов в суточном рационе.
Ход урока:
1. Постановка проблемы, просмотр видеосюжета.
Учитель биологии: Ребята, сегодняшнее занятие мы с вами начнём с просмотра небольшого видеосюжета. Постарайтесь понять, о какой проблеме идёт речь. (Дети смотрят небольшой видеоматериал, снятый тут же, в школе. В сюжете показано, как дети проводят перемены, как быстро пытаются поесть в столовой, присутствуют тучные и худые ученики. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос)
Далее изложение материала сопровождается компьютерной презентацией
Нормы питания. <Приложение 1>
В мире сейчас многие обеспокоены увеличением числа тучных людей. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) (слайд 2)
Но есть и другая сторона медали, в последнее время медицинские комиссии по призыву в армию столкнулись с ситуацией, что у большинства призывников наблюдается недостаток веса. Как вы считаете, с чем связана проблема тучных и худых людей?
- Неправильный обмен веществ?
- Малоподвижный образ жизни (гиподинамия)
- Нерациональное питание.
2. Изучение нового материала(сопровождается презентацией)
Что понимается под “Обменом веществ?”
– Это совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведения и взаимосвязь с окружающей средой. Существует 2 вида обмена: (слайд 3)
Основной | Общий |
Интенсивность обмена в-в при соблюдении стандартных условий | Фактические энерготраты, совершаемые человеком за единицу времени |
Условия: суточное голодание, температура комфорта, полный психический покой(читать, писать, умственные и физические нагрузки запрещены, спать нельзя) | Больше чем основной, т.к. мышечная работа, еда, переваривание пищи, борьба с жарой, холодом – на это затрачивается энергия. |
Как вы уже знаете, процессы обмена веществ в организме сопровождаются освобождением энергии. Большая часть её превращается в тепло. Поэтому оценка расхода энергии при разных состояниях организма производится по тому, сколько тепла отдаёт наше тело в окружающую среду. (Вызвать к доске мальчика и попросить присесть около 20 раз, в быстром темпе, затем кого-то попросить провести рукой около его тела.) Выясним, что действительно тело отдаёт тепло.
Исследования показали, что чем тяжелее выполняемая работа, тем интенсивнее обмен веществ. Например, при лёгкой работе и работе средней тяжести человек тратит от 9211 до 13816 кДж в сутки. (слайд 4)
Увеличение расхода энергии объясняется
- интенсивным сокращением мускулатуры,
- усилением сердечной деятельности,
- учащением дыхательных движений
- эмоциональным состоянием, климатом, временем года.
Затраты энергии у людей разных профессий колеблются в пределах от 12600 до 21000 кДж. По энергетическим затратам представители разных профессий разделяются на несколько групп. (Слайд 5)
Энергетические затраты людей разных профессий.
Группы профессий |
Средние затраты энергии в сутки (в кДж) |
1. Работники интеллектуального труда (учёные, педагоги и др.) |
до 12600 |
2. Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики и др.) |
от 12600 до 14700 |
3. Работники тяжёлого механизированного труда (шахтёры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие) |
от 14700 до 16800 |
4. Работники тяжёлого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы) |
от 18900 и выше |
Из данных таблицы видно как с увеличением интенсивности физического труда растут энерготраты. Понятно, что энергоёмкость (калорийность) продуктов питания должна соответствовать энергетическим тратам.
Для выполнения определённого вида работы организм должен покрывать затраты энергии за счёт соответствующего количества пищи. Вот так выглядят примерные нормы суточной потребности в питательных веществах по группам профессий.
(Слайд 6)
Примерные нормы суточной потребности в питательных веществах.
Питательные вещества |
Количество питательных веществ для каждой группы |
|||
Люди профессий, не связанных с физическим трудом |
Люди профессий, связанных с физическим трудом |
|||
механизированным |
Механизированным или частично механизированным |
Тяжёлым немеханизированным |
||
Белки (в г) В том числе животного происхождения |
109 67 |
122 72 |
146 82 |
163 94 |
Жиры (в г) В том числе животного происхождения |
106 91 |
116 95 |
134 108 |
153 121 |
Углеводы (в г) |
433 |
491 |
558 |
631 |
Общая энергетическая ценность пищевого рациона (в кДж) |
13474 |
15086 |
17270 |
19942 |
Известно, что в теле взрослого человека, массой около 70 кг, содержится примерно
- 40 кг воды,
- 15 кг белка, 7 кг жира,
- 3 кг минеральных солей,
- 0,7 кг углеводов.
(Слайд 7)
Но организм – это не склад, где всё заложенное хранится в неприкосновенном виде. В организме человека постоянно происходят процессы обмена, одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, и взамен них должны поступать новые. Роль пищи в процессе непрерывного обновления человеческого тела может быть охарактеризована следующими цифрами: подсчитано
что в среднем за 70 лет жизни человек- выпивает 50 т воды
- съедает 2,5 т белка,
- 2,3 т жира,
- свыше 10 т углеводов,
- почти 300 кг поваренной соли.
(Слайд 8)
Из этого следует, что белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины – вот те основные вещества, которые необходимы для жизни.
Современные представления о качественных и количественных потребностях человека в пищевых веществах получили отражение в концепции сбалансированного питания. Согласно этой концепции, для осуществления нормальной жизнедеятельности организм человека нуждается не в конкретных продуктах питания, а в необходимом количестве энергии и определённых комплексах питательных веществ, входящих в эти продукты.
3. Расчет количества белков, жиров и углеводов в суточном рационе, отработка навыков работы с ЭТ( работа на ПК)
Учитель информатики: У каждого на столе лежит таблица №2 “Содержание питательных веществ в различных продуктах и блюдах” <Приложение 2>, дома вы должны были составить меню на день (завтрак, обед и ужин), исходя из предложенного списка.
Задача №1 “Подсчёт количества белков, жиров и углеводов в суточном рационе”
Наша задача – заполнить таблицу, исходя из того меню, что вы составили, и подсчитать количество белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Но прежде давайте вспомним, что каждая ячейка ЭТ служит для 3-ёх целей. Каких?
(ввод текста, ввод числа, ввод формулы)
С чего начинается ввод формулы? (Со знака = и записывается английскими буквами)
Если возникает необходимость вводить однотипные формулы, как поступаем в этом случае? (Копируем их).
Нам с вами нужно будет заполнить следующую таблицу:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | |
1 |
Продукты |
масса |
Белки в 100г |
Жиры в 100г |
Углеводы в 100 г |
белки |
жиры |
углеводы |
энергетическая ценность |
2 |
сосиски | 200 | 11 | 25 | 0 | =c2*b2/100 | =d2*b2/100 | =e2*b2/100 | =17,2*(F2+H2)+ 39,1*G2) |
3 |
|||||||||
4 |
|||||||||
5 |
|||||||||
6 |
|||||||||
7 |
|||||||||
8 |
|||||||||
9 |
|||||||||
10 |
|||||||||
11 |
Итого: | ||||||||
12 |
|||||||||
13 |
потребности |
||||||||
14 |
Фамилия | вес | белки |
жиры |
углеводы |
энергия | |||
15 |
=b15*2,5 | =f15*18/14 | =f15*68/14 |
Из таблицы видно, что столбцы D,B,C E заполняем числами, столбцы F,G,H, – формулами.
(Работа на ПК)
Мы с вами нашли суточное потребление белков, жиров, углеводов.
Специальные исследования показали, что при распаде 1г белков или углеводов освобождается около 17,2 кДж. Энергетическая ценность 1г жира составляет 39,1кДж.
Таким образом, можно подсчитать энергетическую ценность составленного меню.
Для этого в столбце I вводим формулу [=17,2*(F2+H2)+39,1*G2)]
Для того, чтобы быстрее произвести расчеты, макет таблицы можно заранее приготовить в Microsoft Excel. <Приложение 3>
По данным нашей таблицы можно построить диаграмму для сравнения количества белков, жиров и углеводов в суточном рационе, Выделим диапазон F11:H11, и по нему построим диаграмму.
Какие выводы можно сделать из диаграммы? Давайте сравним наши диаграммы с тем, что должно быть 0 (презентация, слайд 9)
Помимо энергоёмкости пищи необходимо учитывать её качественный состав. Человек нуждается в смешанной пище: 1/3 белков животного происхождения, 1/3 жиров растительного происхождения.
Белки животной пищи усваиваются на 97%, растительной – на 85% , смешанная пища усваивается на 92%, чем разнообразнее пища, тем лучше она усвоится. (Слайд 10)
Установлено, что в суточном рационе в среднем должны составлять:
14% – белки (мясо, творог, куриные яйца);
18% – жиры (подсолнечное, оливковое, сливочное масло);
68% – углеводы (варенье, конфеты, картофель).
Поэтому Задача №2 “Подсчитать суточную потребность вашего организма в белках, жирах, углеводах и энергии”.
Потребность растущего организма зависит от возраста. В возрасте от 3 до 15 лет ребёнок должен получать 2,5 г белка на 1 кг веса. Поэтому для расчета введем в ячейку В15 свой вес, а в ячейки F,G,H-указанные формулы.
4. Подведение итогов работы, обобщение
По получившимся данным сделать вывод, сравните потребности организма со своим рационом. Чего вам не хватает, а чего получаете в избытке.
Вывод: Человек должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течении дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.
Если человек недополучает энергии, по сравнению с затратами он худеет;
Если приток энергии больше, чем энерготраты происходит – отложение жира.
(Слайд 10)
Соблюдение режима питания – это залог здоровья.
4-х разовое питание:
Завтрак -25%;
Обед -50%;
Полдник -15%;
Ужин -10%.
Поговорка, как нельзя кстати: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
5. Вывод по уроку (делают оба учителя):
Потребность человека в энергии зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей организма (пола, возраста, роста, веса, уровня обменных процессов), от физической нагрузки, от занятий спортом, игр.
Мы с вами проработали в электронных таблицах, и каждый из вас получил свой расчет по потреблению белков, жиров, углеводов.
Из данных, которые вы сегодня получили на уроке мы надеемся, что вы измените свой суточный рацион так, чтобы он примерно соответствовал вашим потребностям.