Урок с элементами исследовательской деятельности учащихся по биологии на тему: "Внешнее строение листа" в 6-м классе

Разделы: Биология


Цель: формирование навыков исследовательской деятельности учащихся по биологии в процессе ознакомления с внешним строением листа.

Задачи урока.

Познавательные:

  1. Формировать у учащихся знания о листе – важной составляющей части побега.
  2. Познакомить учащихся с особенностями строения и основными функциями листа, типами жилкования.

Воспитательно-развивающие:

  1. Развивать умение дифференцировать простые и сложные листья, тип их расположения на стебле, типы жилкования.
  2. Воспитывать бережное отношение к флоре нашей планеты.

Оборудование урока:

1. Для учителя – гербарий, таблицы “Строение простых листьев”, “Строение сложных листьев”, живые растения в кабинете биологии.

2.Для учащихся – коллекция простых листьев с различными листовыми пластинками и жилкованием; коллекция сложных листьев; рисунки с изображением листьев клена и рябины; комнатные растения (узумбарская фиалка, хлорофитум, хохлатый алоэ, сансивьера, бегония металлическая, бегония королевская, диффенбахия, плющ восковидный).

Оформление доски:

План урока.

  1. Лист – важная составная часть побега.
  2. Основные функции листа – фотосинтез, газообмен, испарение воды.
  3. Внешнее строение листьев, листья простые и сложные.
  4. Листорасположение и жилкование.
  5. Лабораторная работа: “Внешнее строение листа” (учебник, стр. 78-79).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Целевая установка.

Учащийся-ведущий 1 группы.

Каждый раз, когда приближается зима, начинаются разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето долгожданное и короткое, а осень приходит и оставляет впечатление промелькнувшей золотой птицы.

Учащийся-ведущий 2 группы.

– Ребята, посмотрите в окно: какие вы видите деревья?

Учащийся:

– На деревьях нет листьев.

Учащийся-ведущий 2 группы.

– Правильно. О чем идет речь?

На доске записывается тема: “Внешнее строение листа”.

Учитель:

Вам были даны задания сочинить стихи о листе, подготовить рисунки и вышивки. Кто сочинил стихи?

Учащиеся читают стихи собственного сочинения.

1. О симбиоз-союзе, что в небе и морях.
Зачем растут деревья?
Зачем нам кислород?
А что такое семя?
А что за термин плод?

2. Вот какой листочек
Под моим окном.
Он такой красивый,
С белой бахромой.
Я возьму листочек
И в водичку – шлёп!
А он бедный стонет,
Вырваться не смог.
Мне его так жалко.
Я его верну,
Положу под книжку,
Да и засушу.

Учитель предлагает посмотреть рисунки, выполненные с помощью компьютера.

Учитель читает стихотворение собственного сочинения.

Ах, листок, листок, листок.
Ты такой красивый.
Нежный, словно лепесток,
Кажется мне милым.

III. Знакомство с новой информацией.

Учащаяся 1 группы продолжает говорить о значении листа.

Я бы продолжила словами замечательного русского ученого Климента Аркадьевича Тимирязева: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал и жиры и зерно, – он решит, что вы над ним сеётесь. Но то, что кажется, совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в земных листьях и растениях”.

Эстафету принимает вторая группа:

Едва ли в каком-то органе растения существуют такие неполные и ложные понятия в среде людей, незнакомых с наукой, как о листе. Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, в какой испытывал лист. В течение многих веков, до конца прошлого столетия, человек упорно отказывался видеть в нём прямую пользу, тогда как польза корня, как органа питания, цветка и семени, как органов размножения, была неоспоримо признана за ними с незапамятных времен.

Лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. Правда, многие согласились видеть лист не только как украшение, но и как орган извержения вредных испарений. А между тем, как мы вскоре увидим, лист также как и корень, необходим для питания растения: можно сказать, что в течение жизни листа выражается сама сущность растительной жизни, что растение – это жизнь.

Учитель подчеркивает, что лист – это важная составляющая часть побега.

Климент Аркадьевич Тимирязев назвал растение зеленым посредником между Землей и Космосом. В чем заключается космическая роль зелёных растений?

Эстафету принимает учащаяся-ведущая 3 группы.

Превращение в листе неорганических веществ в органические – процесс космического значения, так как, “свет этим органическим веществом питается, – писал Тимирязев, – питается всё живущее! Другого источника пищи не существует на нашей Земле”.

Все, что мы называем урожаем, создается в листе.

Учитель:

– В сообщениях учащихся ясно прослеживаются две основные функции листа. Какие?

Учащиеся правильно отвечают, что это фотосинтез и газообмен.

IV. Решение учащимися биологических задач, в которых представлены элементы опытно-исследовательского характера.

Задача №1

Как бы не располагались на стебле листья – супротивно, мутовчато, поочередно – каждый раз листья выводятся из-за тенения. Благодаря чему лишние листья занимают промежуточные позиции между крупными листьями?

Задача №2.

В тропическом лесу много влаги. Большая влажность и на болотах. У растений, произрастающих в условиях наших болот – мелкие листья, а в условиях тропического климата листовые пластики крупные. Как можно объяснить такое явление?

(Решение задач проверены и оценены учителем).

Учитель предлагает учащимся предоставить информацию, подготовленную по индивидуальным заданиям.

Самостоятельное исследование о разнообразии листьев провела учащаяся этого класса.

Монстера – типичная лиана бразильских лесов. В наших комнатах в пасмурную погоду и, в особенности, в сырых квартирах с широких листьев монстеры падают большие капли воды. Чем объяснить появление этих капель, похожих на слёзы? Объясняется это условиями существования монстеры на своей родине, в амазонских лесах. Там воздух теплый, насыщенный влагой. Испарений почти нет. Перед дождем, когда в атмосфере накапливается много влаги, листья монстеры начинают выдавливать воду каплями. Не садитесь в пасмурную погоду под большими листьями монстеры, даже в комнате вы рискуете попасть под дождь. По поведению растения монстеры, как и по показаниям барометра, можно за сутки предсказать наступление дождливой погоды.

Учащийся 4 группы рассказывает об одном интересном растении – Виктории регия (“апона”).

Виктория регия, то есть “апона” – птичья сковородка. Так называют индейцы этот цветок за форму крупных листьев с загнутыми кверху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.

О маленьких листьях рассказывает следующая учащаяся 1 группы.

Некоторые листья в отличие от огромных измеряются несколькими миллиметрами. Они разнообразны по окраске: красные – колеус пестролистный; пятнистый – диффенбахия; гладкий – фикус; опущенный – узумбарская фиалка.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о функциях листьев. Каковы же они?

(Учащиеся указывают на испарение воды листьями)

По предварительному заданию учителя учащаяся выступает с результатами своих исследований по строению листьев:

Листья разных растений отличаются друг от друга по количеству пластин:

  • Лист с одной листовой пластинкой называется простым (береза, осина, дуб);
  • Лист с несколькими листовыми пластинами на общем черешке – сложным (шиповник, рябина, клевер). Сложные листья бывают тройными, парно-перетыми, непарноперистые. По форме листовой пластины (яйцевидные, линейные, зубчатые, пильчатые).

Вторая учащаяся дополняет и подчеркивает, что жилкование листьев бывает сетчатым, пальчатым, перистым, линейным, то есть, различных типов.

Способы прикрепления листьев тоже разнообразны: сидячие, черешковые, вставочные.

Учитель обобщает высказывания учащихся, подчеркивая, что лист важный орган растения.

V. Лабораторная работа “Внешнее строение листа”.

При изучении внешнего строения листа важным моментом является лабораторная работа с раздаточным материалом (три гербарных листа и три комнатных растения на каждую группу учащихся (таблица – стр. 78-79 учебника).

  Тип листьев Типы жилкования Типы прикрепления Типы расположения
растения простой сложный      
           

(Учащиеся заполняют таблицу, используя полученные знания на уроке).

VI. Обобщения и выводы.

Учащиеся в результате опытно-исследовательской работы делают выводы:

  1. Лист состоит из листовых пластин, черешка, основания, прилистника (первая группа).
  2. Лист с черешком называют черешковым. Лист без черенка – сидячим; охватывающий стебель под углом – вставочным (вторая группа).
  3. Лист с одной листовой пластиной – простой, с несколькими, расположенным на общем черенке – сложный (третья).
  4. Сложные листья могут быть тройчатыми, пальчато-сложными, перисто-сложными, парноперистыми и непарноперистыми (четвертая).
  5. Жилкование листьев может быть сетчатым, перистым (пятая).

VII. Подведение итогов урока.

Учащиеся подводят итог, изучив тему “Внешнее строение листа”, они смогли:

  • Охарактеризовать лист как важную составляющую часть побега;
  • Перечислить функции листа по той схеме, которую учащиеся самостоятельно составили, где основными функциями листа были фотосинтез, газообмен и испарения воды;
  • Учащиеся смогли распознать листья по количеству листовых пластин;
  • Определив типы жилкования, учащиеся смогли безошибочно использовать свои знания при изучении темы “Систематика растений”.

Учитель, подводя итог урока, прочитала стихи собственного сочинения:

Посмотрела я на вас
И на ваши лица.
Все, что было на уроке,
В жизни пригодится.

VIII. Выставление и комментирование отметок.

IX. Задание на дом:

Параграф 31. Ответить на вопросы к параграфу.